» » » » Алексей Иванов - Донбасс: Русь и Украина. Очерки истории


Авторские права

Алексей Иванов - Донбасс: Русь и Украина. Очерки истории

Здесь можно купить и скачать "Алексей Иванов - Донбасс: Русь и Украина. Очерки истории" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Иванов - Донбасс: Русь и Украина. Очерки истории
Рейтинг:
Название:
Донбасс: Русь и Украина. Очерки истории
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Донбасс: Русь и Украина. Очерки истории"

Описание и краткое содержание "Донбасс: Русь и Украина. Очерки истории" читать бесплатно онлайн.








Хотя зачатки древнейшей письменности в нашем крае и обнаружены археологами в виде неразгаданных знаков на горшках, найденных при поисковых раскопках на территории сел Ивано-Дарьевка и Покровское в северной стороне Донецкой области. Если это действительно письмена древности, как полагают ученые, то остается только пожалеть, что нам не открылась информация, какую они немо несут сквозь многие столетия и по сию пору.

Это ведь тоже слово, только овеществленное, а потому — музейное, как, например, орудия труда, какие экспонируются для посетителей. Только в них еще и то, что невольно хотели передать нам через века далекие пращуры.

С наступлением новой эры Донецкий край, его люди и события, разыгрывавшиеся на его землях, постоянно находятся под пристальным взором летописцев: историков и путешественников, ученых и писателей. И потому запечатлен в письменном слове куда больше и куда подробнее, нежели раньше.

Правда, принцип отражения событий оставался поначалу неизменным: какой народ приходил сюда, кому он учинял разбой, каким прежним поселенцам или кочевникам.

Так, в V веке нашей эры в здешние пределы вторглись гунны, наводившие панику даже на Римскую империю, не говоря уж о сарматах. Христианский писатель того времени Евсевий Иероним писал об этом событии буквально следующее: «Вот весь Восток задрожал при внезапно разнесшихся вестях, что от крайних пределов Меотиды, между ледяным Танаисом и свирепыми народами массагетов, где Александровы запоры (Дербентский проход в горах у Каспийского моря) сдерживали дикие племена скалами Кавказа, вырвались рои гуннов, которые, летая туда и сюда на быстрых конях, все наполняли резней и ужасом… Да отвратит Иисус на будущее время таких зверей от римского мира! Они всюду являются неожиданными, и своей быстротой предупреждая слух, не щадили ни религии, ни достоинств, ни возраста, не жалели плачущих малюток».

Недолго по сравнению с другими кочевниками-воителями хозяйствовали в наших краях гунны. Под предводительством Аттилы они вторглись в Западную Европу, но после битвы на Каталаунских полях в Восточной Галлии, понеся большие потери, вынуждены были отступить. А как помер Аттила, союз гуннов и вовсе распался. После в здешних пределах кого только не было!

И авары, и славяны-анты, и болгары во главе с ханом Кубратом, и хазары, и арабы, и аланы, и венгры, и печенегы, и торки, и половцы, и монголо-татары, и ногайцы… Да и вполне понятно, отчего здешние земли притягивали к себе столько разноплеменных народов во все века. Об их богатствах и привлекательности писал еще Геродот. И персидский историк ал-Джузджапи впоследствии подтверждал это: «Во всем мире не может быть земли приятнее этой, воздуха лучше этого, воды слаще этой, лугов и пастбищ обширнее этих».


Донбасс: от средневековья до Нового времени

История Древней Руси была и остается достаточно проблемным периодом нашей истории. И главная причина этого не столько нехватка исторических источников, сколько серьезная политизация темы: достаточно вспомнить хотя бы исторические «битвы» норманистов и антинорманистов.

Сейчас несколько другие времена, и в изучении истории Руси начинают доминировать «киевоцентричные» теории. Мол, Киев существовал чуть ли не с доисторических времен, что славяне объединялись только вокруг него, что со времен Кия в Киеве правили князья из династии «киевичей», и все прочее в том же духе. Любые другие исторические концепции, мягко говоря, не приветствуются. И многие, в том числе и некоторые местные донбассовские краеведы, заняли угодническую по отношению к «киянской теории» позицию. И это при том, что нам, донбассовцам, в полной мере есть чем гордиться в своем прошлом, ибо на нашей земле возникла первая русская государственность, правопреемницей которой и явилась Русь, называемая сейчас историками Киевской.

Комплексное использование данных археологии, нумизматики, лингвистики и письменных источников позволяет с полной уверенностью заявить о том, что в 7–9-ом веках нашей эры на территории Донбасса располагалось самостоятельное сильное государство, носившее название Русский каганат.

Такая новость даже для людей, хорошо знавших историю, безусловно, звучит сенсационно. Так что позвольте обосновать. Все-таки нужно отметить, что Русский каганат не был полностью покрыт мраком забвения. Для краеведов и археологов он больше известен как Салтово-Маяцкая археологическая культура.

В 1900 году были раскопаны могильник у села Верхнее Салтово на Северском Донце и Маяцкое городище у Дивногорского монастыря на Дону. Археологический материал свидетельствовал о существовании здесь высокоразвитой и своеобразной культуры. Не в последнюю очередь из-за этого начался спор о том, какой именно из национальных культур принадлежат «салтовцы» и какой этнос здесь являлся господствующим. Археологи оказались перед дилеммой: с одной стороны, многое указывало на серьезное влияние на эту культуру иранских народов: сарматов, аланов, роксоланов, ясов… С другой стороны, ни один письменный источник не зафиксировал сколько-нибудь развитой иранской государственности в период существования салтовско-маяцкой культуры. В результате спор, кто по «пятой графе» «салтовцы», продолжился. Выдвигались самые разные предположения, вплоть до того, что это скандинавы, пробравшиеся на Дон и Северский Донец через Азовское и Черное моря или спустившиеся по пути «из варяг в греки».

Однако в конце 19-го века историческая наука открыла для себя Хазарию, достаточно крупное государство в Нижнем Поволжье. В начале 20-го века были найдены документы и археологические подтверждения того, что Хазария была не только крупным, но и весьма развитым для своего времени государством. А после того, как нашли письмо царя Хазарии Иосифа испанскому еврею Хасдаи ибн Шафруту, в котором утверждалось, что в Хазарии государственной религией является иудаизм, вокруг этого государственного объединения начался настоящий ажиотаж. В археологии зародилось даже целое направление “хазароведение”. А поскольку Хазария ближе всех других культурных центров того времени располагалась к “салтовцам”, то и “салтово-маяцкую культуру” стали считать хазарской. В результате этого “считания” границы Хазарского каганата “разрослись” аж до Днепра, то есть до пределов культурного влияния «салтовцев». Правда, при этом полностью игнорировались письменные хазарские источники. К примеру, то же письмо царя Иосифа, который, называя пределы своего царства, говорит, что от Итиля (Волги) Хазария простирается на 40 фарсахов, то есть менее, чем на 300 км, а среди пограничных пунктов на западе называется город Ш-р-кил, то есть Саркел, находящийся на восточном берегу Дона. Таким образом, западная граница Хазарского каганата проходила по реке Дон и “салтовцев” в свою территориальную орбиту не включала.

Хорошо, если не аланы и хазары, то кто тогда “салтовцы”, откуда у них взялась развитая культура, и какова вообще их роль в истории?

Ответим на первый вопрос: кто? Еще в 30-е годы ленинградский археолог Артамонов заметил, что многие поселения “салтовцев” совпадают с поселениями славянских племен пеньковской культуры, известных византийцам 6–7-го веков под именем “антов”. В 60-е годы украинский археолог Березовец доказал, что к “салтовцам” непосредственное отношение имеют не только славяне-пеньковцы, но и славяне-носители волынцевской культуры.

Таким образом, можно с уверенностью заявить, что “салтовцы” в своей массе — это славяне, с 7-го века начавшие активно смешиваться с ираноязычными и тюркоязычными племенами, в результате чего от первых позаимствовали свое самоназвание с корнем “рус”, а от вторых — форму правления — каганат.

А теперь стоит сделать маленькое отступление. Слово “рус” — индоевропейского происхождения и свое значение “светлый, чистый, белый” сохранило в русском языке до наших дней. Например, в словах “русявый”, “русоволосый”, “заяц-русак” и т. д. Вполне естественно, что этим словом в равной степени пользовались две ветви индоевропейцев: иранцы и славяне. Возможно, распространение самоназвания “салтовцев” как “рус”, “русы”, “русские” связано с названием нынешнего Северского Донца, который по данным анонимного арабского источника “Худуа-аль-Алам” носил название река Рус. То есть светлая или чистая река. Возможно, от наименования реки стали себя так именовать и “салтовцы”.

Теперь о слове каганат. У многих оно ассоциируется исключительно с Хазарией, хотя само тюркское слово каган (или правильнее хакан) близко по значению слову император — самоличный руководитель крупного государства. История знает не так уж много каганатов: Аварский, Хазарский, Тюркский и Русский. Именно каганское достоинство своего владыки подчеркивали русские послы на приеме у западно-франкского короля Карла Лысого. Этот факт засвидетельствован в историческом источнике, известном как Бертинские анналы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Донбасс: Русь и Украина. Очерки истории"

Книги похожие на "Донбасс: Русь и Украина. Очерки истории" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Иванов

Алексей Иванов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Иванов - Донбасс: Русь и Украина. Очерки истории"

Отзывы читателей о книге "Донбасс: Русь и Украина. Очерки истории", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.