» » » » Абрам Рейтблат - Писать поперек. Статьи по биографике, социологии и истории литературы


Авторские права

Абрам Рейтблат - Писать поперек. Статьи по биографике, социологии и истории литературы

Здесь можно купить и скачать "Абрам Рейтблат - Писать поперек. Статьи по биографике, социологии и истории литературы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Литагент «НЛО»f0e10de7-81db-11e4-b821-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Абрам Рейтблат - Писать поперек. Статьи по биографике, социологии и истории литературы
Рейтинг:
Название:
Писать поперек. Статьи по биографике, социологии и истории литературы
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-4448-0318-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Писать поперек. Статьи по биографике, социологии и истории литературы"

Описание и краткое содержание "Писать поперек. Статьи по биографике, социологии и истории литературы" читать бесплатно онлайн.



Сборник включает статьи разных лет, посвященные таким малоизученным вопросам, как соотношение биографии и «жизни» биографируемого, мотивы биографа, смысловые структуры биографического нарратива, социальные функции современного литературоведческого комментария и дарственного инскрипта на книгах, социальное воображение в советской научной фантастике 1920-х годов, биографии Ю.И. Айхенвальда, С.А. Нилуса и создателя русского детектива А.А. Шкляревского, политические взгляды Ф.В. Булгарина и А.С. Пушкина, увлечение Пушкина гимнастикой, история жанра пьес-сказок в русском дореволюционном театре и т.д.






Одна, более традиционная, разновидность пьес содержит резкую критику еврейской замкнутости, бытовых и религиозных традиций, мешающих вхождению евреев в современный мир. Так, в драме И. Тенеромо (И.Б. Файнермана) «Развод» (1902) критика устаревших еврейских обычаев дана через показ того, как существующие у евреев порядки развода и наследования ломают человеческие судьбы. Драма Е.Н. Ильинской «Грядущий рассвет» (1902) направлена против раввинов и кагала, но в то же время в ней высмеяны обрусевшие и оторвавшиеся от своего народа евреи. В пьесе выведен молодой еврей, который общается с караимами. Местные евреи преследуют караимов, а он любит караимку и защищает их. Внук богача, он хочет стать ремесленником и заботиться о бедных. Герой стремится уйти в большой мир, чтобы посмотреть, как живут там, «и, вернувшись обратно, помочь всем, погрязшим во тьме, выбиться к свету». Он говорит: «Для меня Израиль дороже моих личных интересов, дороже моего счастья и жизни»158. В конце концов раввин и община его проклинают. Возлюбленную убивают, а он уезжает. У Н.Н. Лернера в драме «Бер Цыдукер» (1909) изображен богатый еврей, не дающий согласия на брак дочери с бедняком и выдающий ее за нелюбимого. Это ломает ее судьбу и приводит к самоубийству. Его племянник-студент так формулирует основную мысль пьесы: «Довольно этим фарисеям душить самосознание народа и держать его в своих жалких отрепьях выцветшего талмудического закона»159.

Другая группа пьес показывает тяжелую жизнь евреев и кризис традиционного еврейского мира. Тут обычно представлены отец – сторонник традиционного образа жизни, и его дети – революционеры, сионисты, карьеристы и т.д. В центре трагедии Д. Айзмана «Терновый куст» (1907) – семья лудильщика. Глава семьи – человек религиозный, он говорит: «Не уйдет из среды его [еврейского народа] Бог, не уйдет, пока гнет и насилие не будут побеждены». Сын его, революционер, совершил покушение и был казнен, дочь погибла в бою во время восстания в 1905 г. Схожие мотивы и схожих героев можно найти в пьесах Д. Бенарье (Д.Л. Маневича) «Семейство Шпигельман» (1906) и «Богом избранные» (1911).

В третьей группе пьес основной акцент сделан на долге образованных евреев перед своим народом. В драме О. Дымова «Слушай Израиль!» (1907) сын крестится втайне от отца, чтобы учиться в институте. Но он чувствует связь с еврейством, возвращается в родной город и, пытаясь защитить от погромщиков еврейский магазин, гибнет. В драме С. Белой (С.Н. Богдановской) «Гонимые» (1908) мать хочет, чтобы сын учился в университете, и для этого продает дочь фабриканту. Дочь становится проституткой, пьет и гуляет. Сын-студент заявляет: «Мне кажется, что не только родителей, я бы и чужих бедняков не забыл никогда! Да как можно забыть, я видел нищету, слезы, беспомощность моих братьев, и вдруг я их забуду! Да мы жизнь свою должны отдавать за свой народ! Когда я выучусь, я буду работать не для себя, а для нашей нищеты <…>»160. Правда, он женится на богатой, становится врачом и думает только о карьере, но в конце пьесы осознает свою ошибку и называет себя «подлецом».

Наконец, в четвертой группе пьес (получивших распространение после разгрома революции 1905 г.) драматурги изображают еврейские семьи в состоянии полного распада, утраты не только общих ценностей, но и вообще ценностей положительных; соответственно, большая часть персонажей изображается негативно. Одна из пьес (драма Я.М. Безсонова и Д.А. Глушковского (Д.А. Глускина) по повести С. Юшкевича) так и называется – «Распад» (1907). В семье домовладельца Розенова один сын – студент-карьерист, другой – революционер. Дети не думают о стариках, все деньги потративших на них и разорившихся, и покидают родителей. В конце пьесы мать, чтобы получить страховку, поджигает дом (который собирались забрать за долги). В «Правде небесной» Д. Айзмана (1912) изображены коммерсант и его сын – кутила и шалопай. Жена коммерсанта в прошлом тайком от него устроила поджог, чтобы получить деньги по страховке. Дочь написала донос, чтобы муж получил место. Другая дочь расходится с возлюбленным. Мать их кончает с собой. В комедии С. Белой «Великий Шмуль» (1916) миллионер выдает возлюбленную замуж за своего конторщика, чтобы жить с ней. Конторщик разоряет его, а сам обогащается, и бывшая фиктивная жена уже живет с ним. Общий посыл подобных пьес – конец еврейского мира.

Еврейские темы и герои становятся настолько привычными на русской сцене, что появляется целый ряд пьес, в которых действие происходит в еврейской среде, но еврейские мотивы используются как фоновый материал, в основном это мелодрамы с любовным сюжетом. В качестве примеров можно назвать пьесы Э. Одинокой (А.Я. Палей) «Роковая встреча» (1911) и А. Крымского (А.И. Шиндельмана) «Роковое» (1911). Собственного говоря, пьесы эти утрачивают еврейскую специфику, героями их могли бы быть люди любой национальности.

Ассимилированный и, тем более, крестившийся еврей отходил от еврейства. Со смягчением антисемитизма (а в среде интеллигенции – и с возникновением филосемитизма) еврей как специфический объект изображения перестал вызывать интерес. Только во второй половине 1920-х гг., когда сформировалась новая интеллигенция, обладающая иными культурными установками, были реанимированы многие старые стереотипы трактовки еврея, что сразу же нашло свое отражение в драматургии161.

2012 г.

Приложение

РУССКИЕ ПЬЕСЫ

С ЕВРЕЙСКИМИ ПЕРСОНАЖАМИ

(Библиографический список: 1870—1917 гг.)162

1. Дьяченко В.А. Современная барышня. Комедия в 4 д. [1868] // Дьяченко В. Драматические сочинения. – М.: Тип. В. Готье, 1873. – Т. 3. – С. 125—240.

2. Вейнберг Павел И. Сцены из еврейского быта. – СПб.: Тип. А. Каспари, 1870. – [4], 125 с.

3. Гулевич А.А. Сцены из еврейского быта. – М.: Тип. Косогорова, 1870. – 87 с.

4. Дуэль двух евреев. Комедия-водевиль в 3 д. (с куплетами) / Соч. В.......а. – СПб.: Печатня «Мирской вестник», 1870. – 16 с.

5. Нотович О.К. Брак и развод. Комедия в 5 д. – СПб.: Тип. и литогр. С.Н. Степанова, 1870. – 172 с. (Сокр. и перераб. вариант: Переходное время. Драма в 5 д. – СПб.: Рус. худож. тип. (Исидора Гольдберга), 1876. – 124 с.).

6. [Мандельштам Л.О.] Еврейская семья. Драм. повесть в 3 отд-ниях: Отд-ние 1: Почва: (Вместо пролога). – СПб.: Тип. Н. Неклюдова, 1872. – 160 с.

7. Давыдов Ю. [Гунаропуло Ю.А.]. Ай да Юдка!!! Фарс-водевиль в 1 д. // Давыдов Ю. Сцены и рассказы из еврейского быта. – СПб.: Тип. К. Плотникова, 1873. – С. 113—151.

8. Давыдов Ю. [Гунаропуло Ю.А.]. Два влюбленные еврея. Шутка-водевиль в 1 д. // Давыдов Ю. Собрание юмористических рассказов и водевилей из еврейского быта. – М.; СПб.: А.И. Куколевский, 1873. – С. 123—154.

9. Писемский А.Ф. Ваал. Драма в 4 д. // Рус. вестник. – 1873. – № 4. – С. 195—301.

10. Кареев Ф.Д. Забубенная головушка. Драма в 5 д. – СПб.: Литогр. Курочкина, [1875]. – 170 с.

11. Потехин Н.А. Злоба дня. Драма в 4 д. // Дело. – 1875. – № 1. – С. 254—364 (1-я паг.).

12. Потехин Н.А. Богатырь века. Драма в 4 д. – СПб.: Литогр. Курочкина, 1876. – 184 с.

13. Шахова Е.Н. Иудифь. Поэма по библейскому тексту, в драм. форме, в стихах, в 5 д. – М.: Л. Спичаков, 1877. – 98 с.

14. Чехов А.П. [Безотцовщина. Пьеса в 4 д.] [1878?] // Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Соч.: В 18 т. М., 1978. – Т. 11. – С. 5—180.

15. *Броуд О.С. Современная еврейка, или Жертва женского нигилизма. Драма в 5 д. – Одесса, 1879.

16. Ге И.Н. Легенда старого замка. Фантаст. шутка в 2 д.: Сюжет заимств. / Соч. Бертольди. – СПб.: Литогр. Курочкина, [1879.] – 55 с.

17. Баскин В.С. На распутьи. Драма в 5 д. и 6 карт. // Рус. еврей. – 1880. – № 20—24, 26, 28—31.

18. Ге И.Н. Карьерист. Драма в 4 д. и 5 карт. – СПб.: Литогр. Курочкина, [1880]. – 167 с.

19. Кондратьев И.М. Шалости молодежи, или Жид оболванен. Водевиль в 1 д. К. и [И.!] М.: (Сюжет заимств.) – М.: Литогр. С.Ф. Разсохина, [1880]. – 36 с.

20. С.С. [Гольденберг Н.А.]. Хаим I, громовержец. Картинки недавнего прошлого. В 5 д. с прологом // Еврейская библиотека. – СПб., 1880. – Т. 8. – С. 1—112.

21. Тихомиров П. Разрушение Иерусалима. Драм. поэма. – Харьков: Н.М. Кондаков, 1880. – 201 с.

22. Эсфирь, дочь Израиля. Драма в 5 д. и 7 карт. [переделанная из немецкого романа]. – М.: Литогр. С.Ф. Разсохина, [1880]. – 87 с.

23. Базаров В.А. [Михайловский В.А.]. Жидовка: Жертва инквизиции XV века. Драма в 5 д., переделанная из [либретто] оперы [Э.] Скриба «Жидовка». – СПб.: Литогр. Курочкина, 1881. – 68 с.

24. Барон Тарнеголь [Гольденберг Н.А.]. В ожидании лучшего. Драма в 5 д. // Рус. еврей. – 1881. – № 32—39.

25. Б-ди И. [Ге И.Н.]. Ослепительница. Драма в 5 д.: (Мотив заимствован). – СПб.: Литогр. Курочкина, [1881]. – 89 с.

26. Гейман И. (псевдоним). Премудрый Соломон. Драма в 3 д. – Рига: Тип. А.И. Липинского, 1881. – 91, [4] с.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Писать поперек. Статьи по биографике, социологии и истории литературы"

Книги похожие на "Писать поперек. Статьи по биографике, социологии и истории литературы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Абрам Рейтблат

Абрам Рейтблат - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Абрам Рейтблат - Писать поперек. Статьи по биографике, социологии и истории литературы"

Отзывы читателей о книге "Писать поперек. Статьи по биографике, социологии и истории литературы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.