Игорь Дроговоз - Танковый меч страны Советов

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Танковый меч страны Советов"
Описание и краткое содержание "Танковый меч страны Советов" читать бесплатно онлайн.
Книга посвящена величайшей в истории танковой армаде — бронетанковым войскам СССР. Во всех странах мира, вместе взятых, танков было меньше, чем в Советской Армии. Эти полчища стальных чудовищ, предназначенных для победоносного рывка к Ла-Маншу, погибли вместе со страной, их создавшей. Впервые в отечественной и зарубежной литературе представлена реальная, а не парадная история развития и упадка советских танковых войск послевоенной эпохи.
Книга рассчитана на широкий круг читателей.
Никто не знал, сколько людей живет в этих городах, трудится на «машиностроительных заводах», разрабатывает новые образцы вооружения в секретных конструкторских бюро — «почтовых ящиках». Загадочный ВПК приоткрыл свое личико лишь перед самой кончиной страны, его создавшей. Оказалось, что в военной промышленности у нас трудится около 8 миллионов человек (в США — 2,2 миллиона), в восьмидесятые годы заводы СССР выпускали танков в 4,5 раза больше, бронетранспортеров — в 5 раз, артиллерийских орудий — в 9 раз, атомных подводный лодок — в 3 раза, бомбардировщиков — в 2 раза больше, чем в США.
Танков хватит на всех
Размеры советского военного бюджета всегда были страшной государственной тайной. Та цифра в 20 миллиардов рублей, что ежегодно появлялась в официальном Законе о государственном бюджете СССР, вызывала только смех у большинства жителей Советского Союза и на Западе. Во времена горбачевской перестройки, в 1990 году, впервые назвали цифру в 77,3 миллиарда рублей. Но и эту сумму большинство независимых экспертов назвали заниженной, определяя военные расходы СССР в объеме 200 миллиардов, то есть почти 20 процентов валового национального продукта. В США этот показатель был равен 6,5 процента, в Японии — 1 проценту.
За годы советской власти был создан громоздкий механизм военного производства, раскинувшийся на просторах одной шестой части планеты. Руководил им Совет обороны, возглавляемый Генеральными секретарями ЦК КПСС. Партия определяла приоритеты в государственном планировании военного комплекса, а один из секретарей ЦК руководил оборонной промышленностью. Правительственное руководство осуществлял Совет Министров СССР через Военно-промышленную комиссию при Совмине и многочисленные министерства.
Чтобы представить размеры военно-промышленного монстра, достаточно посмотреть на список промышленных министерств, выполняющих военные заказы, и выпускаемой ими продукции:
— среднего машиностроения — ядерное оружие;
— общего машиностроения — межконтинентальные баллистические и крылатые ракеты;
— машиностроения — боеприпасы и взрывчатые вещества;
— оборонной промышленности — вооружение для сухопутных войск, зенитно-ракетные комплексы;
— судостроительной промышленности — военные корабли и подводные лодки, вооружение для них;
— авиационной промышленности — самолеты, вертолеты, управляемые ракеты;
— промышленности средств связи — средства связи, радиолокаторы, средства радиоэлектронной борьбы;
— электронной промышленности — электронные детали, компьютеры;
— радиопромышленности — радиолокаторы, системы слежения и управления.
Но это еще не весь список. Военные заказы выполняли и другие министерства и ведомства (около десяти). Военная промышленность всегда ходила в любимчиках у советской власти. На нее не жалели денег. Страна постоянно жила не в период военной экономики, а в экономике военного времени. До последних дней существования Советского Союза действовал не принцип «сколько можно», а принцип «сколько надо». Фронту нужно — дадим. Это только казалось, что для СССР после войны наступил мир. Страна по-прежнему воевала на разных фронтах по всему миру. Лозунг был прежний: «Все для фронта, все для победы!»
Причем в действиях военно-промышленного комплекса все послевоенные годы просматривается весьма безнравственная философия — войны не будет, а если будет, то не останется ни истцов, ни ответчиков. За недостатки оружия ответят жизнью солдаты, а промышленные генералы и военпреды останутся ни при чем.
Мудрый человек, погибший в сталинских застенках, генерал императорской и красной армий, А.А. Свечин еще в двадцатые годы пытался объяснить советскому руководству, что «уже одно ожидание войны, подготовка к ней деформирует экономику. Слишком энергичное насилование естественных форм экономического развития сказывается весьма отрицательно, тормозя общие экономические успехи страны». Провидческие слова.
Сотни заводов от Бреста до Владивостока днем и ночью ковали оружие для советской и еще нескольких десятков армий на всех континентах. Танковые армады выходили из ворот четырех промышленных предприятий. Крупнейшим из них был знаменитый на весь мир «Уралвагонзавод» — Нижнетагильский вагоностроительный завод, попавший даже в книгу рекордов Гиннеса, как крупнейшее предприятие в мире. Построили его в середине 30-х годов с мирными целями — для производства большегрузных полувагонов.
Судьба завода резко изменилась с началом войны — на базе эвакуированных предприятий был создан Уральский танковый завод. В декабре 1941 года из его цехов вышел первый Т-34, а до конца войны их построили 35 тысяч. В послевоенные годы с его конвейера по-прежнему продолжали сходить тысячи танков, состоявших на вооружении десятков стран.
Плоды мирного труда
На протяжении двадцати лет последовательно производились средние танки Т-54, Т-55, Т-62. В начале семидесятых на базе харьковского основного боевого танка Т-64 был разработан и пошел в серию один из самых массовых танков в мировом танкостроении — Т-72. Одной из первых, их получила 193-я танковая дивизия Белорусского военного округа.
Огромный промышленный комплекс, помимо танков, выпускал и другие бронированные специальные машины для танковых подразделений — бронированные ремонтноэвакуационные машины БРЭМ-1 инженерные машины разграждения ИМР-2М, танковые мостоукладчики МТУ-1. Его огромные возможности не давали покоя военным специалистам Запада. В регулярно издававшейся брошюре Пентагона «Советская военная мощь» печаталась схема Уралвагонзавода, наложенная на план Вашингтона. В советском ответе вражеской пропаганде — книге «Откуда исходит угроза миру» эту схему дополняли планом Детройтского танкового комплекса.
Старейшим советским танковым заводом был Харьковский завод транспортного машиностроения имени В.А. Малышева. В его конструкторском бюро еще перед войной была создана знаменитая «тридцатьчетверка», отсюда она пошла в войска. В 1941 году оборудование, из-за приближения немцев, вывезли на Урал. После войны завод восстановили и опять из его цехов рекой потекли танки. Здесь же создали первенца второго послевоенного поколения советских танков — T-64.
Первой их получила 41-я гвардейская танковая дивизия Киевского военного округа. Она дислоцировалась сравнительно недалеко от завода, что при низкой надежности ходовой части, и особенно двигателя, было совсем не лишним. Ремонтные бригады не вылазили из парков дивизии, доводя машины до ума.
Знаменитый Кировский завод в Ленинграде построил первый советский танк с газотурбинным двигателем Т-80. В соседних цехах собирали одно из самых мощных самоходных орудий в мире — 203-мм гаубицу 2С7 «Пион», способную вести огонь ядерными снарядами.
Самым молодым танковым заводом был построенный в послевоенные годы Омский танковый комплекс — официально завод транспортного машиностроения.
Производством бронетанковой техники занимались и другие заводы, часто носившие мирные названия.
Питомцы Уралвагонзавода
На Харьковском тракторном заводе строили 122-мм самоходные гаубицы 2С1 «Гвоздика», многоцелевые легкие бронированные тягачи МТ-ЛБ. Уральский завод транспортного машиностроения в Свердловске выпускал самоходные шасси для зенитно-ракетного комплекса «Круг».
Горьковский автозавод — не только «Волги»…
Позже на них установили 152-мм орудия и в артиллерийские полки танковых дивизий пошли самоходные гаубицы 2СЗ «Акация», а в артиллерийские бригады большой мощности самоходные пушки 2С5 «Гиацинт». На этом же шасси был создан самый мощный в мире самоходный 240-мм миномет 2С4 «Тюльпан».
Бронетранспортеры для мотострелковых полков выпускались на всем известном Горьковском автомобильном заводе и в его филиале в Арзамасе. Сначала это были БТР-152, многократно модернизировавшиеся в пятидесятые годы, а затем БТР-60, долгий период бывшие основным транспортным средством пехоты.
В Советском Союзе, стремясь еще более усилить огневую мощь и подвижность пехоты на поле боя, в середине 60-х годов создали первую в мире боевую машину пехоты-БМП-1. Производство их было организовано на Курганском машиностроительном заводе, где в дальнейшем выпускался и их модернизированный вариант — БМП-2.
Количество производимого оружия было страшной государственной тайной. Никогда и нигде не упоминалось, сколько танков и самолетов, ракет и подводных лодок выпустили военные заводы. Единственным источником данных о соотношении военных производств СССР и США были американские данные. При знакомстве с ними становится ясно, почему их так тщательно скрывали — прятать такие цифры нужно было в первую очередь от собственного народа.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Танковый меч страны Советов"
Книги похожие на "Танковый меч страны Советов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Игорь Дроговоз - Танковый меч страны Советов"
Отзывы читателей о книге "Танковый меч страны Советов", комментарии и мнения людей о произведении.