Николай Евреинов - Демон театральности

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Демон театральности"
Описание и краткое содержание "Демон театральности" читать бесплатно онлайн.
Сборник произведений одной из ярчайших личностей русского Серебряного века, режиссера, драматурга, историка театра, теоретика искусства Николая Евреинова (1879–1953) включает его основные теоретические сочинения: «Театр как таковой», «Театр для себя», а также статьи: «Введение в монодраму» и «Демон театральности». Работы Евреинова сопровождают обширный комментарий и справочный аппарат.
401
Земля! Земля! (итал.).
402
Речь идет о роли Паоло в трагедии Сильвио Пеллико «Франческа да Римини» (1815), которую Эрнесто Росси (1827–1896) играл в дуэте с Аделаидой Ристори (1822–1896) в роли Франчески. Росси играл Паоло с 1852 г., когда поступил в труппу сардинского короля.
403
Роль Росси в пьесе О. Мельвиля «Любовь и предрассудок».
404
Олдридж (Aldridge) Аира (ок. 1805–1867) — американский трагический актер. Начинал в негритянском театре Нью-Йорка в 1820‑е гг. С 1826 г. играл в Англии. Лучшая роль — Отелло. Имел успех в различных городах Европы. С 1858 г. гастролировал в России.
405
Не много, но многое (лат.).
406
Савина Мария Гавриловна (1854–1915) играла в труппе П. М. Медведева в Казани, Саратове и других волжских городах в начале 1870‑х гг. Петр Медведев (1837–1906) — антрепренер, актер и режиссер. В 1890–1893 гг. — главный режиссер Александринского театра.
407
Комедия А. И. Сумбатова-Южина (1857–1927). В репертуаре Александринского театра с 1884 по 1887 г.
408
Комедия А. С. Суворина. В репертуаре Александринского театра в 1903–1904 гг. Алексей Сергеевич Суворин (1834–1912) — один из организаторов и владельцев Малого театра в Петербурге, с 1876 г. издатель и редактор газеты «Новое время».
409
Крылов Виктор Александрович (1838–1906) — автор многочисленных пьес, в 1893–1898 гг. начальник репертуарной части петербургских императорских театров.
410
Федоровы. — Федоров Павел Степанович (1803–1879) — автор многочисленных переделок французских пьес, шедших в Александринском и Малом театрах в середине XIX в. Федоров Михаил Павлович (1839–1900) — журналист и драматург, с середины 1870‑х г. редактор газеты «Новое время». Автор мелодрам и комедий «Хижина дяди Тома», «Что посеешь, то и пожнешь», «Вспышка у домашнего очага» и др.
411
Персиянинова (Рябова) Н. Л. — автор пьесы «Пашенька», представленной в Александринском театре в 1896 г., а также комедий «Западня» (1900), «Большие и маленькие» (1911), драмы «Пустоцвет» (1900), инсценировки сказки О. Уайльда «Дитя звезды» (1913).
412
{457} «Les deux orphelines» — пьеса в 5‑ти действиях Адольфа Филиппа Деннери (Dennery, 1811–1899) и Эжена Кормона (Cormon).
413
Иванова Евдокия Алексеевна (ок. 1812–1904) — драматическая и оперная актриса. Начинала в крепостной труппе. Позднее играла в Тамбове, Саратове, Симбирске, Казани, Екатеринбурге, Иркутске.
414
Здесь: обсуждается (итал.).
415
Штирнер (Stirner) Макс (наст. имя и фам.: Каспар Шмидт, Schmidt, 1806–1856) — немецкий философ-младогегельянец. В главном сочинении «Единственный и его достояние» (1845) проводил идеи последовательного эгоцентризма: единственная реальность — «я», индивид.
416
Здесь: нечто ни с чем не сравнимое (лат.).
417
«Аврелия, или Мечта и жизнь», 1855 — последнее произведение Жерара де Нерваля (Nerval, псевдоним Жерара Лабрюни, Labrunie, 1808–1855), написанное накануне самоубийства.
418
Лэм (Lamb) Чарлз (1775–1834) — английский поэт, писатель, автор очерков, издатель елизаветинцев, друг Сэмюэла Тейлора Колриджа (Coleridge, 1772–1834).
419
См. комм. к стр. 61; В электронной версии — 161.
420
Наоборот, наперекор (фр.).
421
Правильнее: Ян ван Рейсбрук, (1293–1381) — фламандский теолог и писатель, настоятель августинского монастыря.
422
Фаррер Клод — см. комм. к стр. 153; В электронной версии — 334.
423
«Замыслы» — сборник Оскара Уайльда, вышел в 1891 г. и включал эссе «Упадок лжи», «Перо, полотно и отрава», «Критик как художник», «Истина в масках». Евреинов имеет в виду диалог «Упадок лжи» («The Decay of Lying»). Комментаторы Уайльда полагают, что в «Упадке лжи» подразумевается роман И. С. Тургенева «Накануне».
424
Неуравновешенный (человек) (фр.).
425
Психическая неполноценность (нем.).
426
Букв.: и не далее, дальше некуда (лат.), т. е. (крайний) предел, крайняя степень чего-либо.
427
Евреинов пересказывает отрывок из второй книги «Посланий» Квинта Горация Флакка (Quintus Horatius Flaccus, 65 — 8 до н. э.). Послание 2, к Юлию Флору, строки 128–140. (Написано в 18 г. до н. э.)
428
Королевская династия. Людовик (Людвиг) Баварский (1287–1347) — родоначальник династии, германский король с 1314 г., император Священной Римской империи с 1328 г. (Людовик IV, первые три Людовика — Каролинги). Людвиг II (1845–1886) — король Баварии, унаследовал престол у короля Людвига I (1786–1868).
429
{458} Кан (Kahn) Гюстав (1859–1936) — французский писатель-символист, последователь П. Верлена и С. Малларме. Автор стихов, написанных верлибром, поэм, романов, эссе, критических работ, искусствоведческих сочинений, воспоминаний. Евреинов говорит о его романе «Король-безумец» («Le Roi fou», 1896).
430
Хижина Хундинга (Гундинга) (нем.), персонажа «Валькирии», сооруженная у ствола гигантского ясеня, в который вонзен волшебный меч Нотунг.
431
Скамеечка для молитвы (фр.).
432
См. комм. к стр. 107; В электронной версии — 258.
433
Кайнц (Kainz) Йозеф (1858–1910) — австрийский актер. Работал в Мюнхене; ведущий актер Немецкого театра (Берлин) и «Бургтеатра» (Вена). Прославился как исполнитель трагических и романтических ролей. Искусство Кайнца высоко ценил баварский король-меценат Людвиг II.
434
Дидье — персонаж драмы Виктора Гюго «Марион Делорм» («Marion Delorme», 1829).
435
По преимуществу, прежде всего (фр.).
436
Речь идет о знаменитом туринском письме Ницше, написанном в мае 1888 г. («Казус Вагнер»), в котором философ называет Вагнера художником decadence и доказывает, что с него начинается «главенство актера в музыке».
437
Изящная словесность (фр.).
438
Маркиз де Саверни — персонаж драмы В. Гюго «Марион Делорм» (1829).
439
Луитпольд (Luitpold) (1821–1912) — принц-регент Баварии с 1886 по 1912 гг.
440
Дальше некуда (лат.), здесь: крайний предел.
441
Брахфогель (Brachvogel) Альберт Эмиль (1824–1878) — немецкий писатель, драматург. Историческая трагедия «Нарцисс» (1856), самое известное его произведение, написана на основе «Племянника Рамо» Д. Дидро, шла на многих сценах Европы (русский перевод — 1858).
442
Разумное основание (фр.).
443
Фр. petit-maitre — щеголь, франт.
444
Лампы с особым механизмом для подъема масла.
445
Разумовский Кирилл Григорьевич (1728–1803) — граф, последний гетман Украины (1750–1764), президент Петербургской АН (1746–1798). После упразднения гетманства — генерал-фельдмаршал.
446
См. комм. к стр. 54; В электронной версии — 103.
447
Вельяминов Алексей Александрович (1788–1836) — генерал, участник войн с Наполеоном, в дальнейшем участвовал в покорении Кавказа.
448
Словечки (фр.).
449
Костенецкий Василий Григорьевич (1772–1831) — генерал-лейтенант, участник русско-турецких войн. За участие в сражении при Аустерлице получил орден св. Георгия 4‑й степени. В 1812 г. отличился под Бородиным, получил орден св. Георгия 3‑й степени. После Бородина возглавил русскую артиллерию. Отличался необыкновенной силой и храбростью.
450
{459} Каменский Михаил Федотович (1738–1809) — генерал-фельдмаршал, в 1783–1885 гг. генерал-губернатор Рязанский и Тамбовский. В 1788 г. разбил турок при Гангуте. В 1806 г. главнокомандующий русской армией в войне с Францией. Выделялся среди современников своим образованием. Изучал математику, занимался поэзией. По воспоминаниям современников, «масса всякой дворни наполняла двор, где он властвовал сурово и деспотически; здесь смешивались азиатская роскошь с утонченностями европейской жизни, представление французских пьес с песнями сенных девушек» (Русский биографический словарь. Т. 8. СПб., 1897. С. 412–423).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Демон театральности"
Книги похожие на "Демон театральности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Евреинов - Демон театральности"
Отзывы читателей о книге "Демон театральности", комментарии и мнения людей о произведении.