Феликс Кандель - Евреи России. Времена и события. История евреев российской империи.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Евреи России. Времена и события. История евреев российской империи."
Описание и краткое содержание "Евреи России. Времена и события. История евреев российской империи." читать бесплатно онлайн.
Среди переселенцев была повышенная смертность из-за тяжелых условий жизни и непривычного климата. Некоторые "отлучались без разрешений" в города; другие возвращались на прежние места в черту оседлости. Один из инспекторов сообщал начальству: "Жестокие морозы‚ каких здешние старожилы не запомнят‚ сильнейшие ветры и вьюги‚ глубокие снега‚ которые завалили в колониях избы по крыши... Все колонисты жалуются на бескормицу‚ скот околевает‚ а люди холодают и голодают... Жиды в ужасном положении и единогласно с пролитием слез умоляют отвратить их от гибели; в худых‚ развалившихся избах без крыш‚ без всякого пропитания и топлива‚ коего и достать негде за безмерными снегами‚ – они изнемогают среди холода и голода‚ среди степи!"
Вторил ему другой инспектор: "В лохмотьях‚ босые и без рубашек‚ по пятнадцать-двадцать человек в избе‚ в духоте и неописанной неопрятности пребывали и жестокую цинготную болезнь расплодили. Больные валялись вместе со здоровыми‚ заражали их; и те‚ и другие умирали". А колонисты поселения Сейдеменуха жаловались начальству: "От перемены вод‚ климата‚ от недостатков‚ отчаяния и болезней в течение трех лет умерло у нас двести душ... да и все мы бедны‚ несчастны!" Власти выделили на переселение евреев 300 000 рублей. Ревизия обнаружила‚ что за три года на эти цели потратили 145 000‚ а в кассе осталось всего лишь... 2519 рублей. Местное начальство не сумело отчитаться за растраченные суммы‚ других денег у казны не было‚ и в апреле 1810 года правительство распорядилось приостановить поселение евреев в Новороссийском крае.
То же самое случилось с привлечением к фабричному труду. В Кременчуге открыли фабрику сукноделия для обучения "праздношатающихся евреев", чтобы подготовить специалистов для будущих предприятий. Фабрика напоминала военную казарму, откуда нельзя было уйти без разрешения; в каждой комнате поселили по нескольку семей, которые получали одежду и еду, дети трудились в цехах вместе с родителями, но за меньшую заработную плату. Сначала в Кременчуге работали более ста человек‚ через три года осталось тринадцать, и фабрику пришлось закрыть; по сообщению надзирателя, последние семьи вместе с детьми "в ночное время в окна из казарм бежали". В отчете отметили‚ что принудительными мерами невозможно приучить людей к новой профессии: "фабрики учреждаются сами собою‚ постепенно и по мере надобности‚ и капиталы‚ употребляемые на насильственное устроение этого рода заведений‚ суть капиталы‚ брошенные в воду".
А вновь созданный Еврейский комитет тем временем продолжал работать и в 1812 году представил императору свой доклад. В докладе – в первый‚ быть может‚ раз – была сказана правда о положении евреев России и их роли в экономике западных губерний. Недостаток хлеба в Белоруссии‚ сказано там‚ происходит не оттого‚ что евреи продают вино крестьянам‚ а от плохого удобрения земель и неправильного хозяйствования. В юго-западных губерниях евреев тоже немало‚ однако тамошние крестьяне зажиточнее белорусских. "Доколе у белорусских и польских помещиков будет существовать теперешняя система экономии‚ основанная на продаже вина‚ доколе помещики не перестанут‚ так сказать‚ покровительствовать пьянству‚ дотоле зло сие‚ возрастая год от году‚ никакими усилиями не истребится, и последствия будут всё те же‚ кто бы ни был приставлен к продаже вина‚ еврей или христианин", – примером тому те губернии‚ где евреев совсем нет‚ а пьянство всё равно существует.
Члены комитета отметили: если выселить из деревень тысячи шинкарей-евреев‚ то на их место встанут тысячи шинкарей-крестьян; в результате этого земледелие лишится многих умелых работников‚ а казна потратит огромные средства‚ чтобы превратить евреев-шинкарей в пахарей. Но какая выгода в том: превращать земледельцев в целовальников‚ а целовальников – в земледельцев? Еврей скупает у крестьянина его урожай в деревне, продает ему косы‚ посуду‚ соль и прочие товары‚ а потому крестьянин не должен тратить время‚ особенно в рабочую пору‚ на поездки в город‚ где он всё равно продаст товары тому же еврею и сможет пропить то‚ что пропивал у себя в деревне.
От переселений в города еврейский народ "подвергся разорению"‚ и потому комитет предложил – в преддверии войны с Францией – не ожесточать до последней крайности и без того угнетенный народ. Следует оставить их на прежних местах и вновь разрешить им сельскую аренду‚ винокурение и продажу вина‚ от чего они "никогда не обогащались‚ а извлекали одно только пропитание и удовлетворение лежащих на них повинностей". Но предложения комитета были уже не ко времени. Наступил 1812 год‚ на Россию двигался Наполеон‚ и разрешение еврейского вопроса отложили до лучших времен.
6
У маленькой еврейской общины Петербурга не было сначала своего кладбища‚ и первых трех умерших похоронили среди христиан. В 1802 году община приобрела земельный участок на лютеранском кладбище‚ и в книге записей лютеранской общины Петербурга отметили: "Не возбраняется евреям носить своих покойников к своему кладбищу через наше кладбище"‚ – при этом лютеране брали по десять рублей за каждые похороны. На вновь созданное кладбище перенесли останки первых умерших.
В книгу записей общины вписывали имена погребенных "для сохранения памяти". Вот некоторые из них: "Йосеф сын Элиэзера из Могилева‚ прозванный Йосефом Косым"; "Возле рва похоронен выкидыш от Моисея сына Яакова Киршнера из Шклова"; "Скончался и похоронен знаменитый раввин и славный врач Моше Элькан из Тульчина"; "Заносим для памяти‚ что в госпитале умер больной‚ и нам приказано было его похоронить‚ так как перед смертью он открыл начальству госпиталя‚ что он еврей и желает быть погребенным на еврейском кладбище. Мы также знаем‚ что он религии своей не переменил‚ но поведение его не подобало истинному еврею‚ поэтому положили его в отдельном месте‚ на южной стороне у вала. Имя его: Авигдор сын Давида Чахечовер из Варшавы".
Нота Ноткин был поставщиком армии князя Г. Потемкина, "неоднократно рисковал потерять жизнь и поставлял для войск провиант и фураж в такое время‚ когда никто другой кроме него приступить к сему не хотел". Казна не вернула ему затраченные деньги – около 200 000 рублей‚ и Нота Ноткин дважды разорялся. Есть сведения‚ что Павел I подарил Ноткину за его заслуги имение в Могилевской губернии‚ а Александр I пожаловал ему золотую‚ усыпанную брильянтами табакерку за четкую поставку продовольствия армии и флоту. Нота Ноткин был ходатаем за своих единоверцев и помогал петербургской общине; он умер в 1804 году и похоронен на еврейском кладбище Петербурга‚ которое основали с его помощью. На могильном памятнике написали: "Высокопоставленный и знатный господин Натан Ноте сын Хаима из Шклова".
Жил в Петербурге коммерции советник Абрам Перетц‚ сын раввина из Галиции‚ подрядчик по строительству кораблей и снабжению русской армии. Перетц принимал у себя в доме весь Петербург‚ "славился умом" и "долго был памятен столице по своим достоинствам‚ по своим огромным делам и потом по своим несчастьям". "Откупщик Перетц – жид‚ но человек добрый и истинно благородный"‚ – аттестовали его. Финансовая реформа 1810 года в России во многом обязана своим успехом "наставлениям банкира Перетца"‚ а в 1812 году‚ во время Отечественной войны‚ Перетц вложил свои деньги и опыт в организацию снабжения русской армии провиантом. После войны он не мог получить с казны собственные деньги – около четырех миллионов рублей и разорился. В конце девятнадцатого века о нем снова вспомнили: "Перетцу в 1812 и 1813 гг. наша армия обязана главным образом своим продовольствием".
Жил в Петербурге и Иегуда Лейб бен Ноах, он же Лейба Невахович из Подолии‚ друг и учитель Перетца. Он занимался литературным творчеством – "тайная некая сила призывает меня к перу"‚ знал несколько языков‚ но писал, в основном, по-русски‚ как сам говорил‚ "на языке более известном и употребительном в моем отечестве". В 1801 году Невахович сочинил оду на иврите и русском языке "на Всерадостнейший день… восшествия на Прародительский Престол" Александра I. И подписал: "Верноподданнейший Еврей Лейба Невахович".
В 1803 году, во время работы Еврейского комитета, Невахович написал книгу "Вопль дщери Иудейской" и посвятил ее члену Еврейского комитета, министру внутренних дел графу В. Кочубею, "осмелившись изобразить слабым пером моим" судьбу "уничиженной и слезящейся дщери Израиля". "Я не для того вещаю‚ чтобы вывести себя в пышности на сцену. Может ли тщеславие иметь место в сердце унылом и сокрушенном? Нет‚ я изливаю токмо ту горесть‚ которою чрез меру наполнена душа моя!"
Эта книга – первое еврейское литературное произведение на русском языке – должна была по замыслу автора пробудить в "благородных россиянах" гуманные чувства к евреям‚ их "соотичам" – соотечественникам. "В то самое время‚ – писал Невахович‚ – когда сердца всех европейских народов меж собой сблизились‚ когда уже слились воедино‚ народ еврейский еще видит себя презираемым... Одно имя иудей производит уже в произносителе и слушателе онаго некое странное и необычайное движение. Имя сие учинилось поносным‚ презренным‚ поруганным и некиим страшилищем для детей и скудоумных... О христиане‚ славящиеся кротостью и милосердием‚ имейте к нам жалость‚ обратите к нам нежные сердца ваши!.. Ах‚ христиане!.. Вы ищете в человеке иудея‚ нет‚ ищите в иудее человека‚ и вы без сомнения его найдете!.. Клянусь‚ что иудей‚ сохраняющий чистым образом свою религию‚ не может быть злым человеком‚ ниже – худым гражданином!!!"
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Евреи России. Времена и события. История евреев российской империи."
Книги похожие на "Евреи России. Времена и события. История евреев российской империи." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Феликс Кандель - Евреи России. Времена и события. История евреев российской империи."
Отзывы читателей о книге "Евреи России. Времена и события. История евреев российской империи.", комментарии и мнения людей о произведении.