Уильям Моррис - Искусство и жизнь

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Искусство и жизнь"
Описание и краткое содержание "Искусство и жизнь" читать бесплатно онлайн.
В настоящем издании впервые на русском языке представлено обширное и многообразное наследие У. Морриса, известного английского поэта и дизайнера, автора социально-утопического романа «Вести ниоткуда», активного общественного деятеля, с 1883 года социалиста. Книга представляет интерес как для специалистов по эстетике, так и для читателей, интересующихся проблемами эстетического воспитания, декоративно-прикладным искусством и историей эстетики.
Вы, конечно, поймете, что, говоря о труде людей, я отнюдь не забываю о таком самом необходимом, но неприятном труде, к которому невозможно применить искусство в том значении слова, в каком мы его употребляем. Но это лишь означает, что сама природа взяла на себя обязанность придавать красоту этому труду. В большинстве случаев процесс труда сам по себе красив, если только наша глупость не добавляет к нему горе и тревогу. Вот скользит по волнам рыбачья лодка, плуг проводит борозду для будущего урожая, идет косьба в июне, летит стружка из-под рубанка плотника, — все это само по себе красиво, и все эти занятия доставляли бы наслаждение, если бы с недавних пор человек даже в нашем цивилизованном обществе не поглупел и, по сути дела, не признал, что эта работа, без которой мы в несколько дней протянули бы ноги, — удел рабов и голодных, тогда как работа разрушительная, распри и анархия — достояние отборной части человеческого рода, то есть джентльменов.
Но если эти прикладные искусства необходимы (а я в этом убежден), чтобы не дать человечеству превратиться в безобразный и омерзительный нарыв на поверхности земли, которая иначе была бы несомненно прекрасна, то другое их назначение — делать труд радостным — по крайней мере так же необходимо и, если можно отделить одно назначение от другого, даже более благотворно и незаменимо. Ибо если верно (а я в этом убежден), что назначение искусства — сделать труд счастливым, то что же с нами произойдет, если искусство исчезнет? Нас тогда ждет одно из двух бедствий: либо необходимый труд будет выполняться жалкой толпой рабов для немногих возвышенно мыслящих интеллигентов, либо, если мы решимся, как нам и следует сделать, и распределим равномерно тяжесть проклятого труда между всеми членами общества, то даже тогда он останется бременем, отравляя всем священный дар жизни, мельчайшей долей которого мы, если б были мудрыми, должны были бы дорожить как сокровищем и пользоваться им так, чтобы было радостно применять наши способности, припадая тем самым к роднику подлинного счастья.
Позвольте обратить ваше внимание на сходство между назначением прикладных искусств и тем даром природы, без которого человечество было бы много несчастнее и который так хорошо знаком нам, что для его обозначения у нас нет отдельного подходящего слова и приходится употреблять целую фразу: наслаждение от утоления голода. Аппетит — вот единственное подходящее здесь слово, но, несомненно, оно не очень определенно и точно. Однако давайте его употреблять теперь, когда нам стало ясно, что мы под ним подразумеваем.
Кстати, нужно ли мне извиняться за то, что я говорю о столь низменных вещах, как еда и питье? Наверно, некоторые считают, что я должен это сделать, и дожидаются того дня, когда функция питания в условиях будущей цивилизации сведется к проглатыванию весьма концентрированной пилюли, скажем, раз в год или даже раз в жизни, а все остальное время мы будем свободны упражнять свой интеллект, если у нас останется тогда хоть какая-то его доля. При всей возвышенности и утонченности этих стремлений я готов почтительно повиниться в несогласии с такими людьми, ибо со всей серьезностью и ни в коей мере не шутки ради я утверждаю, что ежедневная встреча членов семьи за столом, чтобы в атмосфере отдыха и доброты вместе поесть, восстанавливая едой затраченную энергию, — такая встреча должна считаться своего рода священным обрядом, и его следует как можно лучше обставлять с помощью искусства. Еще раз прошу извинения, но я снова напомню, что множество людей живут такой жалкой, убогой и тревожной жизнью, что не могут должным образом обставить этот обряд. Мы должны помнить, что такие лишения — это зло, и мы обязаны уничтожать, а не замалчивать его. Следовательно, как еда становится скучной, если отсутствует аппетит, то есть наслаждение ею, так и производство предметов первой необходимости становится скучным, если работа не доставляет наслаждения и, следовательно, не носит творческого характера. Сэма природа требует, чтобы мы стремились к наслаждению, украшающему наш повседневный труд. Я склонен думать, что в конце концов человечество не сможет без него обойтись, но если это окажется ложным пророчеством, то я могу лишь сказать, что тогда придется отыскивать какую-то замену ему, иначе жизнь станет нестерпимой, а существование человеческого общества невозможным. Разумно и целесообразно, чтобы люди стремились предметы первой необходимости делать красивыми, как делает все природа и, кроме того, чтобы они стремились и сам процесс производства сделать приятным для себя, как и природа делает приятным для чувствующих существ выполнение необходимых функций. Присоединять искусство к предметам нашего быта — это не легкомысленное занятие, а серьезное дело жизни.
Теперь рассмотрим несколько подробнее, с чем имеет дело прикладное искусство. На мой взгляд, мы только из соображений удобства отделяем живопись и скульптуру от прикладного искусства; по сути дела, синоним прикладного искусства — это архитектура, и я должен сказать, что живопись и скульптура в жизни применяются мало; исключить надо лишь случаи, когда произведения этих искусств входят как часть в архитектурный ансамбль. Человек, понимающий искусство архитектуры, в сущности, всегда смотрит на любую картину и любую статую именно с этой точки зрения. Даже о картине самого отвлеченного содержания он непременно подумает — в какую рамку ее заключить и куда поместить. Что касается скульптуры, то она превращается просто в игрушку, в tour de force[20], если не составляет непременной части здания, отдаленной от нас на определенную высоту, чтобы ее было видно при определенном освещении. И если так обстоит с произведениями искусства, которые в известной мере могут быть обособлены от их окружения, то это a forteriori[21] относится и к менее возвышенным вещам. Короче говоря, законченным произведением прикладного искусства, подлинным его выразителем является дом с соответствующими ему украшениями и обстановкой; по собственному опыту я знаю, что невозможно украшать должным образом уродливое или вульгарное здание. С другой стороны, я вынужден признать, что славное искусство домостроительства само по себе так удовлетворяет нас, что есть множество зданий, которые нуждаются лишь в небольшом декоре, зданий, где, чтобы радоваться им, недостает лишь нескольких признаков того, что люди живут в них счастливо и в согласии друг с другом. Прочный стол, несколько старомодных стульев, горшок с цветами украшают гостиную старинного дома английского иомена гораздо лучше, чем множество картин Рубенса — галерею в Бленхейм-парке{2}.
Но не забывайте, что простота и сдержанная красота вовсе не обязательно чужды искусству. Если вам встречается старый дом, который выглядит вполне прилично, и если тут нет следов работы вдумчивого современного художника, то хорошее впечатление от этого дома — следствие неосознанной, но живой традиции. А когда отсутствует традиция, тогда шагает по земле тлетворное уродство, о котором я говорил раньше. В своей неприглядной претенциозности и отвратительной вульгарности оно испортит и красоту готического здания в Сомерсетшире и романтический вид четырехугольной башни на берегу шотландского залива, и, чтобы вернуть хоть часть этой красоты и романтики (полностью вы их никогда не вернете), вы вынуждены будете обратиться к смышленому художнику наших дней, основная задача которого будет заключаться, однако, лишь в том, чтобы удалить надоевший хлам и свободно пройтись кистью с белилами.
Произведение искусства, к которому я привлекаю ваше внимание, — это дом, где живут какие-то люди, дом хорошо построенный, красивый, отвечающий своему назначению, должным образом украшенный и обставленный так, что это характеризует образ жизни его обитателей. Или это может быть какое-нибудь благородное и великолепное общественное здание, построенное на столетия, и оно так же соответственно орнаментировано, чтобы отобразить жизнь и стремления граждан. Само по себе такое здание — это большой кусок истории, рассказывающей о стремлении граждан воздвигнуть дом, достойный их благородной жизни, и его скромный орнамент — это эпическая поэма, созданная на радость и для просвещения не только нынешнего поколения, но и многих будущих. Это настоящее произведение искусства (я чуть было не сказал — подлинной цивилизации, но этим словом настолько злоупотребляют, что я не стану им пользоваться), подлинный шедевр разумных и мужественных людей, сознающих, как важно для каждого члена общества все, что он создает.
Это, полагаю, и есть произведения искусства — вот этот дом, эта церковь, эта ратуша — все, построенное и украшенное совместными усилиями свободных людей. Ни при каких условиях не мог бы создать их один человек, как бы ни был он одарен, даже если предположить, что архитектор был в то же время и великим живописцем или великим скульптором, автором безупречных эскизов металлических изделий, мастером искусства мозаики, ткацкого дела и прочего. Даже если бы он мог создать эскизы всего этого, он не был бы в состоянии осуществить их в материале. Что-то от его дарования должно быть присуще и другим членам громадного коллектива, который сооружает все здание целиком: миллионы ударов молотка и долота, движений стамески, кисти или ткацкого челнока воплощаются в этом произведении искусства, и у каждого из его создателей — либо разум, помогающий архитектору осуществить его замысел, либо глупость, безнадежно сбивающая его с толку. Сами каменщики, день за днем складывающие свой рассказ из булыжника и тесаного камня, могут помочь архитектору наполнить довольством души людей, взирающих на это здание, или же вконец испортить вычерненный на бумаге план, и, несмотря на громадный талант архитектора и своего руководителя, и эти каменщики и другие рабочие могут довести строительство до катастрофического состояния, если они не исполнены духом разумной традиции. Если же такой традиции нет, то, вопреки всем претензиям на художественность, их труд будет бесполезен. Но если они работают в духе разумной традиции, то в их труде скажутся и дружное сотрудничество и его радость. Такой труд вберет в себя малейшие находки ума, и они будут так подчинены целому и так использованы, что никто, начиная с художника-проектировщика, не сможет сказать: «Это моя работа», но все вправе воскликнуть: «Это наша работа». Попытайтесь представить себе то громадное наслаждение, которое доставит, возможно, на много, много лет (ибо такая работа не делается в спешке) процесс создания такого произведения искусства всем, кто в нем участвовал, а когда оно закончено — вот оно, перед вами — и всегда радостно на него смотреть, пользоваться им, беречь его — изо дня в день, из года в год.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Искусство и жизнь"
Книги похожие на "Искусство и жизнь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Уильям Моррис - Искусство и жизнь"
Отзывы читателей о книге "Искусство и жизнь", комментарии и мнения людей о произведении.