Андрей Пунин - Архитектура Петербурга середины XIX века

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Архитектура Петербурга середины XIX века"
Описание и краткое содержание "Архитектура Петербурга середины XIX века" читать бесплатно онлайн.
Книга известного историка архитектуры посвящена петербургскому зодчеству. На большом фактическом материале автор рассматривает сложную проблематику архитектуры Петербурга 1820–1860 годов, исследует изменения в творческом методе архитекторов, которые произошли в этот период и вызвали эволюцию архитектуры от классицизма к ретроспективному стилизаторству и эклектике.
На первой странице обложки — Исаакиевская площадь; на четвертой — Ново-Михайловский дворец. Фрагмент северного фасада.
226
Иллюстрация, 1845, т. 1, № 30, с. 476.
227
Кириченко Е. И. О некоторых особенностях эволюции городских многоквартирных домов второй половины XIX-начала XX в. — В кн.: Архитектурное наследство, т. 15. М., 1963, с. 153–175.
228
Статистические сведения о Санкт-Петербурге. СПб., 1836, с. 91.
229
Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч., т. 1, ч. 1, с. 5, 13.
230
ЦГИАЛ, ф. 513, оп. 102, д. 3366, 3367.
231
Статистические сведения о Санкт-Петербурге. СПб., 1836, с. 93.
232
ЦГИАЛ, ф. 513, оп. 102, д. 151, л. 17–24. Проект утвержден 15 сентября 1838 года.
233
ЦГИАЛ, ф. 513, оп. 102, д. 141, л. 16–24.
234
ЦГИАЛ, ф. 513, оп. 102, д. 4414, л. 1–5.
235
ЦГИАЛ, ф. 513, оп. 102, д. 1196, л. 5–7.
236
ЦГИА, ф. 835, on. 1, д. 642. Проект утвержден в декабре 1841 года.
237
Кириченко Е. И. Материалы о творчестве архитектора П. П. Жако. — В кн.: Архитектурное наследство, т. 18. М., 1969, с. 83–99. Цит. текст — с. 98.
238
Часть здания, выходящая на Мойку, построена во второй половине 1850-х годов архитектором Н. П. Гребенкой, но ее фасад сделан в соответствии с проектом Р. А. Желязевича. Каменный портал в центре фасада со стороны улицы Герцена пристроен много позднее, в 1914 году, архитектором И. А. Фоминым.
239
ЦГИАЛ, ф. 513, оп. 102, д. 145.
240
Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч., т. 9, ч. 1, с. 306.
241
ЦГИАЛ, ф. 513, оп. 102, д. 9885, л. 29–32. Проект утвержден 7 июня 1844 года.
242
ЦГИАЛ, ф. 513, оп. 102, д. 2020, л. 7–10. Проект утвержден 3 марта 1843 года.
243
ЦГИАЛ, ф. 513, оп. 102, д. 233, л. 5–15.
244
ЦГИАЛ, ф. 513, оп. 102, д. 3333, л. 1–5. Проект утвержден 21 февраля 1846 года, но в отчетах Императорской Академии художеств за 1844–1845 годы указывается, что академик Гейденрейх занимался постройкой дома Пущиных.
245
ЦГИАЛ, ф. 513, оп. 102, д. 3285, л. 25–26 и др.
246
ЦГИАЛ, ф. 513, оп. 102, д. 3351, л. 1–55.
247
ЦГИАЛ, ф. 513, оп. 102, д. 4437, л. 1–21.
248
ЦГИАЛ, ф. 513, оп. 102, д. 89, л. 11–35, 38–40, 44–47.
249
ЦГИАЛ, ф. 513, оп. 102, д. 9882, л. 3–16.
250
ЦГИАЛ, ф. 513, оп. 102, д. 3235. В некрологе, посвященном памяти архитектора А. И. Ланге, подчеркивалось, что его постройки «неизменно выделялись изяществом фасадов, при замечательной разработке удобств внутреннего расположения и безукоризненной тщательности и прочности сооружения». — Неделя строителя, 1881, № 22, с. 148.
251
ЦГИАЛ, ф. 513, оп. 102, д. 149.
252
Строительные постановления для г. Санкт-Петербурга. СПб., 1868, с. 2.
253
Там же.
254
ЦГИА, ф. 418, on. 1, д. 1206.
255
ЦГИА, ф. 1293, оп. 76, д. 16 — личное дело Владислава Павловича Львова.
256
НИМАХ, № 2805–2808, 2810.
257
ЦГИАЛ, ф. 513, оп. 102, д. 51. Проект надстройки и перестройки дома был «высочайше утвержден» в мае 1858 года. Дом тогда принадлежал принцу Ольденбургскому. Сведений об авторе проекта перестройки в архивном деле не имеется.
258
Северная пчела, 1844, № 210.
259
Строительство Синего моста было начато 1 марта 1818 года, проезд по мосту открылся 20 ноября 1818 года. — ЦГИА, ф. 1285, оп. 2, д. 1022, 1023, 1068.
260
Токарева И. Г. Предполагаемые и осуществленные сюжеты рельефов памятника Николаю I на Исаакиевской площади. — В кн.: Русский скульптурный рельеф второй половины XVIII-первой половины XIX века. — Сборник научных трудов. Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Л., 1989, с. 44–50.
261
Научно-техническая библиотека ЛИИЖТа, д. 5455, л. 41, 43, 44. Разработанный Р. К. Вейгельтом «рисунок канделябра о четырех фонарях» был утвержден 11 декабря 1858 года «взамен рисунка Йозефа Шарлеманя». Проект ограды, разработанный Л. Л. Бонштедтом, был утвержден 26 ноября 1859 года.
262
ЦГИА, ф. 218, on. 1, д. 3450, л. 7, 8, 9.
263
ЦГИА, ф. 218, on. 1, д. 3450, л. 4.
264
Кириченко Е. И. Михаил Быковский. М., 1988, с. 129–138.
265
Бывший дом Вонлярлярского (современный адрес: площадь Труда, 2, — набережная Красного Флота, Зб) впоследствии был надстроен четвертым этажом и перестроен внутри. В начале XX века соорудили каменный арочный портик со стороны площади, между пилястрами третьего этажа сделали облицовку из «рваного» камня.
266
Воронин М. И., Воронина М. М. Станислав Валерианович Кербедз. 1810–1899. Л., 1982, с. 58–87.
267
Кочедамов В. Проекты первого постоянного моста на Неве. — В кн.: Архитектурное наследство, т. 4. Л.-М., 1953, с. 189–220. Особый интерес представляет проект моста с пролетными строениями в виде решетчатых металлических ферм, разработанный инженером Н. И. Богдановым в 1840 году; этот прогрессивный тип мостовых конструкций тогда только начал применяться (см.: Пунин A. Л. Архитектура отечественных мостов. Л., 1982, с. 29, 30).
268
Северная пчела, 1844, № 255.
269
Вскоре после постройки металлического Благовещенского моста наплавной мост, находившийся у Сенатской площади, был передвинут к Стрелке Васильевского острова и переименован в Дворцовый.
270
Столпянский П. Н. Старый Петербург. Дворец Труда. Пг., 1923, с. 47.
271
Чугунные арки старого Благовещенского моста оказались в столь хорошей сохранности, что позднее их удалось повторно использовать при постройке нового моста через Волгу в городе Твери, сооруженного в 1953–1956 годах по проекту ленинградского инженера А. Б. Воловика. Так началась вторая жизнь моста-ветерана, переместившегося с одной реки на другую, — случай Совершенно уникальный в истории мостостроения. Прежние фонари Благовещенского моста, перенесенные на Марсово поле, установлены у памятника Борцам революции. Перила, созданные по эскизу А. П. Брюллова, были снова установлены на реконструированном мосту.
272
Башуцкий А. П. Панорама Санкт-Петербурга, ч. 3. СПб., 1834, с. 137.
273
Мазиров Л. Е. Современная архитектура в России. Дрезден, 1895, табл. 9, 10, 17.
274
В 1872 году в балаганах у Адмиралтейства произошел большой пожар. Опасаясь повторения подобных случаев в непосредственной близости от Адмиралтейства и царской резиденции — Зимнего дворца, городские власти распорядились перенести гулянье на Марсово поле. Оно было просторнее, здесь можно было установить больше балаганов и сделать их более вместительными. С 1873 года и вплоть до конца XIX века Марсово поле стало постоянным местом массовых гуляний во время масленицы и Пасхи.
275
ЦГИАЛ, ф. 513, оп. 102, д. 4419, л. 21–29.
276
См.: Пунин А. Л. Архитектурные памятники Петербурга…, с. 234–248.
277
Исаченко В. Моховая улица. — Диалог, 1989; № 28, с. 27–30; № 29, с. 29–32.
278
Автор проекта не установлен. Из-за аварийного состояния здания оно было перестроено в 1987–1989 годах с воссозданием в общих чертах прежнего фасада.
279
Северная пчела, 1832, № 45; 1841, № 96.
280
Отечественные записки, 1848, т. 57, отд. 2, с. 19–20.
281
Антонов П. Площадь Мира. — Диалог, 1988, № 11, с. 30.
282
Пунин А. Л. Повесть о ленинградских мостах. Л., 1971, с. 77–83.
283
Кони А. Ф. Петербург. Воспоминания старожила. Пг., 1922, с. 22, 25.
284
Пунин А. Л. Архитектурные памятники Петербурга…, с. 28–30.
285
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Архитектура Петербурга середины XIX века"
Книги похожие на "Архитектура Петербурга середины XIX века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Андрей Пунин - Архитектура Петербурга середины XIX века"
Отзывы читателей о книге "Архитектура Петербурга середины XIX века", комментарии и мнения людей о произведении.