» » » » Н. Тарасов - Море живёт


Авторские права

Н. Тарасов - Море живёт

Здесь можно скачать бесплатно "Н. Тарасов - Море живёт" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Природа и животные. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Н. Тарасов - Море живёт
Рейтинг:
Название:
Море живёт
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Море живёт"

Описание и краткое содержание "Море живёт" читать бесплатно онлайн.








ГЛАВА X

МОРСКИЕ ОБРАСТАНИЯ

Обрастают самые различные предметы, погруженные в морскую воду, начиная со скал и камней и кончая минами. Обрастают не только растениями, но и различными животными, ведущими прикрепленное к одному месту существование. Такие жильцы селятся, конечно, и на днищах, на подводных частях кораблей, проникая иногда даже внутрь корабля по трубам, втягивающим морскую воду из-за борта для охлаждения машин и для разных хозяйственных нужд. Даже в таких темных, тесных трубах умудряются селиться морские животные.В нефтяной гавани Батуми мне приходилось видеть на сваях пристани красивые бахромчатые наросты мембранипоры, выдававшиеся сантиметров на 25 — 30 над поверхностью свай. Вода вокруг была покрыта слоем нефти. Нефтью же были подернуты и колонии мембранипоры, пышные здесь, как не бывали они пышны нигде в менее загрязненных прибрежных водах. В чем же объяснение такого расцвета мембранипоры в Батуми? Думать, что нефть полезна для нее, трудно. Скорее дело в том, что в условиях нефтяной гавани мало кто из морских животных может обитать. Никто там не объедает, не теснит мембранипору, не перехватывает ее пищи, потому и благоденствует там эта мшанка.Организмы, обрастающие днища судов, те же, что живут на скалах, камнях, сваях. Впрочем, быстроходность позволяет удерживаться на днищах только наиболее прочным, самым обтекаемым, а главное — наилучше прикрепленным растениям и животным.

Обрастание кормы катера:1, 2 — зеленые нитчатые водоросли; 3 — морской салат ульва; 4 — красная водоросль церамнум: 6 — красная известковая водоросль кораллина; 6 — краевая ветвистая водоросль филлофора; 7 — красная листовидная водоросль делессерия; 8 — губки; 9 — гидроиды; 10 — морские анемоны (актинии); 11 — известковые завитые трубки червя спирорбис; 12 — известковые извитые трубки червя гидроидес; 13 — мшанка ретепора: 13а — мшанка флюстра: 14 — мшанка мембранипора; 15 — мелкие мидии митилястер; 16 — мидии; 17 — устрицы; 18, 19 — морские жолуди балянусы; 20 — морские уточки лепас: 21 — оболочник фаллюзия; 22 — оболочник диона; 23 — колониальный оболочник «звездочки» — ботриллюс

Помещенный здесь рисунок изображает кормовую часть катера, очень долго простоявшего в порту, поэтому обрастания его днища такие пышные, раскидистые. Даст катер полный ход, начнет его подбрасывать и качать на волнах, зажурчит вдоль бортов, запенится вода и оборвутся, останутся в кормовой струе катера самые раскидистые и непрочные водоросли и животные.Но многие организмы — морские жолуди, колониальные и одиночные асцидии, мшанки — выдержат это испытание прочности их тел и их креплений. Они даже выиграют от того, что будут удалены на ходу теснившие их, разросшиеся, пока корабль стоял у стенки, соседи. Сорвут этих соседей вихри воды, тем более мощные, чем больше трение, чем пышнее обрастания.Морским жолудям, колониальным асцидиям, коротковетвистым коренастым колониям гидроидов или мшанок, а тем более мшанкам корковым совсем не страшен ход. Больше того, на ходу корабля в быстро проносящейся мимо воде больше кислорода, больше можно захватить пищевых частиц, а живущим у ватерлинии водорослям (если они тоже не из пышных, кудрявых, а скромные, корочкой) света больше на ходу, в открытом море, чем в гавани, у стенки.Впрочем, многим из этих крепышей тоже не везде приходится хорошо в дальнем плавании; иные и вовсе гибнут, либо сразу отваливаясь, либо оставаясь на днище в виде скелетов, домиков, панцырей. От таких остатков кораблю немногим легче, чем от живых, — все равно они трутся о воду. Только и пользы от их смерти, что они перестали расти, увеличиваться в размерах.Главная причина гибели этих выносливых организмов — пресная вода. Многие мировые порты расположены в устьях больших судоходных рек, в отлив вода там бывает совсем пресная или чуть-чуть соленая. Ленинград, Николаевск-на-Амуре, Архангельск, Лондон, Шанхай, Нью-Йорк — такие порты; количество названий устьевых портов легко довести до нескольких дюжин. Другая причина — это слишком высокая или, что чаще и резче действует, слишком низкая для определенных организмов температура. Когда корабль летом идет из Суэца в Одессу, то поселившиеся за время стоянки в этом порту на его днище тропические устрицы или морские жолуди еще могут выдержать то, что соленость в Черном море вдвое, а в Одесском порту и втрое ниже, чем в Суэце на Красном море. Но во время зимних переходов тропические обрастания никак не могут выдержать тридцатиградусной разницы температуры. В Суэце вода имеет зимой 30 градусов тепла, а в Одесском заливе — около нуля, в иные годы Одесский порт даже замерзает.Лед бывает и страшным врагом, и союзником морских обрастаний. Льды беспощадно обдирают обрастания с подводной части корабля, но так же исправно стирают с нее и необрастающую краску. Из льдов судно выходит незащищенным от обрастаний и «набирает» их обязательно, если попадет на стоянку в сколько-нибудь теплых водах.Вообще говоря, быстроходные корабли, снуя между портами всего мира, заносят из одних стран в другие растения и животных. Биогеографы, изучающие распространение н а земном шаре различных живых существ, все больше переходят к изучению того, как эти живые существа расселились по земному шару. Иначе говоря, приходится изучать, почему, каким способом, откуда именно проникли в самые разные углы нашей планеты различные живые существа, которые раньше, совсем недавно, еще там не жили. Большинство этих биогеографических головоломок порождено мореплаванием. Корабли завезли когда-то картофель в Европу, они же повседневно, во всех портах мира высаживают самых различных, незваных и, порою, очень неприятных пассажиров. Этими пассажирами бывают и насекомые умеренного пояса, привезенные нашим пароходом в Алжир с грузом советского леса, жуки Африки, попавшие вместе с корой пробкового дуба в Калининград; тропические змеи, огромные «александрийские» крысы — не такая уж редкость для грузчиков Владивостокского и даже Мурманского портов. Немало подобных пассажиров и на днищах кораблей. Далеко не все они могут прижиться, размножиться, даже просто выжить в одном поколении в новых местах, в чуждых водах. Но многие все-таки выживают и порою процветают на чужбине лучше, чем у себя на родине.Так, перед первой мировой войной немецкие пароходы возили в Шанхай паровозы для китайских железных дорог. Обратного, столь же тяжелого груза не было. Для того чтобы корабль сидел в воде достаточно глубоко, по свою грузовую ватерлинию, чтобы не слишком швыряли его океанские волны, немцы набирали в балластные цистерны мутножелтую воду могучей китайской реки Янцзы. Приходя к себе в Гамбург или в Бремен, капитаны давали приказание «откачать водяной балласт». Струились в воды немецкого порта воды китайской реки, а вместе с ними попадали туда из темноты и ржавчины цистерн живые существа. Среди них оказались маленькие, совсем молоденькие китайские крабы с мохнатыми клешнями. В Шанхае их всосали помпы в балластные цистерны немецких грузовозов еще в облике маленьких прозрачных большеглазых крабьих личинок-мегалоп. Пока пароходы плыли домой, мегалопы превратились в крошечных, успевших раза два перелинять, чуть-чуть подрасти, крабиков. Хорошо, что чуть-чуть, а то не проскочить бы крабикам при откачке через защитные решетки трубопроводов, погибнуть бы в цистернах пожизненными узниками, да и пищи бы подходящей им, подросшим, там не найти было. А таких крабов-узников при ремонте цистерн потом тоже находили. Десятилетие спустя немецкие зоологи обнаружили, что китайский краб поселился в европейских водах, а еще 10 — 15 лет спустя он стал там бедствием и помехой, чудовищно размножившись. Дело в том, что китайский краб живет в норах, которые он роет в речных берегах, питается, чем придется, но особенно любит готовый стол в виде попавшей в сети рыбы, да и наживку с крючка удочки охотно ворует. Вот и пошли беды. Стали обваливаться и размываться речные берега и земляные стенки различных водоотводных каналов для орошения, для местного судоходства. Стали жаловаться рыбаки: рыба объедена крабьими клешнями, сети изорваны запутавшимися в них крабами; в мотне невода множество крабов, в кулак величиной и твердостью; в фарш истолкли эти незваные гости весь улов рыбы.

Китайский краб

В Китае, Корее, Японии этих крабов едят, да что едят — разводят; я сам видел, как их заботливо разводили. В южноманчжурских водах китайские ученые, а ведь там китайские крабы, если их едят сырыми или недоваренными, передают человеку легочную глисту, вызывающую кровохаркание. В Западную Европу (сейчас китайский краб встречается уже по всей северо-западной Европе, достигая и наших балтийских портов) он явился без глистов. Он используется в Европе в качестве корма для домашних уток и свиней и на удобрение. Много этого краба видели мы в речке Ляохе в Порт-Артуре, но невпример его больше в каналах Амстердама. Видно, на новых местах китайскому крабу лучше живется, чем на старых.Так расселяются по земному шару многие бродячие, как крабы, и сидячие, как устрицы или морские жолуди, организмы. Так попал в Каспий из Черного моря на днищах катеров, переброшенных в Баку во время гражданской войны по железной дороге из Батуми, похожий на маленькую мидию, мелкий, крепко и во множестве прирастающий к обшивке моллюск митиластер. Сейчас он в изобилии покрывает скалы и сваи в южной половине Каспийского моря, служа кормом зимующим там уткам. А личинки митиластера пополняют каспийский планктон, служа пищей планктоноядным рыбам.А вот эпизод войны на море, в котором немалую роль играют обрастания. Английский крейсер «Бристоль», который давно не был в доке и не красил подводной части, начал отставать, и австрийцы сосредоточили огонь на флагманском крейсере англичан. «Бристоль» держался позади, делая все возможное, чтобы не отставать. К 10 часам 15 минутам он настолько отстал, что пришлось ему прекратить огонь, и «Дартмут» 20 минут дрался один. Когда «Бристоль» смог возобновить огонь, он находился от концевого неприятельского крейсера в расстоянии 6 — 7 миль и всю тяжесть боя поэтому попрежнему выносил на себе «Дартмут».Это произошло в первую мировую войну в Адриатических водах, но в любых водах, в любое время обросший корабль менее боеспособен, а торговое или рыболовное судно менее доходно.Обрастания увеличивают трение корабля о воду; из-за этого корабль, конечно, теряет скорость, а следовательно, и время, понапрасну жжет горючее, уменьшает свой радиус действия.Обрастания в большом количестве вдобавок отяжеляют корабль, увеличивают его осадку.Отяжеление это не так уж мало, несколько килограммов на квадратный метр днища; на пловучих маяках, на баржах, не очищаемых по нескольку лет, обрастаний бывает больше: до сотни килограммов на квадратный метр. В воде это составляет добавочную нагрузку на квадратный метр в несколько сот граммов для кораблей и в несколько килограммов у баржей и пловучих маяков. Несколько сот тонн добавочного вредного груза для авианосца или линейного корабля — таков итог.Корабль приходится ставить в док, скрести, чистить его днище, красить.Можно чистить и чистят корабли и на плаву, с помощью водолазов, особенно легководолазов. Заодно водолазы счищают не только обрастания, но и краску, даже нижнюю, антикоррозийную. От такой чистки корпус корабля впоследствии страдает, вода разъедает поверхность обшивки. Эта мера допустима только в условиях войны. Красить под водой и вовсе трудно, хотя и есть составы, способные прилипать к металлу даже под водой.В доке же днище корабля скребут особыми скребками, порой дело доходит до зубил и молотков, не говоря уж об отжигании паяльными лампами, чистке проволочными щетками и беспрестанной поливке водой из шлангов, В иных местах ракушек, особенно мидий и устриц, доковые рабочие берут для еды.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Море живёт"

Книги похожие на "Море живёт" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Н. Тарасов

Н. Тарасов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Н. Тарасов - Море живёт"

Отзывы читателей о книге "Море живёт", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.