» » » » Лев Толстой - Полное собрание сочинений. Том 23. Произведения 1879–1884 гг.


Авторские права

Лев Толстой - Полное собрание сочинений. Том 23. Произведения 1879–1884 гг.

Здесь можно скачать бесплатно "Лев Толстой - Полное собрание сочинений. Том 23. Произведения 1879–1884 гг." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Русская классическая проза, издательство АгентPDF8f070fbc-092c-11e0-8c7e-ec5afce481d9. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Лев Толстой - Полное собрание сочинений. Том 23. Произведения 1879–1884 гг.
Рейтинг:
Название:
Полное собрание сочинений. Том 23. Произведения 1879–1884 гг.
Автор:
Издательство:
АгентPDF8f070fbc-092c-11e0-8c7e-ec5afce481d9
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Полное собрание сочинений. Том 23. Произведения 1879–1884 гг."

Описание и краткое содержание "Полное собрание сочинений. Том 23. Произведения 1879–1884 гг." читать бесплатно онлайн.








О том же писал Толстой В. Г. Черткову 11 июня 1903 г. Указав на то, что в издании «Свободного слова» статья «Церковь и государство» неверно датирована 1892 г., Толстой далее писал: «Она была написана вместе с Евангелиями [с работой Толстого «Соединение и перевод четырех Евангелий»]. Переписал же ее и пустил в ход Александр Петрович гораздо позже. Я не думал ее издавать и ни разу не перечел ее и ни слова не поправил в ней» (т. 88).

Но Толстой ошибался, говоря как в письме к Г. А. Русанову, так и устно П. И. Бирюкову, что заглавие статьи «Церковь и государство» дано переписчиком: заглавие это крупным и четким почерком написано рукою автора наверху первой страницы сохранившейся рукописи этой статьи. Ошибкой Толстого является также и его утверждение, будто бы он ни разу не перечитал и совершенно не поправлял статью «Церковь и государство». Сохранилась копия статьи, просмотренная и исправленная Толстым. Забывчивость его в данном случае объясняется тем, что статья, против обыкновения, была просмотрена только один раз, и исправлений в ней было сделано сравнительно немного.

Статья «Церковь и государство» – не что иное, как развитие мыслей, записанных Толстым в Записной книжке в сентябре и октябре 1879 г.: «Церковь, начиная с конца и до III века – ряд лжей, жестокостей, обманов» (30 сентября). «Вера отрицает власть и правительство – войны, казни, грабеж, воровство, а это всё сущность правительства. И потому правительству нельзя не желать насиловать веру… Христианство насиловано при Константине – при разделении Запада и Востока. Лютеранство, кальвинизм, англиканство – всё не вера, а форма насилия. Истинны только угнетенные павликиане, донаты, богомилы и т. п.» (30 октября).144

Можно думать, что написание статьи «Церковь и государство» относится к ноябрю – декабрю 1879 г. Во всяком случае статья написана до начала не только писания «Исследования догматического богословия», но даже и изучения разбираемого Толстым в этой книге сочинения митр. Макария «Православно-догматическое богословие». Думаем так потому, что там, где идет речь об определении понятия «церковь», находим заметку автора: «Определ[ение] из Ист[ории] ц[еркви], из кат[ехизиса], из кат[олической] ист[ории] церкви», после чего в рукописи проставлена строка точек. О книге Макария здесь не упомянуто, чего не могло бы быть, если бы статья писалась после такого основательного изучения этой книги, какое было сделано Толстым. На то же указывает и архаический термин «богословия» (именительный падеж), употребленный Толстым в черновой редакции статьи, тогда как после изучения книги Макария он, вслед за этим писателем, писал уже не «богословия», а «богословие».

Для датировки статьи имеет значение также и упоминание в черновой редакции об обер-прокуроре Синода, графе Д. А. Толстом. Это не дает возможности датировать статью позднее апреля 1880 г., так как 24 апреля 1880 г. на место Д. А. Толстого обер-прокурором синода был назначен Победоносцев.

Статья «Церковь и государство» впервые появилась в Берлине в издании Кассирер и Данцигер без обозначения года; предисловие издателей подписано 29 января 1891 г. Статья была напечатана крайне неряшливо; не только были искажены отдельные слова, но и пропущены целые фразы. Возможно, что статья набиралась по неисправной копии. Затем статья была напечатана по более исправной копии в томе десятом «Полного собрания сочинений запрещенных в России» Л. H. Толстого, изд. «Свободного слова», Christchurch, 1904, стр. 1—13.

В России статья впервые появилась в издании «Обновление», № 8, СПб. 1906; затем была переиздана издательством «Благая весть» (№ 12) в Самаре в 1918 г.

В вышедшие до сих пор собрания сочинений Толстого статья не включалась.

ОПИСАНИЕ РУКОПИСЕЙ

Сохранились следующие рукописи, относящиеся к статье «Церковь и государство».

1. Автограф. 12 лл. 4°, исписанных с обеих сторон, за исключением лл. 8 и 10, исписанных с одной стороны. Начало: «Вера есть смысл, даваемый жизни»; конец: «В том, чтобы просящему дать? – Все».

2. Неполная копия статьи рукою А. П. Иванова. 22 лл. 4°, исписанных с одной стороны и нумерованных переписчиком по сложенным пополам листам писчей бумаги (то есть так, что единица нумерации соответствует двум листам 4°) цифрами 10—20. Первые 18 лл. (по нумерации переписчика лл. 1—9) отсутствуют. Начало: «Христианская кафолическая вера»; конец: «это учение отрицало ее самое». Первая половина л. 15 разрезана на две части. Толстым сделаны исправления на некоторых листах и приписан заключительный абзац.

Печатаем статью «Церковь и государство» с начала до слов «Христианская кафолическая вера» по первопечатному тексту издания 1891 г., с исправлением опечаток по автографу; со слов «Христианская кафолическая вера» до конца – по авторизованной копии.


УКАЗАТЕЛЬ СОБСТВЕННЫХ ИМЕН

В настоящий указатель введены имена личные и географические, заглавия книг, названия статей, произведений искусства. Кроме того, в указатель введены названия журналов и газет, если они употреблены самостоятельно, а не как библиографические данные. Знак || означает, что цифры страниц, стоящие после него, указывают на страницы редакторского текста.

Имена, поясненные в примечаниях, в указателе не аннотируются.

Август (Гай Юлий Цезарь Октавиан, 63 до н. э. – 14 н. э.) – первый римский император – 479.

Августин Аврелий (Блаженный, 353—430) – богослов, епископ гиппонский – 97, 100, 101, 136, 230, 236, 281, 283, || 523.

Авель – 437.

Авраам – библейский патриарх – 98, 111, 184, 274, 294, 392, 404, 406, || XVIII, 516.

Аврелий Марк (121—180) – римский император, философ-стоик – 381, || 558.

– «Наедине с собой. Размышления» – || 558.

Австралия – 442.

Адам – 79, 111, 130, 131, 135, 136, 137, 138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 150, 154, 156, 158, 159, 175, 182, 193, 196, 227, 228, 230, 248, 274, 285, 291, 292, 333, 340, 374, 376, 377, 378, 399, 400.

Акимушка – 511, || 537.

Аксаков Иван Сергеевич (1823—1886) – общественный деятель и публицист, славянофил – || 549, 558.

Александрия – 108.

Александровский сад в Москве – 316.

Алексеев Василий Иванович (1848—1919) – в 1877—1881 гг. учитель детей Толстого – || 558.

Алексей (Лавров-Платонов) – протоиерей, профессор богословия – || 517.

Алексей Михайлович (1624—1676) – русский царь – 55.

Амвросий (340—397) – епископ миланский, автор сочинений по вопросам догматическим и церковно-практическим – 116, 215, 236.

Америка – || 535.

Амфилохий, архимандрит – председатель духовного цензурного комитета – || 551.

Англия – 340, 442, || 532.

Апокалипсис или Откровение – священная книга Нового Завета; приписывается церковью Иоанну Богослову – 170, 171, 188, 280, 283.

Аполлон – 480.

Аравия – 108.

Арий (256—336) – пресвитер александрийской церкви, учение которого признано Никейским собором (в 325 г.) еретическим – 479.

Архангельск – 420.

Астрахань – 420.

Афанасий Великий (293—373) – архиепископ Александрийский, прозванный отцом православия; автор одного из символов веры – 75, 108.

Афиногор (II. в.) – философ, последователь Платона; церковный писатель – 324.

Базаров В., «Толстой и русская интеллигенция» – || VI, VII.

Бастыево, Московско-Курской ж. д. – || 559.

Бахметьев Николай Николаевич (1847—1909) – журналист, в 1880-х гг. секретарь редакции «Русской мысли» – || 521, 522, 528, 552.

– «Л. Н. Толстой и цензура в 80-х годах» – || 521, 522, 528, 553.

Бельгия – || 532.

Бердичев – 401.

Берс Петр Андреевич (1849—1910) – шурин Толстого – || 519, 526.

Библия – 80, 138, 139, 315, 316, 339, 364, || 555.

Бирюков Павел Иванович (1860—1931) – || 564, 565, 566.

– «Биография Л. Н. Толстого» – || 517, 537.

– «Мои два греха» – || 565.

Бисмарк Отто Эдуард Леопольд (1815—1898) – германский государственный деятель – 223.

Боровицкие ворота, в московском Кремле – 316.

Бобринский Алексей Павлович – || 534.

Боголюбский М. – духовный цензор – || 551.

Боткин Василий Петрович (1811—1869) – литературный критик и публицист – || 531.

Будда – 22, 25, 26, 27, 28, 29, 52, 385, 437, 495, || XV, 526, 535.

Буланже П. А., «Жизнь и учение Конфуция» – || 559.

Буслаев Ф. И., «Мои досуги» – || 533.

– «Перехожие повести» – || 533.

Бутовский А., «Опыт о народном хозяйстве, или О началах политической экономии» – || 529.

Бутурлин Александр Сергеевич (1845—1916) – знакомый Толстого – || 552, 553.

«Бытия Книга» – первая книга Библии – 79, 80, 130, 134, 135, 136, 138, 156, 196, 395, 396.

Вагнер Рихард (1813 —1883) – композитор и дирижер – 301.

Ванс Арнольд де – || XXIII.

Варнава – спутник ап. Павла, основатель первой христианской общины в Антиохии – 189, 213.

Василий Великий (329—379) – архиепископ кесарийский, богослов, признаваемый всеми христианскими церквами – 100, 205.

«Великие Минеи -Четьи, собранные всероссийским митрополитом Макарием», СПб. – || 534.

Венера – 480.

Виклиф Джон (1320—1384) – английский религиозный реформатор, выступавший за ликвидацию папства, монашества и сложной церковной иерархии – 249.

Вине Александр (Vinet, 1797—1847) – швейцарский богослов – 220.

Виноградов Дмитрий Федорович – учитель яснополянской школы – || 524, 525.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Полное собрание сочинений. Том 23. Произведения 1879–1884 гг."

Книги похожие на "Полное собрание сочинений. Том 23. Произведения 1879–1884 гг." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Лев Толстой

Лев Толстой - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Лев Толстой - Полное собрание сочинений. Том 23. Произведения 1879–1884 гг."

Отзывы читателей о книге "Полное собрание сочинений. Том 23. Произведения 1879–1884 гг.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.