» » » » Коллектив авторов - Литература. 10 класс


Авторские права

Коллектив авторов - Литература. 10 класс

Здесь можно купить и скачать "Коллектив авторов - Литература. 10 класс" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «Дрофа»d9689c58-c7e2-102c-81aa-4a0e69e2345a, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Коллектив авторов - Литература. 10 класс
Рейтинг:
Название:
Литература. 10 класс
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-358-13130-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Литература. 10 класс"

Описание и краткое содержание "Литература. 10 класс" читать бесплатно онлайн.



Данный учебник для учащихся 10 класса входит в линию учебников, созданных по единой программе для 5—11 классов, составленной Т. Ф. Курдюмовой. Авторы обращают внимание учащихся на вершинные произведения русской литературы XIX века.






Рекомендуемая литература

• Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина: Ст. вторая // Полн. собр. соч. Т. VII. М., 1955.

• Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. М., 1965.

• Гуревич А. М. Романтизм в русской литературе. М., 1980.

• Гуревич А. М. Динамика реализма. М., 1995.

• Маймин Е. А. О русском романтизме. М., 1975.

• Манн Ю. В. Поэтика русского романтизма. М., 1976.

• Фохт У. Пути русского реализма. М., 1963.

Александр Сергеевич Пушкин

1799, 26 мая (6 июня) – родился в Москве.

1814– первая публикация («К другу стихотворцу»).

18171820 – петербургский период.

1820 – окончена поэма «Руслан и Людмила».

1820–1824 – южная ссылка.

1823–1830 – работа над романом «Евгений Онегин».

1824–1826 – ссылка в Михайловское.

1825, 7 ноября – окончена трагедия «Борис Годунов».

1830 – женитьба на Наталии Николаевне Гончаровой.

1833 – написана поэма «Медный всадник».

1837, 29 января (10 февраля) – кончина поэта.

Очерк жизни и творчества

Первые шаги в творчестве

А. С. Пушкин получил прекрасное гуманитарное образование в области словесных, политических и юридических наук в Царскосельском лицее. Здесь же он начинает серьезно приобщаться к поэтическому творчеству: создаются стихотворения, среди которых «К другу стихотворцу» (опубликованное в № 13 «Вестника Европы» за 1814 год), «К сестре», «Пирующие студенты», «Князю А. М. Горчакову», «К Батюшкову», «Воспоминания в Царском Селе», «Городок», «Лицинию». Начинающего поэта печатают в журналах «Русский музеум» и «Вестник Европы». Во многих ранних произведениях чувствуется влияние творческого стиля Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, Д. В. Давыдова, которых Пушкин по праву считал своими учителями.

В произведениях лицейского периода преобладают оптимистические настроения, прославляются радости жизни. В лирике находят отражение анакреонтические[1] мотивы, веселье, любовь, дружба. Некоторые стихи предвосхищают развитие вольнолюбивых, гражданских мотивов в последующем творчестве поэта. Раннее творчество Пушкина жанрово разнообразно – это послания, элегии, классицистические оды.

В «Воспоминаниях в Царском Селе» (1814), написанных в традициях классицизма, звучат элегические мотивы. Стихотворение проникнуто патриотическими чувствами юного поэта, восхищающегося подвигами российского воинства, победами русского оружия над наполеоновской армией. Российские полководцы сравниваются с мифологическими героями и богами, армия названа «ратью богатырей», готовых «иль победить, иль пасть в пылу сраженья за веру, за царя».

В стиле дружеского послания создано стихотворение «Городок» (1815). Находясь под определенным влиянием Батюшкова, Пушкин ищет собственную манеру: его привлекают философские размышления. Не случайно среди учителей им назван Вольтер, «фернейский[2] злой крикун», сатирик, философ, поэт свободомыслия.

В стихотворении «Лицинию»[3] (1815), Пушкин выступает как гражданский поэт. Он предлагает читателю поразмышлять над печальной судьбой Римской империи, которой суждено было погибнуть. Причиной этой гибели поэт называет рабство и деспотизм, нравственный упадок власть держащих. Основной тезис этого стихотворения заключен во фразе, которая впоследствии стала крылатой: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен…»

Мотивы взаимодействия закона, власти и народа с лицейских лет становятся важными в гражданской лирике Пушкина. В Лицее закладывается и высокая нравственная направленность творчества поэта, та «лелеющая душу гуманность», о которой напишет В. Г. Белинский. Наконец, Лицей способствовал возникновению и пониманию дружбы и товарищества как истинного братства. Именно это чувство дало импульс поэту для создания стихотворений, посвященных ежегодным годовщинам открытия Лицея (19 октября). В каждом из поэтических произведений на эту тему мотив дружеской верности и памяти приобретает новые эмоциональные и художественные грани.

Личность и творчество поэта-лицеиста приковывают к себе внимание видных литературных деятелей современности. В Царском Селе Пушкина посещает В. А. Жуковский и сразу же говорит о неизгладимом впечатлении, которое произвел на него юный поэт. С ним сближается П. Я. Чаадаев, его радушно принимают в семье Карамзиных. В 1816 году состоялся заочный прием Пушкина в общество «Арзамас», почетными членами которого были H. М. Карамзин и И. И. Дмитриев, активными участниками – В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, Д. В. Давыдов, В. Л. Пушкин.

Идеал свободы в жизни и поэзии

После окончания Лицея Пушкин поселился в столице. Он окунулся в светскую жизнь: балы, театр («волшебный край»), принесший ему знакомство с выдающимися драматургами и их произведениями.

Лирика петербургского периода была самой разнообразной в тематическом и жанровом отношении: любовные и дружеские послания, эпиграммы, анакреонтические стихи…

Поэта буквально захлестнули бурные общественные, политические и литературные события. Русская дворянская интеллигенция питала большие надежды на демократические преобразования в стране. В их кругу обсуждались новые идеи, успешно осуществленные в Европе: парламентаризм, конституция, свобода слова. В результате росло недовольство тем, что намерения и обещания, звучавшие в устах императора в начале его царствования («дней Александровых прекрасное начало»), оставались неосуществленными. Стали создаваться тайные общества.

С 1819 года Пушкин участвует в заседаниях вновь образованного литературно-театрального общества «Зеленая лампа», находившегося под непосредственным влиянием «Союза благоденствия» и даже слывшего одним из его филиалов. Читались вольнолюбивые стихи, обсуждались проблемы русской истории, искусства, театра, литературы и, конечно, политического устройства России. С «открытым сердцем» говорили «насчет глупца, вельможи злого, насчет холопа записного, насчет небесного царя, а иногда насчет земного». Деятельность этого общества была законспирирована.

В петербургский период были написаны стихотворения, названные впоследствии литературоведами вольнолюбивыми. Они носили романтический характер и воспевали свободу, гуманность и незыблемую верность закону (среди них – «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «Сказки (Noël)»).

Стихи Пушкина вызывали не только восхищение, но и возмущение. Он приобрел немало врагов, которые доносили правительству о «возмутительных стихах».

Александр I высказал желание ознакомиться с некоторыми из стихотворений поэта. Через П. Я. Чаадаева Пушкин послал царю «Деревню», и, хотя император передал поэту благодарность за внушаемые обществу добрые чувства, судьба поэта была решена. В письме H. М. Карамзина И. И. Дмитриеву от 19 апреля 1820 года мы находим следующее известие: «Над здешним поэтом Пушкиным, если не туча, то по крайней мере облако, и громоносное (это между нами): служа под знаменем либералистов, он написал и распустил стихи на вольность, эпиграммы на властителей и проч., и проч. Это узнала полиция… Опасаются следствий».

За Пушкина хлопотали H. М. Карамзин, В. А. Жуковский, П. Я. Чаадаев, Ф. Н. Глинка, и участь его была несколько облегчена: он был определен в канцелярию генерала И. Н. Инзова в Екатеринослав. 6 мая 1820 года началась южная ссылка.

Расцвет и кризис романтизма

Творчество Пушкина периода южной ссылки представляет собой вершину русского романтизма. В стихотворениях «Погасло дне́вное светило…», «Мне вас не жаль, года весны моей…», «К Овидию», «Узник», «Коварность» и других произведениях передаются чувства лирического героя, пережившего трагическую и неразделенную любовь, измены, предательство друзей, клевету, гонения. В них отражена судьба добровольного или вынужденного изгнанника, расставшегося со своей родиной или рвущегося на волю узника.

В южной ссылке созданы романтические поэмы «Кавказский пленник», «Братья разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» (завершена в Михайловском).

На создание поэм оказало большое влияние творчество Дж. Г. Байрона, однако Пушкин создал оригинальный русский вариант байронический поэмы. В поэмах раскрывается сложный духовный мир современного Пушкину молодого человека с его страстями, надеждами и устремлениями. Как герой-романтик, он окружен некоей загадочностью, тайной. Его прошлое, истоки разочарованности остаются неизвестными для читателя. Действие происходит в исключительной, экзотической обстановке, навеянной природой Кавказа. Лирический герой по своему настроению близок автору. Стиль поэм повышенно эмоциональный.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Литература. 10 класс"

Книги похожие на "Литература. 10 класс" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Коллектив авторов - Литература. 10 класс"

Отзывы читателей о книге "Литература. 10 класс", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.