» » » » Андрей Пунин - Архитектура Петербурга середины XIX века


Авторские права

Андрей Пунин - Архитектура Петербурга середины XIX века

Здесь можно скачать бесплатно "Андрей Пунин - Архитектура Петербурга середины XIX века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Научпоп, издательство Лениздат, год 1990. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Пунин - Архитектура Петербурга середины XIX века
Рейтинг:
Название:
Архитектура Петербурга середины XIX века
Издательство:
Лениздат
Жанр:
Год:
1990
ISBN:
5-289-00602-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Архитектура Петербурга середины XIX века"

Описание и краткое содержание "Архитектура Петербурга середины XIX века" читать бесплатно онлайн.



Книга известного историка архитектуры посвящена петербургскому зодчеству. На большом фактическом материале автор рассматривает сложную проблематику архитектуры Петербурга 1820–1860 годов, исследует изменения в творческом методе архитекторов, которые произошли в этот период и вызвали эволюцию архитектуры от классицизма к ретроспективному стилизаторству и эклектике.

На первой странице обложки — Исаакиевская площадь; на четвертой — Ново-Михайловский дворец. Фрагмент северного фасада.






В середине XIX века в Петербурге насчитывалось уже свыше 30 лечебных заведений: наряду со старыми, возникшими еще в XVIII веке, появились и новые, в том числе и специализированные: Глазная лечебница (Моховая улица, 38), Родовспомогательное заведение с Повивальным институтом и ряд других. Здания больниц, построенные в середине XIX века, в планировочном и конструктивном отношении были, как правило, более совершенны, чем постройки предшествовавшего периода, что позволило им успешно функционировать в течение многих десятилетий.

Более противоречивая картина сложилась в строительстве зданий учебных заведений. После подавления восстания декабристов правительство проводило в области образования откровенно реакционный курс. Рескрипт Николая I от 19 августа 1827 года закреплял жесткую сословную организацию образования, требовал, чтобы уровень образования соответствовал социальному положению учащегося, в котором «по обыкновенному течению дел ему суждено оставаться». Этим же рескриптом категорически запрещалось принимать крепостных в средние и высшие учебные заведения. Общеизвестно, к каким печальным последствиям это привело, сколько было трагедий и поломанных человеческих судеб и с каким трудом наиболее талантливые и настойчивые выходцы из простого народа и «крепостного состояния» пробивали дорогу к образованию. Министр просвещения адмирал А. С. Шишков откровенно заявлял, что «обучать грамоте весь народ или несоразмерное числу онаго количество людей принесло бы более вреда, нежели пользы», что «науки полезны только тогда, когда, как соль, употребляются и преподаются в меру, смотря по состоянию людей и их надобности, какую всякое звание в них имеет»[159].

Курс николаевского правительства в области просвещения был закреплен в школьном уставе 1828 года, в котором подчеркивался сословный характер школы. Это определило и политику в области строительства школьных зданий, и его финансирование. Число приходских училищ в Петербурге во второй четверти XIX века не увеличилось — их по-прежнему оставалось 10. В 30-40-х годах было открыто еще три гимназии, число учащихся в гимназиях возросло с 312 в 1829 году до. 1446 в 1853 году[160]. Недостаточное число казенных общеобразовательных школ в известной мере компенсировалось частными учебными заведениями — школами и пансионами: во второй четверти XIX века их количество увеличилось больше чем в два раза и к 1853 году достигло 149 (в них училось свыше 4700 учеников).

Зато все большее значение в системе образования стали приобретать закрытые учебные заведения: военизированные кадетские корпуса, а для девушек — разнообразные институты благородных девиц и училища закрытого типа, тоже построенные по сословному принципу.

Консерватизм в организации школьного образования, естественно, препятствовал развитию новаторских идей в архитектуре зданий, и выработка новых композиционных приемов шла медленно, а фасады нередко приобретали казенный и монотонный облик, эволюционируя от предельно сдержанного «казенного классицизма» 1830-х годов к суховатому неоренессансу 40-50-х годов.

Высшие учебные заведения, основанные еще в XVIII-первой половине XIX века (Академия художеств, Горное училище, Институт инженеров путей сообщения, Технологический институт, Главное инженерное училище, Артиллерийское училище, Морской кадетский корпус и др.), располагались в зданиях, построенных еще до 1830-х годов. Лишь в отдельных случаях к ним пристраивались новые корпуса.

Новые высшие учебные заведения нередко располагались в старых зданиях, приспособленных для новых нужд. Так, Петербургский университет, открытый в 1819 году, тогда же разместился в нескольких корпусах старинного здания Двенадцати коллегий, которое было построено на Васильевском острове еще в 1722–1741 годах архитектором Доминико Трезини (после смерти Трезини работы завершил М. Г. Земцов). С 1835 года здание уже полностью перешло в распоряжение университета. В связи с этим архитектор А. Ф. Щедрин произвел некоторые перестройки и переделал многие помещения[161].

Передача Петербургскому университету огромного, просторного здания, расположенного в исторически сформировавшемся научном центре Петербурга, рядом со зданиями Академии наук и Кунсткамеры, создала хорошие условия для деятельности этого высшего учебного заведения. Действительно, в 30-40-х годах заметно вырос контингент студентов (в отдельные годы он достигал 700 человек). Петербургский университет стал превращаться в один из главных центров русской науки и образованности, но в то же время и в рассадник прогрессивных идей и политического «вольнодумства». Борясь с ним, правительство Николая I систематически урезало права педагогов и студентов, стремилось ввести в университете почти военную дисциплину, усиливало контроль за образованием, ограничивало научную и просветительскую деятельность передовых профессоров. Это отрицательно сказывалось на учебном процессе и даже привело к сокращению контингента студентов в начале 1850-х годов.

Внешний облик здания Двенадцати коллегий при перестройке, осуществленной А. Ф. Щедриным во второй половине 1830-х годов, изменился мало. Но возведенная тогда же вдоль восточной стороны высокая ограда нарушила прежнюю композиционную связь здания с расположенной перед ним площадью, внесла в общую градостроительную ситуацию некую «казарменную» ноту.

Стоящий рядом со зданием Двенадцати коллегий на берегу Невы частный дом был куплен для размещения в нем квартиры ректора Университета. В 1840–1841 годах архитектор А. Ф. Щедрин перестроил его (современный адрес — Университетская набережная, 9). Чтобы усилить композиционную взаимосвязь Ректорского флигеля с постройкой Доминико Трезини, Щедрин оформил его фасады в духе петровского барокко: это было едва ли не первое проявление начинающегося стилизаторского «второго барокко» в архитектуре второй трети XIX века. Впрочем, в дальнейшем архитекторы-эклектики почти не обращались к мотивам петровского барокко как к стилевому прототипу: при характерной для эклектики и все нарастающей декоративности приемы «петровского стиля» казались чрезмерно сдержанными, а развернувшееся в русле «национального направления» увлечение зодчеством XVII века, подогреваемое идеологией славянофильства, стало вызывать негативное отношение к той «европеизации стиля», которая произошла в архитектуре Петровской эпохи. В общей, все более разнообразной, гамме стилизаторских направлений и тенденций в архитектуре второй трети XIX века Ректорский флигель остался уникальным образцом повторения мотивов петровского барокко.

Здания научных учреждений и музеев

Появление этих новых типов зданий особенно ярко отразило прогресс науки и культуры, шедший в России, несмотря на все препоны консерваторов. При всей реакционности политики в области образования правительству Николая I, да и самому русскому императору нельзя отказать в определенной дальновидности: забота о престиже страны требовала выделения средств на нужды науки и культуры, а строительство новых зданий для этих целей позволяло особенно наглядно продемонстрировать заботу правительства, пекущегося о развитии «наук и искусств российских».

В 1833 году по инициативе выдающегося русского астронома В. Я. Струве было принято решение о строительстве здания обсерватории на Пулковской горе, к югу от Петербурга. В том же году был объявлен конкурс, в котором приняли участие архитекторы А. П. Брюллов и К. А. Тон. Созданная Академией наук «Комиссия о сооружении Главной Пулковской обсерватории» 27 марта 1834 года рассмотрела конкурсные проекты и отдала решительное предпочтение проекту А. П. Брюллова, признав «внутреннее расположение по проекту г. Брюллова, несомненно, преимущественнейшим, по причине большей сообразности оного с учеными потребностями»[162].

Спроектированное А. П. Брюлловым здание включало центральный корпус, в котором размещались башни и залы для телескопов, два жилых корпуса и два одноэтажных боковых флигеля. Центральный корпус состоял из трех объемов, над которыми были размещены деревянные вращающиеся башни для телескопов. Между ними располагались два прямоугольных, вытянутых в направлении с востока на запад, «меридианных» зала, в стенах которых были предусмотрены особые вертикальные щелевидные проемы с задвигающимися шторками: сквозь эти проемы небесные светила наблюдались телескопами, вращающимися только в вертикальной — «меридиональной» плоскости.

Центральный объем в совокупности с боковыми частями здания образовали строго симметричную композицию с парадным двором-курдонером в центре. Симметрия общей композиции, трехризалитное построение главного корпуса, выделение его центра монументальным грекодорическим портиком, классицистический характер архитектурных деталей — тяг, карнизов, наличников — все это свидетельствует о том, что, проектируя обсерваторию, Брюллов опирался на традиции классицизма как в планировке, так и в стилистике фасадов. Очевидно, его привлекала возможность средствами этого стиля, присущей ему строгостью и монументальностью архитектурного языка создать величественный образ «храма науки».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Архитектура Петербурга середины XIX века"

Книги похожие на "Архитектура Петербурга середины XIX века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Пунин

Андрей Пунин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Пунин - Архитектура Петербурга середины XIX века"

Отзывы читателей о книге "Архитектура Петербурга середины XIX века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.