» » » » Ю Никитин - Поделочные камни и их обработка


Авторские права

Ю Никитин - Поделочные камни и их обработка

Здесь можно скачать бесплатно "Ю Никитин - Поделочные камни и их обработка" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Научпоп, издательство Наука, год 1979. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ю Никитин - Поделочные камни и их обработка
Рейтинг:
Название:
Поделочные камни и их обработка
Автор:
Издательство:
Наука
Жанр:
Год:
1979
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Поделочные камни и их обработка"

Описание и краткое содержание "Поделочные камни и их обработка" читать бесплатно онлайн.



В книге рассказывается о поделочном камне и его роли в декоративно-прикладном искусстве. Описываются свойства, характерные особенности, генезис и месторождения ряда наиболее распространенных в нашей стране поделочных камней (яшмы, родонита, кварца, полевых шпатов, нефрита, лазурита, малахита, мраморов и др.). Читатель знакомится с известнейшими камнерезными изделиями, созданными руками талантливых мастеров на гранильных фабриках дореволюционной России и в советское время. Излагаются некоторые способы обработки камня (резка, шлифовка, полировка). Указываются необходимые материалы, оборудование, станки, с помощью которых камнерез-любитель может изготовить несложные камнерезные изделия типа столешниц, шкатулок, вазочек, стенных тарелок, светильников, витражей и др. Книга предназначена для любителей камня, желающих заниматься изготовлением поделок из каменного материала. Лит. — 37 назв., ил. — 37.

[Отсутствует цветная вклейка с иллюстрациями]






Грубополосчатую ленточную разновидность агата называют ониксом (от греческого слова «оникс» — ноготь). Ониксы отличаются чередованием белых полос с эффектно окрашенными серыми, красными, бурыми, синеватыми и черными полосами. Известная разновидность агата, окрашенного в темно-красные, красновато-оранжевые или светло-оранжевые до ярко-желтых оттенков тона, называется карнеолом от латинского слова «карнес» (мясо). Очень сходен с карнеолом другой однородно окрашенный агат, называемый сардером. В нем также наблюдается постепенная смена окраски от красной до бурой и коричневой с красноватым просвечиванием, и провести четкую границу между карнеолом и сардером затруднительно.

В течение многих столетий агат был любимым материалом мастеров-камнерезов и ювелиров. Еще в Древнем Египте из агата вырезали бусы, священные изображения скарабеев. В Ассирии и Вавилоне появляются агатовые амулеты и печатки. Высокое мастерство в изготовлении поделок из агата проявили древние греки и римляне, которые создавали из него прекрасные статуэтки, перстни, амулеты и даже предметы домашнего обихода.

Естественный агат имеет множество цветных разновидностей, кроме черной, поэтому бытующее среди любителей камня представление о существовании в природе черного агата ошибочно. Только искусственно окрашенный агат бывает черным. Вообще же агаты легко окрашиваются потому, что при постепенном заполнении шаровидных пустот в лавовых потоках они отлагаются концентрическими слоями от поверхности к центру миндалин и образуют чередование лентообразных полос, попеременно легко и трудно проницаемых для пигментов. Вследствие этого жидкости, содержащие пигменты, впитываясь в плотные и пористые слои, окрашивают их с разной интенсивностью.

Например, естественный агат, полосы которого окрашены попеременно в светлые и темно-серые до серо-голубых тона, искусственным путем может быть превращен в черно-бурый следующим образом. Готовое полированное изделие из агата (пластинки, кабошоны) помещают в сахарный сироп или жидкий мед, где выдерживают его 8—10 дней. Можно вместо сиропа использовать нитробензол. Затем агат тщательно промывают в проточной воде, вытирают досуха и помещают в фарфоровую чашечку с концентрированной серной кислотой, в которой происходит обугливание сахара, меда или нитробензола. В кислоте агат выдерживают три часа, а затем, соблюдая необходимую осторожность, чашечку нагревают под тягой до температуры 200° С. Остывшее изделие промывают в воде и сушат.

Существует целый ряд реактивов, с помощью которых можно окрасить агат в разнообразные цвета. Для придания агату коричнево-красной окраски его пропитывают раствором азотнокислого железа, зеленой окраски агата удается достигнуть пропиткой его раствором двухромовокислого аммония. Затем образцы осторожно обжигают. Индигово-синий или зеленовато-синий цвет агат приобретает после пропитывания горячим раствором желтой или красной кровяной соли, а затем раствором азотнокислого железа.

В настоящее время известен способ окрашивания агата в голубой, зеленый и черный цвета, согласно которому уже полированный природный агат обрабатывают водным раствором хромового ангидрида (CrO3) в течение 2—24 ч. После кипячения в концентрированной кислоте в течение 10—40 мин камень приобретает голубую или зеленую окраску. При прокаливании при температуре 300—400° С в течение 20 мин камень становится черным.

Сердолик — самая известная цветная разновидность халцедона. Его цвет зависит от примеси окислов железа и может быть желтым, оранжевым, морковным до темно-красного. Неравномерность окраски и хорошая просвечиваемость придают сердолику особую прелесть. Древние египтяне, называя сердолик магическим, таинственным, волшебным, вытачивали из него священные амулеты и бусы. В гробнице египетского фараона Тутанхамона (XIII в. до н. э.) было найдено множество предметов из этого камня. О популярности сердолика у древних египтян говорят находки предметов из этого минерала не только в царских захоронениях, но и в могилах бедняков, где среди различного рода дешевых амулетов часто обнаруживали бусинки из сердолика.

Ювелиры Киевской Руси использовали наряду с драгоценными камнями и сердолик для украшения митр, крестов, окладов икон и нагрудных знаков высшего духовенства (панагий). Замечательные изделия русских мастеров из этого камня хранят Киевский музей исторических драгоценностей, Эрмитаж, Оружейная палата и другие советские историко-краеведческие музеи, В России и особенно в странах Западной Европы сердолик использовали и для изготовления печаток, вазочек, для инкрустаций на кубках и шкатулках.

В прошлом веке перстни с самоцветными камнями считались не только украшениями — их хранили как талисманы. Красно-оранжевый сердолик оберегал, по преданию, все живое от смерти и болезней, даровал людям счастье и покой. Известно, что у А. С. Пушкина было два перстня с сердоликовыми вставками. Одна из сердоликовых вставок оранжевого цвета представляла собой камею с ладьей и двумя амурами. Во время путешествия по Крыму в 1820 г. с семьей генерала Н. Н. Раевского этот перстень был вложен Пушкиным в лотерею и выигран дочерью Раевского Марией, впоследствии женой декабриста М. С. Волконского. Мария Николаевна Волконская хранила кольцо Пушкина как величайшую реликвию, не расставаясь с ним даже в сибирской ссылке, и только перед смертью передала его сыну. В 1915 г. этот перстень был передан в Пушкинский Дом внуком М. Н. Волконской.

Второй перстень-талисман был подарен Пушкину в 1825 г. графиней Е. К. Воронцовой при отъезде его из Одессы в село Михайловское. Этот перстень с сердоликом красноватого цвета восьмиугольной формы с резной сокращенной надписью караимского происхождения Пушкин хранил всю жизнь. Позднее надпись на перстне была расшифрована и оказалась всего лишь именной печатью, но, по словам первого пушкинского биографа П. В. Анненкова, Пушкин этого не знал и «силу дивного стихотворного дара своего» связывал с кабалистическими знаками на перстне, что и отразилось в великолепных строфах «Талисмана».

После смерти Пушкина перстень перешел к поэту В. А. Жуковскому, а затем к И. С. Тургеневу. Иван Сергеевич Тургенев очень гордился пушкинским перстнем и хотел, чтобы после его смерти перстень перешел к Л. Н. Толстому. Полина Виардо, получившая этот перстень по завещанию, передала его музею Александровского Лицея. К сожалению, незадолго до революции бесценная реликвия была похищена из музея и навсегда исчезла.

Как известно, резьба по камню (глиптика) является старейшим видом искусства, возникшим еще в Вавилонии. Драгоценные и полудрагоценные камни плотного и однородного строения использовались для выделки гемм, среди которых различают камеи (вырезанное на камне выпуклое изображение) и инталии (вырезанное из камня углубленное изображение). Наибольшего расцвета искусство глиптики достигло в Египте, а затем перешло в Древнюю Грецию. Резчики по камню пользовались послойно окрашенными камнями, вырезал на коричневатом слое, служившем фоном, голубовато-белые изображения мифических героев, богинь, зверей, птиц, а позднее и портреты знатных людей. Основным материалом для глиптики служил агат, сердолик, оникс, халцедон, горный хрусталь, аметист, топаз и др.

Среди выдающихся резчиков известны имена Крамоса, Диоскорида, Пирготеля; последний был придворным резчиком Александра Македонского. Имя мастера Диодора связано с геммой, которую он вырезал для правителя о-ва Самос и стоимость которой, по утверждению современников, равнялась стоимости самого острова.

Крупнейшим в мире хранилищем резных камней является Эрмитаж. В этом музее собрано свыше 20 000 гемм; это больше, чем хранится в музеях Парижа, Лондона, Рима и Флоренции вместе взятых. В эрмитажной коллекции находится одна из крупнейших в мире камей, созданная при дворе Птолемеев, так называемая камея Гонзага. Интересна история этой камеи, представляющей собой медальон поистине внушительных размеров: 157×118 мм и толщиной 30 мм.

Первой известной владелицей этой камеи была до 1542 г. итальянская герцогиня Изабелла д’Эсте Гонзага. В 1630 г. при осаде Мантуи австрийцами камея перешла к победителям, доставившим ее в сокровищницу Рудольфа II в Праге. Золотая оправа камеи была уже утрачена. В 1648 г. шведы взяли Прагу, и камея оказалась у королевы Христины в Стокгольме. Впоследствии Христина отреклась от престола, приняла католичество и уехала в Рим, захватив с собой коллекцию камей. Камея попала к племяннику папы римского Иннокентия XI герцогу Брачанскому, от которого перешла к герцогу Одескальки. В 1797 г. камея Гонзага вместе с коллекцией античных монет была продана Ватикану. Спустя несколько лет камея оказалась у командующего французской армией, вторгнувшейся в Рим. Затем владелицей камеи становится вдова графа Богарне Жозефина, вышедшая замуж за тогда еще малоизвестного генерала Бонапарта. Камея была куплена ею за 1.5 млн. франков. После развода с Наполеоном в 1809 г. Жозефина оставила камею у себя и в 1814 г. подарила ее императору Александру I будто бы в благодарность за то, что Париж не был разрушен русскими войсками. Так камея Гонзага попала в Эрмитаж.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Поделочные камни и их обработка"

Книги похожие на "Поделочные камни и их обработка" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ю Никитин

Ю Никитин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ю Никитин - Поделочные камни и их обработка"

Отзывы читателей о книге "Поделочные камни и их обработка", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.