» » » » Ольга Клюкина - Святые в истории. Жития святых в новом формате. XII–XV века


Авторские права

Ольга Клюкина - Святые в истории. Жития святых в новом формате. XII–XV века

Здесь можно купить и скачать "Ольга Клюкина - Святые в истории. Жития святых в новом формате. XII–XV века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Литагент «Никея»c7f2fd80-50f1-11e2-956c-002590591ea6, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ольга Клюкина - Святые в истории. Жития святых в новом формате. XII–XV века
Рейтинг:
Название:
Святые в истории. Жития святых в новом формате. XII–XV века
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-91761-401-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Святые в истории. Жития святых в новом формате. XII–XV века"

Описание и краткое содержание "Святые в истории. Жития святых в новом формате. XII–XV века" читать бесплатно онлайн.



В серии «Святые в истории» писательница Ольга Клюкина обращается к историческим свидетельствам, чтобы реконструировать биографии христианских подвижников различных эпох. О святых минувших столетий автор рассказывает живым современным языком, делая их близкими и понятными сегодняшнему читателю.

Четвертая книга серии охватывает XII–XV века. Этот драматичный исторический период стал для Церкви временем внутреннего подъема, возрождения духовной жизни и расцвета монашества.






Со срочным известием в Новгород к князю Александру был послан гонец.

После гибели в сражении с монголо-татара-ми великого князя Юрия Всеволодовича на великокняжеский престол был избран его брат, князь Ярослав Всеволодович, отец Александра. В управление старшему сыну великий князь дал Новгород.

Нападение шведов произошло неожиданно, и Александр даже не успевал предупредить отца, чтобы тот прислал войско, или хотя бы собрать народное ополчение. Как пишет древнерусский автор, король шведов, «опьяненный безумием», прислал в Новгород и своих послов, передав князю: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою». И князь Александр решил выступить против шведов со своей малой дружиной.

О том, что происходило в те дни в Великом Новгороде, подробно рассказано в «Житии Александра Невского», созданном в конце XIII века неким монахом Владимирского Рождественского монастыря. По мнению ряда историков, до принятия монашества автор жития принадлежал к числу домашних слуг князя Александра («был свидетелем зрелого возраста его») и тоже участвовал в Невском походе 1240 года.

В житии описывается, как, узнав о вторжении шведов в новгородские земли, Александр Ярославич «разгорелся сердцем», вошел в церковь Святой Софии и долго молился перед алтарем. Затем поднялся с колен, поклонился епископу Новгородскому Спиридону и, выйдя из церкви, обратился к дружине с речью. «Не в силе Бог, но в правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: „Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя Господа Бога нашего призовем; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо“», – с воодушевлением сказал князь Александр своим воинам.

Автор «Жития Александра Невского» рисует и портрет двадцатилетнего князя Александра Ярославича: «И красив он был, как никто другой, и голос его – как труба в народе, лицо его – как лицо Иосифа», – имея в виду библейского Иосифа Прекрасного.

Сражение со шведами состоялось 15 июля 1240 года, в день памяти святых Бориса и Глеба.

Неприятельские суда остановились у крутого берега Невы – часть шведского войска находилась на кораблях, другая высадилась на берег, расставляя шатры и готовясь к бою.

Новгородцы с кличем «Кто на Бога и Великий Новгород!» напали внезапно и с точки зрения военной стратегии действовали очень продуманно. Русская конница понеслась вдоль берега, врезаясь во вражеское войско и разделяя шведов на небольшие отряды, а заодно отрезая им отступление на корабли.

Молодой дружинник Савва наехал на шатер кого-то из предводителей шведского войска, что заметно подняло дух всей русской дружины.

Дружинник Гаврило Олексич, настигая шведского епископа и вождя шведов, на коне по сходням влетел на корабль и перебил на борту множество врагов. А когда его вместе с конем сбросили в Неву, Гаврило Олексич выбрался на берег и снова отважно вступил в битву.

Бок о бок с князем Александром боевым топором орудовал новгородец Сбыслав Якунович, как пишет летописец, «не имея страха в сердце своем»; рядом храбро бились полоцкий уроженец Яков и княжеский слуга Ратмир.

Князь Александр Ярославич в рыцарском конном поединке схватился с предводителем шведского войска. В то время Швецией правил конунг (король) Эрик XI Эрикссон, прозванный Косноязычным, но реальной силой в стране были ярлы – военные вожди, среди которых особенно выдвинулся Биргер, женатый на сестре короля. По мнению ряда историков, именно ярл Биргер и был главным противником князя Александра в битве на Неве (по другой версии, шведами в Невской битве командовал еще и его двоюродный брат ярл Ульф Фасе).

В бою со шведами русские одержали победу, причем с очень небольшими потерями, тогда как нападавшие после сражения нагрузили три погребальных корабля.

Многие годы на Руси большой популярностью пользовалось сочинение неизвестного новгородского книжника XV века под названием «Рукописание Магнуша, короля Свейского». Оно было написано от лица некоего шведского короля, якобы им самим, как завещание соотечественникам никогда не ходить войной на Русь.

«И теперь приказываю своим детям, и своим братьям, и всей земле шведской: не воюйте с Русью, если договор с ней заключили; а кто пойдет – против того будут и огонь, и вода, чем и меня Бог казнил», – пишет король Магнуш, рассказывая о своих бесчисленных испытаниях, в конце которых он будто бы принял схиму в русском монастыре Святого Спаса с именем Григорий.

Перечисляя военные поражения шведов на Руси, Магнуш начинает как раз с Невской битвы: «Первым пошел войной мессер Бельгер и вошел в Неву; и встретил его князь великий Александр Ярославич на Ижоре-реке, и самого прогнал, а рать его побил».

После битвы на Неве дружина Александра со славой возвратилась в Новгород и была радостно встречена горожанами. Но той же зимой 1240–1241 годов, как сообщает летописец, «вышел князь Александр из Новогорода к отцу в Переяславль с матерью и с женой и с двором своим, распревшись с новгородцами».

Выдвигаются различные версии, из-за чего случилась эта самая «пря» (или ссора) князя с новгородцами. Вполне возможно, Александр был недоволен тем, что потери в бою понесла только его дружина, а «золотые пояса» в минуту опасности не поторопились собрать ополчение. По другой версии, новгородцы стали сильно опасаться усиления власти князя.

Как только князь Александр покинул новгородские пределы, в августе 1240 года тевтонские рыцари атаковали Изборск, а через месяц пожгли и Псков.

Пошли на них приступом,
Захватили у них замок.
Этот замок назывался Изборск.
Ни одному русскому
не дали [уйти] невредимым.
Кто защищался, тот был взят в плен
или убит.
Слышны были крики и причитания:
В той земле повсюду начался великий плач.

(Перевод И. Клейненберга)

Так описывается взятие Изборска в Ливонской рифмованной хронике.

Новгородцы не пришли Пскову на помощь, и к зиме тевтонские рыцари явились уже и на новгородские земли, «и повоевали, и дань на них возложили…»

Очень быстро «золотые пояса» пожалели о ссоре с Александром и просили великого князя Ярослава дать им кого-нибудь для защиты Новгорода от тевтонцев. Тот прислал Андрея, своего младшего сына.

Но новгородское вече вынесло решение вернуть на княжение Александра Ярославича, и «бить челом» в Переяславль направилась большая делегация именитых горожан во главе с архиепископом Новгородским Спиридоном.

Весной 1241 года князь Александр Ярославич со своей дружиной прибыл в Новгород, собрал войско из новгородцев, ладожан, карел, ижорцев и пошел освобождать Псков.

Анонимный автор Ливонской рифмованной хроники почти с восхищением описывает вражескую для него русскую дружину:

Они не медлили,
Они собрались в поход
И грозно поскакали туда,
Многие были в блестящей броне;
Их шлемы сияли, как стекло.
С ними было много стрелков…

В Лаврентьевской летописи говорится, что в помощь Александру отец прислал его младшего брата Андрея Ярославича с владимиро-суздальской ратью («низовцами»). «…И победили их [немцев] за Псковом на озере, и полон многий пленили; и возвратился Андрей к отцу своему с честью».

По сравнению со сражением за Псков историки нередко называют известную по школьным учебникам битву на Чудском озере лишь небольшой пограничной стычкой.

После Пскова князь Александр «пошел на чудь», то есть отвоевывать у немцев земли эстов. На Узмени, в проливе между Чудским и Псковским озерами, русская дружина была встречена конным войском крестоносцев и вступила в бой.

В кропотливых исторических исследованиях битва на Чудском озере выглядит, конечно, совершенно иначе, чем в знаменитом фильме режиссера Сергея Эйзенштейна «Александр Невский».

Прежде всего, это было исключительное конное сражение, в котором не участвовали русские пехотинцы, так называемые «пешцы».

В отряде крестоносцев не было ни магистра в рогатом шлеме (тевтонские шлемы были без рогов), ни белых эффектных плащей с крестами (рыцари их надевали только во время торжественных церемоний), и даже никто из рыцарей не провалился под лед.

Фильм «Александр Невский» снимался в годы Великой Отечественной войны, чтобы поднять дух русского народа, и нет ничего удивительного, что для образности кинематографисты включили в битву на Чудском озере известный по летописям эффектный эпизод сражения Ярослава Всеволодовича в 1234 году на реке Омовжа.

На Чудском озере крестоносцы атаковали русских в открытом месте, и дружина Александра отступила по льду к берегу, «немцы же и чудь пошли за ним».

Первый натиск приняли стрелки из дружины Александра Невского, после чего немецкие конники перегруппировались и выступили «свиньей» – специальным строем – против лучников. Тевтонцы «прошиблись свиньей» сквозь русскую дружину и оказались прижаты к высокому обрывистому берегу, куда никто из участников битвы не мог подняться на конях.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Святые в истории. Жития святых в новом формате. XII–XV века"

Книги похожие на "Святые в истории. Жития святых в новом формате. XII–XV века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ольга Клюкина

Ольга Клюкина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ольга Клюкина - Святые в истории. Жития святых в новом формате. XII–XV века"

Отзывы читателей о книге "Святые в истории. Жития святых в новом формате. XII–XV века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.