» » » » Геннадий Ананьев - Андрей Старицкий. Поздний бунт


Авторские права

Геннадий Ананьев - Андрей Старицкий. Поздний бунт

Здесь можно скачать бесплатно "Геннадий Ананьев - Андрей Старицкий. Поздний бунт" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Историческая проза, издательство АСТ, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Геннадий Ананьев - Андрей Старицкий. Поздний бунт
Рейтинг:
Название:
Андрей Старицкий. Поздний бунт
Издательство:
АСТ
Год:
2003
ISBN:
5-17-021342-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Андрей Старицкий. Поздний бунт"

Описание и краткое содержание "Андрей Старицкий. Поздний бунт" читать бесплатно онлайн.



Андрей, младший сын великого князя Ивана III, со своим старшим братом, великим князем Василием III, жил в полном согласии. Но после его смерти в 1533 году у Андрея начались недоразумения с правительницей Еленой Глинской: по причине малолетства будушего царя Ивана IV многие бояре видели в Старицком кандидата на престол.Постепенно недоразумения перешли в неповиновение, а затем и в открытый бунт…






Выехал царский поезд в день осеннего солнцестояния. Обещал он быть теплым, солнечным, поэтому Ивану Великому подали открытый возок, лишь накинули царю на ноги медвежий полог. Впереди поезда - пара сотен выборных дворян в доспехах, на ходких ногайских верховых единой саврасой[10] масти. Сыновья великого князя - на арабских скакунах под золочеными седлами и бархатными попонами, шитых жемчугами и самоцветами; следом - крытый возок с несколькими московскими иерархами; замыкала же царский поезд сотня детей боярских[11], тоже в доспехах и тоже на ногайских конях единой караковой[12] масти.

Первая ночевка в Мытищах. Поезд встречали торжественным колокольным звоном и крестным ходом священнослужителей, облаченных в дорогие тяжелые от обилия самоцветов ризы, и празднично одетых прихожан. Иван Васильевич сошел с возка и, поклонившись низким поклоном, принял благословение настоятеля соборной церкви, возглавлявшего крестный ход, поцеловал крест, что никогда прежде такого не делал.

За ночь небо огрузело тучами, и после заутрени, когда поезду подошла пора трогаться в Троице-Сергиеву Лавру, посыпал, словно из частого сита, нудный дождь. Сопровождал он путников всю оставшуюся до Троицы дорогу.

Ворота в монастырский двор отворены настежь. Князья Дмитрий[13] и Андрей, ехавшие чуть позади старших братьев - Василия и Юрия[14], вполголоса беседовали, предвкушая отдых в тепле и смену потяжелевшей от воды одежды.

- До самого до последнего промок. Живого места нет. Оденем все сухое, отогреемся у печки, - говорил мечтательно князь Андрей, скуксившийся на седле и спрятавший озябшие до синевы кисти под мокрое корзно[15] насколько позволяли поводья. - Благодать, когда тепло и сухо.

- У меня вода в сапогах хлюпает, - стараясь бодриться, поддержал брата Дмитрий. - Сменим сейчас же платья и - в баньку. Зябкость как рукой снимет. Не приготовили если баньку, попросим истопить. Труда, думаю, не составит чернецам.

Увы, сразу с дороги ни одежды им не пришлось поменять, ни банька их не ждала: отец, ехавший от Мытищ в крытом возке, не подумав ни о сыновьях, ни о ратниках, сопровождавших богомольцев, направил свои стопы в храм вслед за встретившим его архимандритом - настоятелем монастыря.

Лишь отстояв торжественную службу, опятнав мокрыми оспинами беломраморный пол, смогли они попариться на славу и знатно потрапезничать.

Несколько дней провели богомольцы в монастыре, не пропуская ни одной из пяти суточных служб. Утомительно долгих. Вроде бы пора и в Кремль возвращаться, где ждут великого князя польские послы, так нет, великокняжеский поезд тронулся в Переяславль, затем - в Ростов Великий, в Ярославль. Послы подождут.

Во всех городах поезд встречали крестными ходами и торжественным колокольным перезвоном, в каждом монастыре - долгие молитвы. Всюду одно и то же - благословение на дела добрые, державные. Везде - пожелания долгия лета. Сладкие звуки эти лились с амвона, но не шли на пользу здоровью Ивана Великого - заметно сдавал он день ото дня, но, пересиливая недуг, продолжал отстаивать все службы, удивляя тем и сыновей, и настоятелей монастырей, которые очень хорошо знали, с каким невниманием относился к ним великий князь все годы своего правления. Может, и впрямь решил он уповать на Господа Бога: авось позаботится о рабе своем, наместнике на земле российской? Но кто знал его мысли?

- О душе вспомнил! - с тайным злорадством и с надеждой получить себе выгоды обменивались мнениями сопровождющие великого князя московские иерархи и монастырские высшие чины. - Пришло вразумление от Всевышнего?!

По санному пути вернулся великокняжеский поезд в Москву, и тут Иван Великий еще раз всех удивил, велев разобрать до основания Архангельский собор[16] и церковь Иоанна Лествичника и заложить новые храмы.

Это было последнее его распоряжение. Он слег окончательно, и польских послов принимал Василий Иванович с братьями.

В Кремле уныние. Церковники лишь по обязанности провозглашали великому князю многие лета. Он подал хороший знак для иерархов и паломничеством, и распоряжением обновить храмы за счет казны, теперь уже не важно, что его не будет на Соборе. Даже лучше, что не будет. Для тех, кто не желает расставаться с необъятными земельными угодьями, охотами и рыбными ловами, с несметными богатствами, кто привык сладко вкушать разносолы, запивая дорогими заморскими винами, ходить в парче, акеамитах[17] и шелках, шитых золотом, жемчугом и алмазами, а во время крестных ходов держать в руках не грубо сработанный деревянный крест, сродни тому, на котором был распят Иисус Христос, а золотой, щедро украшенный эмалью и драгоценными каменьями, - для них болезнь великого князя вместо манны небесной. Осмелели алчные иерархи, зазвучали в их речах обвинения: нестяжатели уже именовались не заблудшими в вере нарушителями единства, а еретиками.

Собор с великой легкостью превысил даже свои полномочия, приняв решение очистить огнем не только душу архимандрита Кассиана, но и подсудного митрополиту, а тем более Собору иерархов, но и служилых государева двора дьяка Ивана Волка и дьяка Митю Коноплева. Еще более жестокая участь ждала дьяка Некраса Рукова. Для назидания и устрашения нетвердых в вере Христовой ему по решению Собора должны были прилюдно, на лобном месте отрезать язык, затем, отвезя в Великий Новгород, сжечь, чтобы душа его очистилась огнем в том городе, где он особенно рьяно поносил церковь.

Вообще в списках еретиков по решению Собора оказались десятки священнослужителей и государевых слуг. Вот почему князь Андрей считал, что намеченные Собором казни не могли свершиться без воли самодержца - такое возможно только для католических стран, но не для России.

«Неужели Василий самолично дозволил, обойдя отца? Пользуясь его немощью?!» - думал князь и спросил, прямо глядя в глаза державному брату:

- Ты благословил казни?

Князь заметил мимолетное замешательство брата, но, прищурив глаза, Василий ответил не так, как хотел услышать Андрей:

- Мы оба с отцом великие князья.

- Не верю тебе. Оговариваешь отца. Сколько раз государь имел право казнить ослушников и даже бунтарей, но не решался на крайность. Твердым словом, твердой рукой добивался своего, а не мечом, и уж тем более - не огнем. Особенно мое сомнение вызывает решение о казни Ивана Волка Курицына, брата любимца великокняжеского дьяка Федора Курицына, много добрых дел свершившего во славу отечества нашего. Не меньше их и на счету Ивана Волка. Разве можно запамятовать, как ловко он прознал про тайный умысел князя Курбского[18], собравшего рать по воле нашего отца в поход за Камень[19] для приведения к присяге государю российскому тамошних народов и возмечтавшего создать за Каменным поясом свое независимое от Москвы княжество. Чтобы не дать свершиться вероломству, вредоносному для отечества, Волк предложил Ивану Великому дать Курбскому в товарищи с равными правами смелого и башковитого воеводу Салтыкова Травина. Мудрый совет. Почитай, половина Сибири присягнула Москве. А мало ли, иных добрых дел свершено Иваном Волком? Не мог отец наш, государь великодержавный, решиться на казнь верного советника. Не мог! А если дал на казнь согласие, отчего такая перемена? Я хочу сам услышать из уст отца, в чем причина опалы. Может быть, мне что-то неведомо?

- К государю тебя не подпустят. Он нынче впал в беспамятство. Лекари велели никого к нему не пускать. Даже меня.

- Выходит, мое подневольное возвращение в Москву - не его воля? Не обессудь тогда, великий князь Василий, если я удалюсь в Старицу. Ты еще не венчан на царство, стало быть, не государь единовластец.

- Верно, что не венчан, но ты забыл о благословении моем и отцом, и митрополитом. Не им ли сказано: «Властвуй, великий князь Василий Иванович, многие лета». Моя же воля такова: всем нам, братьям, быть на казни еретиков, и после того не покидать Кремль до самого выздоровления великого князя царя Ивана Васильевича. Неисполнение моей воли почту за мятежность. Тогда - оковы! Все. Почивай пока в своем теремном дворце. Казнь завтра. Не припозднись на молебен, где проклянут еретиков.

Вспыхнул гневом князь Андрей Иванович: отец никогда не разговаривал с ним так строго, даже когда он намеревался поступить не по его воле - более увещевал, убеждал фактами. А тут - в оковы! Однако, сцепив зубы, подчинился, склонив голову, сказал:

- Ладно, брат, поступлю по воле твоей.

- Воля моя - от державных интересов. И теперь, и впредь такой останется. Запомни это! Не своего каприза стану сторожиться.

Последнее слово осталось за Василием, и слово это не давало покоя весь свободный вечер и добрую часть ночи, заставляло не только оценивать случившееся, но и пытаться заглянуть в будущее.

Вспоминались беседы отца, которые он вел со всеми братьями, собирая их вместе, и с ним одним, самым младшим, но, как говаривал отец, самым беспокойным и самостоятельно думающим. Основная идея тех бесед: крепкой держава может быть только когда она под единой властной рукой, но рукой разумной, в меру доброй и строгой, и кроме того - правосудной, не стяжательной. Своемыслие каждого князя, каждого боярина пагубно для державы, не только обузно для ее внутреннего устройства, но главное - ослабляет ее ратную мощь, а уже оттого и беспобедные рати с алчными врагами, коих у России пруд пруди, сотни и даже тысячи погибших лучших из лучших ратников, великий полон и потери обустроенных богатых земель.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Андрей Старицкий. Поздний бунт"

Книги похожие на "Андрей Старицкий. Поздний бунт" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Геннадий Ананьев

Геннадий Ананьев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Геннадий Ананьев - Андрей Старицкий. Поздний бунт"

Отзывы читателей о книге "Андрей Старицкий. Поздний бунт", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.