Гильдебрандт-Арбенина Николаевна - «Девочка, катящая серсо...»

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "«Девочка, катящая серсо...»"
Описание и краткое содержание "«Девочка, катящая серсо...»" читать бесплатно онлайн.
Ольга Николаевна Гильдебрандт-Арбенина (1897/98–1980) до недавнего времени была известна как муза и возлюбленная H. Гумилёва и О. Мандельштама, как адресат стихотворных посвящений поэтов серебряного века… Однако «Сильфида», «Психея», «тихая очаровательница северной столицы», красавица, актриса, которую Гумилёв назвал «царь-ребенок», прежде всего была необычайно интересным художником. Литературное же наследие Ольги Гильдебрандт впервые собрано под обложкой этой книги. Это воспоминания о «театральных» предках, о семье, детстве и юности, о художниках и, наконец, о литературно-артистической среде Петербурга-Петрограда второй половины 1910-х — начала 1920-х годов и ее знаменитых представителях: Гумилёве, Мандельштаме, Блоке, Кузмине, Мейерхольде, Юркуне, Глебовой-Судейкиной, о доме Каннегисеров… Часть текстов публикуется впервые. Содержание книги дополняет богатый иллюстративный материал, включающий не только портреты и фотографии героев воспоминаний, но и репродукции акварелей Ольги Гильдебрандт.
Шоу Джордж Бернард (Shaw; 1856–1950), английский драматург 172
Штейн Сергей Владимирович фон (1882–1955), с 1904 г. муж сестры A. Ахматовой Инны Андреевны Горенко (1885–1906) 150
Штрогейм Эрик фон (1885–1957), американский режиссер, актер, сценарист и писатель 171
Шубинский Сергей Николаевич (1834–1913), журналист, историк, специалист по XVIII в. В 1875–1879 гг. редактировал основанный по его инициативе журнал «Древняя и Новая Россия»; в 1880–1917 гг. редактор «Исторического вестника» 38–39, 45
Щербаков Николай Александрович (1898—?), актер, ученик студии B. Мейерхольда 88, 156, 165, 227, 306, 307
Щукин Дмитрий Иванович (1855–1932), собиратель западноевропейской живописи; брат Петра и Сергея Щукиных из знаменитой московской купеческой семьи 223
Эберс Георг (1837–1898), египтолог, автор исторических романов 120, 280
Эльснер Владимир Юрьевич (1886–1964), поэт, составитель «Антологии современной поэзии» (1909)256
Энгельгардт Анна Николаевна (1895–1942), дочь Н. Энгельгардта и Л. Гарелиной, гимназическая подруга О. Гильдебрандт; с 1918 г. жена Н. Гумилёва 56, 92–93, 99–152, 162, 236, 242, 281, 285, 302, 308
Эрбштейн Борис Михайлович (1901–1964), театральный художник, график. В 1920-х гг. оформлял спектакли ленинградских театров. Арестован по делу Детского сектора Госиздата (1932), обвинен в антисоветской агитации и пропаганде и вместе с Д. Хармсом, Е. Сафоновой и С. Гершовым сослан в Борисоглебск. В 1936 г. получил разрешение вернуться в Ленинград. В 1941 г. повторно арестован по обвинению в шпионаже в пользу Германии (по ст. 58–6 получил десять лет лагерей), отправлен в Сиблаг. Освобожден в 1947 г., жил в Сталиногорске, затем в Куйбышеве (с 1954 г.), где работал художником Театра оперы и балета. В 1958 г. реабилитирован. В 1964 г. покончил с собой 83, 167, 235
Эткинд Ефим Григорьевич (1918–1999), критик, историк литературы, переводчик, преподаватель. Автор книг и статей по истории и теории русского стихотворного перевода. С 1974 г. в эмиграции; преподавал в Париже, Женеве, Барселоне. Автор книги воспоминаний «Записки незаговорщика» (1977). Подробнее см. прим. Н. Плунгян на с. 309 242
Эфрос Абрам Маркович (1882–1954), искусствовед, художественный критик 10
Южин Александр Иванович (наст. фамилия Сумбатов; 1857–1927), актер, драматург, теоретик сценического искусства, театральный деятель. В 1882–1927 гг. актер Малого театра. Яркий артист героико-романтического амплуа, во многих спектаклях был партнером М. Ермоловой. Знаменит своими трагическими монологами (Уриэль Акоста, Эгмонт); был сторонником «эпически-монументального» театра, но настаивал на жизненной убедительности в комедии и сыграл около двадцати ролей в пьесах А. Островского. С 1877 г. автор множества пьес в жанре высокой трагедии, проникнутых либеральными идеями («Листья шелестят», 1881; «Соколы и вороны», совместно с В. Немировичем-Данченко, 1885; «Арказановы», 1986; «Цепи», 1888). С 1909 г. управляющий труппой Малого театра, затем председатель совета (1818), председатель дирекции (с 1919 г.), директор Малого театра (с 1923 г.), почетный директор (с 1926 г.). После революции активно участвовал в работе Театрального отдела Наркомпроса и других театральных организаций 39, 259
Юля, см. Полаймо Ю. К.
Юрьев Сергей Андреевич (1821–1888), астроном, литератор, переводчик, общественный деятель. С 1853 г. астроном-наблюдатель при обсерватории Московского университета, автор труда «О солнечной системе». Из-за болезни глаз оставил астрономию, учился в Европе; в 1860-х гг. основал в своем имении народное училище и крестьянский театр, занялся переводами Кальдерона, Лопе де Вега (изданы в 1877 г. в кн. «Испанский театр цветущего периода XVI и XVII веков») и Шекспира. Основатель журналов «Беседа» (1871–1872), «Русская мысль» (1880), председатель Общества любителей российской словесности (с 1878 г.); после смерти A. Островского председатель Общества русских драматических писателей 39, 56
Юрьев Юрий Михайлович (1872–1948), актер Александринского театра (с 1893 г.). В 1910-х гг., наряду с Н. Коваленской, Е. Тиме, Н. Ходотовым, занимал центральное место в постановках B. Мейерхольда в Александринском театре. В 1919 г. вместе с М. Горьким, А. Луначарским, А. Блоком и М. Андреевой принимал деятельное участие в создании Большого драматического театра 86, 88, 231
Юрьевская, см. Долгорукова Е. М.
Яблочкина Александра Александровна (1866–1964), актриса; дочь режиссера А. А. Яблочкина и актрисы Александринского и Малого театров С. Яблочкиной. Ученица Г. Федотовой. В 1885 г. играла в Тифлисском театре русской драмы; в 1886–1888 гг. в московском Театре Корша, затем в Малом театре. В первые годы на этой сцене Яблочкина часто выступала в образах молодых героинь, о чем и вспоминает Г. Панова, которая служила в Малом театре в 1887–1895 гг. В 1915 г. возглавила Русское театральное общество, была его председателем до 1964 г. 40
Яковлев Кондрат Николаевич (1864–1928), актер Александринского театра 171
Яннингс Эмиль (1884–1959), немецкий актер театра и кино, исполнитель роли Нерона в фильме «Камо грядеши» (1925) 65, 171, 260
Lenclos N. de, см. Ланкло Н. де.
Loulou, см. Каннегисер Е. И.
Составила Н. Плунгян
Примечания
1
Из письма О. Н. Гильдебрандт к М. А. Немировской от 31 января 1979 года (настоящее издание, с. 33).
2
«Его патетические фразы я тогда же сообщил письмом Ольге Николаевне в Ленинград — ей, начинающей художнице, отзыв знаменитого критика был, разумеется, не безразличен. Память сохранила мне его поэтическую метафору в применении к творчеству О. Гильдебрандт: „белая лебедь“. В устах Эфроса, всегда казавшегося человеком мефистофельской складки, этот пафос был необычен» (Кузьмин Н. Ольга Гильдебрандт // Художники группы «Тринадцать»: (Из истории художественной жизни 1920–1930-х гг.) / Сост., вступ. ст. М. А. Немировской. М., 1986. С. 154).
3
Интересно, например, свидетельство Э. Голлербаха: «Мне помнится, что Боттичелли был среди тех фотографий с картин Ренессанса, которые висели <…> в кабинете Кузмина (до тех пор, пока их не вытеснили бесчисленные акварели Гильдебрандт). Это очень показательно». (М. А. Кузмин в дневниках Э. Ф. Голлербаха // Михаил Кузмин и русская культура XX века: Тезисы и материалы конференции 15–17 мая 1990 г. Л., 1990. С. 220).
4
Настоящее издание.
5
Выставка рисунков 13: Ассоциация художников графиков при Доме печати. М., 1929; 13: Выставка картин. М., 1931. Выставка 1930 года не состоялась из-за раскола в группе, но каталог (Вторая выставка 13. М., 1930) также включает работы О. Гильдебрандт.
6
Из письма В. А. Милашевского Э. Ф. Голлербаху (1937) // Художники группы «Тринадцать». С. 177.
7
Милашевский В. О выставке рисунков «13» // Художники группы «Тринадцать». С. 142.
8
Подробнее о группе «13» рассказывается в воспоминаниях О. Гильдебрандт в настоящем издании и в примечаниях к ним, а также в указанной книге «Художники группы „Тринадцать“».
9
Настоящее издание.
10
Настоящее издание.
11
Подробнее о теме детства у художников «Голубой Розы» см.: Гофман И. Голубая Роза. М., 2000; Коган Д. Сергей Судейкин. М., 1974; Русакова А. Павел Кузнецов. Л., 1977.
12
Кочетов Н. Художественные выставки // Московский листок. 1907. 14 апреля.
13
Коган Д. Сергей Судейкин. М., 1974. С. 25.
14
Русакова А. Павел Кузнецов. Л., 1977. С. 56.
15
Милашевский В. О. Гильдебрандт// Художники группы «Тринадцать». С. 154.
16
Здесь и далее: если местонахождение работы не указано, она хранится в собрании Р. Б. Попова (Санкт-Петербург).
17
Настоящее издание.
18
Так, в частных собраниях находится ряд фотографий работ О. Н. Гильдебрандт, раскрашенных автором в манере, немного отличной от оригинала. Яркий пример — черно-белый снимок акварели 1930 года «Матрос на прогулке», раскрашенный от руки 8 июля 1951 года (собрание А. Л. Дмитренко; оригинал акварели 1930 года хранится в Государственном Русском музее).
19
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "«Девочка, катящая серсо...»"
Книги похожие на "«Девочка, катящая серсо...»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Гильдебрандт-Арбенина Николаевна - «Девочка, катящая серсо...»"
Отзывы читателей о книге "«Девочка, катящая серсо...»", комментарии и мнения людей о произведении.