» » » » Леонард Терновский - Идейное наследство правозащитного движения


Авторские права

Леонард Терновский - Идейное наследство правозащитного движения

Здесь можно скачать бесплатно "Леонард Терновский - Идейное наследство правозащитного движения" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Идейное наследство правозащитного движения
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Идейное наследство правозащитного движения"

Описание и краткое содержание "Идейное наследство правозащитного движения" читать бесплатно онлайн.








ные протесты и петиции.

Диссиденты повсюду искали правовые знания, находя их не только в сводах законов и кодексах. Так, обнаружилось, что подписанная СССР "Всеобщая декларация прав человека" почти неизвестна нашим соотечественникам. Тогда "Декларацию" удочерил и размножил "Самиздат", и копии ее, случалось, даже отбирали на обысках. Диссиденты делились своими знаниями и опытом, учились друг у друга. Это был настоящий правовой ликбез. И тут уместно сказать о его пионерах и энтузиастах. Одним из первых был математик и поэт А.С.Есенин-Вольпин. Его памятка "Для тех, кому предстоят допросы" (1969) сыграла важную роль в выработке правозащитниками осознанной и грамотной позиции на этом трудном и ответственном испытании. Эту же тему развивали в своих статьях Як.Виньковецкий и В.Альбрехт.

Я мог бы назвать еще многих. Но назову только одну Софью Васильевну Каллистратову, нашу добрую Заступницу. Адвокат, юрист высочайшего класса, она не только была нашей соратницей и старшим товарищем, но и стремилась привить нашему движению правовую культуру. Стоит упомянуть тщательное редактирование ею документов Московской группы "Хельсинки". Или ее "Замечания" к проекту Конституции 77г., - профессиональный постатейный разбор этого документа. В числе прочего в своих "Замечаниях" Софья Васильевна подвергла критике впервые предложенную тогда (и отмененную ныне!) пресловутую 6-ю статью.

Требуя уважения своих прав, участники движения и сами соблюдали дух и букву закона. Но власти все равно преследовали правозащитников, арестовывали, судили и сажали. Механика тут была простой. Послушные следствие и суд, словоблудствуя, рассматривали разоблачающую, неприятную для властей правду как заведомую клевету. И мы оставались со своей правдой - и со своим приговором. И попадали кто - в лагерь, кто - в "психушку", и все вместе - в "Хронику".

Читайте "Хронику"! В ней не только кладезь информации. Не только наша недавняя история. Своеобразным образом "Хроника"

- 6 утверждала и пропагандировала некоторые признанные всем мировым сообществом правовые положения. Неизменно на титульном листе каждого ее номера как девиз, как знамя печатались слова ст.19 "Всеобщей декларации прав человека":

"Каждый человек имеет право на свободу убеж

дений и свободное выражение их; это право включа

ет свободу беспрепятственно придерживаться своих

убеждений и свободу искать, получать и распрост

ранять информацию и идеи любыми средствами и не

зависимо от государственных границ."

И третий, быть может самый главный наш принцип - НЕНАСИЛИЕ. Принцип этот имеет древнюю историю, которой я не стану касаться. Уже в новое время его исповедывали Лев Толстой, Мохандас Ганди, Мартин Лютер Кинг. Но с этим принципом в массовом сознании связан один застарелый и устойчивый предрассудок. Он заключается в том, будто не приемлющие насилия люди непротивленцы. Нет, мы не были непротивленцами! Напротив, мы противились злу изо всех наших сил, боролись с сильнейшим противником, рискуя всем, - свободой и головой. Но нашим оружием всегда оставалось только слово.

Было ли это выстраданным принципом? Или может быть просто диссиденты не испытали на себе в полной мере гонений, произвола и насилия? Нет, власти не щадили своих мирных оппонентов. И "на всю катушку" упекали правозашитников в тюрьмы, лагеря и психушки. Политзеки и там не мирились с произволом,требовали соблюдения своих прав, писали заявления, отказывались от работы, объявляли голодовки. Это была отчаянная борьба, но - ненасильственными средствами. Это была борьба со своими горькими невозвратными потерями и жертвами. Так, не вышли из лагерей Ю.Галансков, Ю.Кук, Вал.Марченко, О.Тихий, В.Стус, - и это далеко не полный мартиролог. А Анатолий Марченко, своей гибелью оплативший начало освобождения "политических"?

Да, мы скорбим о всех погибших товарищах. Но правозащитники никогда не призывали к самосуду и кровавому отмщенью. И лирический герой стихотворения Ю.Даниэля, на глазах которого гибнет от пули охранника один из его сотоварищей-зеков, с отчаяньем думает:

- 7

"Ну, чем отвечать? Матюками ли,

Ножем ли, поджогом? Пустое!

Расправы в бессмыслицу канули.

Одно только слово простое,

Настойчивое, как пословица,

Захлебывается и молит:

О, Боже, не дай мне озлобиться!

Спаси - не обрушивай молот!.."

Принцип ненасилия считался несомненным в диссидентской среде. Так было даже в период тяжких и постоянных репрессий, по своей массовости, жестокости и произволу несравнимых с сегодняшним днем. Но вот недавно, в январе 91г., появилось - за подписями некоторых диссидентов - обращение отступнически порывающее с этой традицией, по меньшей мере одобряющее, оправдывающее - если не призывающее - вооруженное восстание, насильственное низвержение существующей власти. Это было тем более неожиданным, что обращение исходило от участников организации, в своих программных документах всегда подчеркивающей принцип ненасилия. Я имею в виду "Письмо 12-и" членов партии "Демократический союз".

Критиковать этот документ сегодня чрезвычайно трудно морально. Ибо двое из его авторов* - Валерия Новодворская и Владимир Данилов - находятся под следствием и заключены в Лефортовскую тюрьму. Но и промолчать, оставить без ответа ложные и пагубные идеи этого письма невозможно.

Говоря о "Письме 12-и" нельзя забывать, что поводом его было кровопролитие в Вильнюсе, расправа над безоружными людьми, спровоцированная и осуществленная центральной властью. Что в тот - острейший! - момент нельзя было предвидеть не станет ли насилие лавинообразно шириться и нарастать, не перерастет ли в подлинную колониальную войну. Это объясняет (но не оправдывает) его горячечно-взвинченный тон. Но никаким

---------------------------------------------------

*) Сегодня уже - трое: согласно сообщению "Московского комсомольца" от 9 июля 91г. арестована еще одна из подписавших "Письмо 12-и",-Елена Авдеева.

- 8

сколько-нибудь существенным влиянием карликовая (хотя и крикливая) партия ДС не обладает. "Страшные" слова авторов "Письма" о необходимости "низвергнуть режим", поднять народ на "вооруженное восстание" - пустые угрозы, не более чем аффектированные призывы молний и громов на головы насильников. И попытки изобразить и расценить их как серьезное и реальное покушение на существующий строй и безопасность государства фальшивы и смехотворны. Это лучше всего известно самим ведущим следствие по 70-й ст. УК органам КГБ.

Нельзя судить за вырвавшийся крик возмущения и боли. А никаких насильственных действий никто из авторов "Письма" не совершал. Поэтому я выступаю сейчас в их защиту, поэтому я подписал обращение Московской группы "Хельсинки" с призывом освободить В.Новодворскую и В.Данилова из под стражи.

Но защищая людей - авторов "Письма", я буду и впредь бескомпромиссно бороться с их безрассудными и опасными идеями. Да, преступные акции властей в Вильнюсе (и следом -в Риге) не только можно, но и необходимо осудить. Но нельзя говорить о будто бы уже "развязанной (этими действиями) гражданской войне". Недопустимо и безнравственно объявлять кого-то - даже преступника! - вне закона, опасно нагнетать страсти, призывать "гнев народа и руку мстителя". Безответственно звать народ "на свержение преступной власти любым путем, в том числе и с помощью вооруженного восстания". Безответственно вдвойне, ибо, у бесстрашных авторов "Письма" нет ни сил, ни возможностей защитить от неизбежной расправы и встречного террора людей, легкомысленно поддавшихся на их призывы.

Острые конфликты и кровавые столкновения, в том числе с использованием вооруженных сил - увы! - не новость в нашей стране. Мы прочли - через десятилетия! - о расстреле рабочих в Новочеркасске в 62г. Можно напомнить и нашу оккупацию Чехословакии в 68г. Или интервенцию в Афганистан в 79г., безумную, преступную авантюру, повлекшую потери десятков тысяч только наших ребят и неисчислимые - афганцев. И в том, и в другом случае среди диссидентов нашлись люди, открыто заявившие свой протест. Но диссиденты не призывали "низвергнуть режим, заливающий страну кровью", не писали, что "кремлевских

- 9 палачей не защищают отныне ни законы божеские, ни человеческие". И заявление Московской группы "Хельсинки", твердо и решительно осуждающее наше вторжение в Афганистан, не пахло женской истерикой.

Демонстрация семи на Красной площади 25 августа 68г. против оккупации Чехословакии была подчеркнуто мирной - сидячей. И когда сотрудники в штатском ногами избивали демонстрантов, те не отвечали на удары.

Гражданский подвиг Андрея Дмитриевича Сахарова - лучшее олицетворение деятельного, упорного и постоянного противления злу, но противления - без насилия. Сталкиваясь во множестве с несправедливостью и произволом, Андрей Дмитриевич неизменно отвергал насилие, стремился к диалогу, заявлял себя убежденным сторонником эволюционного, а не революционного пути развития общества. Неужели и сейчас, когда Сахарова больше нет с нами, мы не расслышим и не поймем его зовущего к примирению голоса?!


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Идейное наследство правозащитного движения"

Книги похожие на "Идейное наследство правозащитного движения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Леонард Терновский

Леонард Терновский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Леонард Терновский - Идейное наследство правозащитного движения"

Отзывы читателей о книге "Идейное наследство правозащитного движения", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.