» » » » Коллектив авторов - Литература. 10 класс


Авторские права

Коллектив авторов - Литература. 10 класс

Здесь можно купить и скачать "Коллектив авторов - Литература. 10 класс" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «Дрофа»d9689c58-c7e2-102c-81aa-4a0e69e2345a, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Коллектив авторов - Литература. 10 класс
Рейтинг:
Название:
Литература. 10 класс
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-358-13130-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Литература. 10 класс"

Описание и краткое содержание "Литература. 10 класс" читать бесплатно онлайн.



Данный учебник для учащихся 10 класса входит в линию учебников, созданных по единой программе для 5—11 классов, составленной Т. Ф. Курдюмовой. Авторы обращают внимание учащихся на вершинные произведения русской литературы XIX века.






Лирика

Трагическое восприятие мира. Тематика и мотивы лирики Лермонтова многообразны. Настроения и чувства, возникшие в ранней лирике, развиваются в дальнейшем творчестве. Происходит углубление переживаний, философских раздумий о себе и окружающем мире. В значительной степени усиливается гражданская, свободолюбивая направленность его произведений, утверждение активной личности, неприятие пассивности, безволия, самоустраненности мыслящего человека от деятельности. Приходит несколько иное, чем прежде, осознание роли поэта как пророка, обличителя общественного зла. И все же основными мотивами, пронизывающими большинство стихотворений, затрагивающих самые различные стороны общественного бытия и внутреннего мира личности, являются те, которые отражают постоянное ощущение одиночества, тоски, осуждение того, что происходит вокруг.

Для юного Лермонтова в его творческих поисках характерны настроения, выраженные в стихотворении «Я жить хочу! хочу печали…» (1832). В нем образ поэта, его судьба представлены в романтическом освещении, они немыслимы без печали, «томительных забот». Натура поэта ассоциируется у Лермонтова с океаном, который невозможно представить без бури. И вместе с тем именно в страданиях, муках и мятежности он видит источник своей духовной жизни и творческой энергии. Потому-то в стихотворении и оказываются равнозначными желание жить и желание страдать («жить хочу» и «хочу печали»).

Особенно ярко проявилось влияние романтизма в стихотворении «Земля и небо» (1831 —1832). В форме лирического монолога Лермонтов сравнивает земное и небесное, вечное и временное. Видимое первенство в сознании и душевном настрое лирического героя отдается земным интересам как хорошо знакомым и близким, наряду с признанием превосходства вечного небесного счастья, недосягаемого для живущих на земле.

Хоть счастье земное и меньше в сто раз,
Но мы знаем, какое оно.

Романтическая настроенность поэта в этом стихотворении выражается особой лексикой, создающей атмосферу таинственности, загадочности, некоей мистичности (тайная склонность, неверность надежды земной, грядущего темная даль, блаженство… вкусить).

Весьма важным для Лермонтова был поиск гармонии, идеала во всем, прежде всего в собственном душевном состоянии. Однако достичь совершенства поэту и его лирическому герою не удается. Лишь иногда в отдельных и очень кратковременных моментах создаются картины, идеально гармонирующие с его душевными потребностями (даже в стихотворениях, в которых остро выражено неприятие людей, надевших на лица «приличьем стянутые маски», в которых отвергается «слава, купленная кровью, и полный гордого доверия покой»). Невозможность достижения гармонии вызывает глубинное разочарование, противоречия и сомнения, постоянные предчувствия своего раннего ухода из земного бытия и создает трагическое восприятие поэтом окружающего мира и собственной судьбы.

Судьба поэта и поэзии в обществе

Вспомните, как понимал Лермонтов в начале своего творчества сущность поэзии и индивидуальность поэта. То была сугубо романтическая убежденность в безграничной свободе от обязанности откликаться на общественно значимые проблемы «Поэт» («Когда Рафаэль вдохновенный…») (1828). Постепенно к середине 30-х годов представление Лермонтова о месте поэта в жизни людей меняется, особенно под влиянием трагической судьбы Пушкина. Он остро осознает несоответствие своих представлений вкусам властей и высшего света, которые подвергали изгнанию и травле неугодного свободолюбивого поэта. Свою точку зрения на общественное предназначение творческой личности Лермонтов выразил в стихотворении «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…») (1838).

Развивая темы и образы Пушкина, Лермонтов создает стихотворение «Пророк» (1841), в котором утверждает великое назначение поэзии и предвидит горькую судьбу поэта. Интересна история создания этого стихотворения. 9 июля 1841 года Лермонтов перечитывал записанные цитаты из посланий апостола Павла, которые воспринимал как христианский гимн любви: «Держитеся любве…», «Любовь же неколи отпадает…». Поэт внимательно читает Евангелие и обращается к главе 11 Второго послания к коринфянам святого апостола Павла, в котором проповедник любви Христовой пишет о самом себе: «23 …Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти… 25. Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение… 26. Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне… 27. В труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе…» Такова судьба христианского пророка. 10 или 11 июля появилось стихотворение «Пророк».

Мотив одиночества

Мотив одиночества присутствует во многих стихотворениях М. Ю. Лермонтова. Так, в стихах, относящихся к любовной лирике, поэт часто с негодованием или скорбью говорит о судьбе страдающего, одинокого человека.

К примеру, в стихотворении «Нищий» (1830) лирический герой сравнивается с бедняком, просящим подаяние и ставшим мишенью для насмешек. Начинается стихотворение торжественно: «У врат обители святой / Стоял просящий подаянья…» Упоминание величественного храма на территории Троице-Сергиевой лавры, использование старославянской лексики настраивает читателя на проникновенное восприятие текста. Сочувственно звучат строки, создающие портрет нищего. Завершающая часть его портрета – «От глада, жажды и страданья…» – выдержана также в возвышенном стиле. Физические страдания ассоциируются с духовными муками человека, ожидающего милости, помощи и любви. Вторая строфа содержит антитезу по отношению к первой как по содержанию, так и по стилю. Возвышенным, даже трепетным надеждам нищего старца, за образом которого скрывается лирический герой, противостоит холодное, издевательское действо: «И кто-то камень положил / В его протянутую руку». Духовному страданию противопоставлено бездушие. И автор от художественной передачи реального случая, происшедшего с церковным нищим, переходит к излиянию своих упреков к возлюбленной. Таким образом, в заключительной строфе стихотворения раскрывается не сюжет, а подтекст первых двух строф.

Со временем мотив одиночества усиливает свое звучание в творчестве Лермонтова. Горькие чувства, возникающие в стихах, носят личностный характер, поскольку проявляются в общении с людьми, включая любящих его родных и друзей. Ощущение одиночества, которое испытывает лирический герой, следует понимать в более широком, философском смысле, в сопоставлении с вечными ценностями. Оно является результатом дисгармонии человека с окружающим миром, а порой и внутри личности.

В стихотворении «И скучно и грустно» (1840) трагедия человека тесно связана с осмыслением быстротечности времени, утраты смысла жизни в земном мире.

Бытие и небытие предстают перед взором читателя на страницах этого стихотворения.

Характерное для стихотворения «И скучно и грустно» настроение лирического героя пронизывает и стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен…» (1840). Композиция его своеобразна: из семи строф только первая, вторая и последняя развивают тему обличения светской толпы. Вместе с тем другие четыре строфы рисуют некий идеальный романтический мир, воображаемое прошлое, навеянное воспоминаниями детских лет. Этот мир на короткое время приносит ощущение гармонии, в поисках которой поэт постоянно находится. Однако такое состояние внезапно и резко разрушается возвращением в настоящее, и это вызывает вновь раздражение происходящим и желание «дерзко бросить им в глаза железный стих, / Облитый горечью и злостью».

Любовная лирика

Когда мы анализируем произведения любовной лирики, нас интересуют чувства лирического героя, образ любимой женщины, характер ее восприятия героем. Эти стороны анализа стихотворения охватывают и сведения об адресате, и образ-переживание, и систему изобразительно-выразительных средств. Признание в любви выражается с помощью разнообразных приемов, среди которых Лермонтов наиболее часто избирает прямое признание или упрек («Благодарю!»), объяснение в уже прошедшей любви («Расстались мы, но твой портрет…»), обращение к образу-заместителю «Нет, не тебя так пылко я люблю…», порой через обвинения в измене и объявление разрыва.

Характерно для любовной лирики Лермонтова стихотворение «К***» («Я не унижусь пред тобою…») (1832), обращенное к Н. Ф. Ивановой. Поэт испытывал к красавице пылкое чувство и добивался взаимности. Она, не скрывая к нему симпатии, видела в нем милого и умного юношу и могла предложить только нежную дружбу. Юный поэт воспринимает поведение своей избранницы как коварство, измену и обращается к ней с гневным обвинением, выраженным уже в первой строчке стихотворения.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Литература. 10 класс"

Книги похожие на "Литература. 10 класс" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Коллектив авторов - Литература. 10 класс"

Отзывы читателей о книге "Литература. 10 класс", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.