» » » » Леонид Иофа - Современники Ломоносова И. К. Кирилов и В. Н. Татищев


Авторские права

Леонид Иофа - Современники Ломоносова И. К. Кирилов и В. Н. Татищев

Здесь можно скачать бесплатно "Леонид Иофа - Современники Ломоносова И. К. Кирилов и В. Н. Татищев" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство Государственное издательство географической литературы, год 1949. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Леонид Иофа - Современники Ломоносова И. К. Кирилов и В. Н. Татищев
Рейтинг:
Название:
Современники Ломоносова И. К. Кирилов и В. Н. Татищев
Автор:
Издательство:
Государственное издательство географической литературы
Год:
1949
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Современники Ломоносова И. К. Кирилов и В. Н. Татищев"

Описание и краткое содержание "Современники Ломоносова И. К. Кирилов и В. Н. Татищев" читать бесплатно онлайн.



Очерк жизни и деятельности русских географов и государственных деятелей XVIII в.

Орфография оригинала максимально сохранена, за исключением явных опечаток — Гриня






Это была пора

Когда Россия молодая
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.

Нужен был металл — железо, медь. Рудные богатства Урала привлекали все большее и большее внимание.

В XVII веке пытались организовать на Урале металлургическое производство местными силами. Дело шло медленно и туго. Петр бросил туда экономические, производственные и культурно-технические ресурсы центра, направив на Урал целый поток мастеровых, рабочих, оборудования (молотков, подшипников, лопат, ломы, кочерги и т. п.), первое время на Урал направлялось даже железо[59]. Петр послал туда самых выдающихся организаторов металлургического производства — в начале века — Демидова, а в начале 20-х годов — В. Н. Татищева и Генина. Строительству металлургических заводов на Урале было придано общегосударственное значение и исключительные по тому времени темпы и размах.

В первые же годы XVIII века там строятся казной четыре крупных завода — Невьянский, Каменский, Алапаевский и Уктусский. Невьяновский завод вскоре отдается Демидову.

К началу 20-х годов XVIII века Демидовым и казной сооружается еще до десятка заводов; образуется уже целый горнорудный район. Нужно было строить заводы и дальше.

Урал был тогда единственным районом, где знали о месторождениях меди (не считая незначительных месторождений Заонежья), а медь была крайне нужна для чеканки введенной Петром медной монеты; ее ввозили из-за границы. Наиболее дальновидные люди видели возможность вывозить с Урала железо за границу, и тем самым Швецию, разбитую в войне, побить еще раз уже на поприще экономическом.

Между тем организационная сторона — управление заводами — находилась не на должной высоте. Заводы подчинялись до 1708 года сибирским воеводам, а после губернской реформы — сибирским губернаторам.

Губернаторы не уделяли заводскому делу необходимого внимания, а главное — мало в нем понимали.

Отсюда возникает мысль создать специальное горное управление сибирскими заводами (Урал относился тогда к Сибири).

В марте 1720 года по именному Указу Петра I Берг-коллегия назначила В. Н. Татищева первым начальником этого управления.

В. Н. Татищеву поручалось «в Сибирской губернии на Кунгуре и прочих местах, где обыщутся удобные разные места, построить заводы и из руд серебро и медь плавить, и для того туда ехать с бергмейстером Блиером, да с ним бергштрейберу Ивану Петрушкову, да с олонца штейгеру Гавриле Шейнфельду и с ним двум человекам русским ученикам».

Назначение В. Н. Татищева на такую ответственную должность не могло быть случайным. Повидимому, он, занимаясь географией, хорошо изучил Урал и поняв его роль и будущее значение в хозяйственной жизни России, выступал с определенными соображениями и проектами относительно организации горного дела на Урале.

Теоретическое знакомство В. Н. Татищева с Уралом видно также из того, что, буквально с первых дней появления своего на Урале, он стал действовать по определенной, строго продуманной программе и ориентировался в уральской обстановке с изумительной быстротой.

В широких планах В. Н. Татищева по поднятию производственной и общей культуры Урала центральной мыслью была постройка города, где бы сосредоточивалось управление всеми заводами Урала, находился большой показательный металлургический завод, который своим техническим оснащением и постановкой дела мог служить образцом для других заводов, и где можно было бы организовать школы, подготовляющие квалифицированные кадры уральских заводов.

Это был замысел, характерный для петровского времени. Государство считало необходимым проявлять инициативу и создавать известную направленность в хозяйственной жизни отдельных районов.

4 апреля 1720 года В. Н. Татищев прибыл из Петербурга в Москву, где задержался из-за различных дел до конца мая. От Москвы до Казани В. Н. Татищев ехал водою, а далее сухим путем и 30 июля прибыл в Кунгур; в сентябре он поехал из Кунгура в Соликамск, знакомясь с западным склоном Урала. Вернувшись затем обратно в Кунгур, он 25 декабря 1720 года отправился осматривать заводы восточного склона Урала и ночью с 29 на 30 декабря прибыл на Уктусский казенный завод, который он предполагал сделать местопребыванием Управления уральскими заводами и Горной канцелярии (позднее с осени 1721 г. названной Сибирским горным начальством)[60].

Однако В. Н. Татищев сразу же заметил, что местоположение Уктусского завода не дает ему возможности осуществить очерченный выше замысел постройки большого города, который бы являлся центром административного, технического и культурного руководства таким выдающимся, по мнению В. Н. Татищева, районом, как Урал.

На Уктусском заводе выплавлялся чугун, выделывались пушки и артиллерийские снаряды, плавилась медь. Но построен был завод на маловодной речке Уктусе, притоке Исети, и из-за недостатка воды значительную часть года производство находилось в бездействии. Исетская же равнина, где был расположен Уктусский завод, показалась В. Н. Татищеву весьма подходящей для намеченной цели. При помощи рабочих Уктусского завода В. Н. Татищев выбрал место недалеко от этого завода, на р. Исети.

На этой лесостепной Исетской равнине были уже тогда найдены значительные рудные богатства, леса были еще почти не тронуты, плодородные почвы обещали дешевый хлеб, а следовательно, дешевых рабочих, все вместе — дешевый металл.

Для горного центра важно было также, чтобы место было удобно связано с заводами, а также с центром Европейской России и Сибирью. И здесь В. Н. Татищев проявил свою замечательную прозорливость, свое понимание перспектив развития Урала. Несмотря на то, что Исетская равнина находилась тогда на южной окраине обжитой русской зоны, он, предвидя будущее, смело писал в Берг-коллегию: «здешнее место стало по середине всех заводов и места удобные». В. Н. Татищев понял, что Верхотурский тракт, который был единственной дозволенной дорогой из России в Сибирь, уже отжил свой век в связи с заселением южных частей Сибири и перенесением главного порта государства из Архангельска в Петербург[61]. В. Н. Татищев предвидел, что главная дорога в Сибирь должна пройти через центральную седловину Урала по линии Сылва — Исеть, так как она короче и удобнее соединяет Сибирь с центром.

В те времена основными путями для передвижения грузов были реки. И с этой стороны Исетская равнина была довольно подходящей. Чусовая — единственная река, дававшая водный выход на запад, прорезая Уральский хребет, подходила своими верховьями довольно близко к верховьям Исетского бассейна. Сама же Исеть, относясь к Обскому бассейну, могла служить водным путем в Сибирь[62].

В Берг-коллегию В. Н. Татищев послал в феврале донесение, в котором сообщал о своем замечательном проекте строительства. Он просил разрешения построить на Исети новый завод с четырьмя доменными печами и сорока кричными молотами. Здесь же он предлагал построить стальную, проволочную, дощатую, железную «фабрики» и «для распространения в народе» завести ремесла: токарное, камнерезное, черепичное и «приготовление часов».

Он просит также «прислать несколько нужнейших мастеров, слесарей, точильщиков, колокольщиков, жестяного и стального мастера, строителей мельниц с Олонецких заводов… Дозволить принимать на новый завод мастеровых и рабочих из вольных всякого чина людей… Допустить селиться шведских пленников».

Страстно увлеченный этой идеей, В. Н. Татищев немедленно приступает к делу. Расчищается лес на выбранном месте на берегу Исети, в деревни Тобольского и Верхотурского уездов рассылаются нарочные, завербованные рабочие заготовляют бревна, тес, строят избы и т. п.; ведутся приготовления к постройке плотины.

План его расширяется: побыв в начале января в Ирбите, на знаменитой уже тогда ярмарке, В. Н. Татищев находит, что она совершенно не на месте; к тому же там нет подходящих помещений для купцов и покупателей; В. Н. Татищев считает, что ярмарка должна быть перенесена в новый город на Исети.

Местные люди указали ему, что имеются две реки Кельтмы, подходящие близко друг к другу своими верховьями, но одна впадает в Вычегду, другая — в Каму.

В. Н. Татищев немедленно составляет проект соединения этих рек каналом, так как при этом его уральский центр соединится с Архангельском.

План созрел, но борьба за его осуществление только начиналась. В. Н. Татищев послал, как мы упоминали, в начале февраля в Берг-коллегию просьбу о разрешении строительства завода. В конце февраля В. Н. Татищев послал второе донесение в Берг-коллегию с подробной сметой и чертежом, где несколько изменил свой первоначальный проект (4 домны и 16 молотов вместо 40 — «для сбережения лесов»). Ответа, однако, не было. В. Н. Татищев, как мы знаем, начал уже строить завод.

В марте В. Н. Татищев уже едет в Тобольск, где хлопочет о перенесении главного пути в Сибирь на линию рек Сылва — Исеть через центральную седловину Урала, доказывая, что это кратчайший и удобнейший путь из Европейской России в Сибирь, в то время как путь через Верхотурье заставляет большинство проезжавших делать большой крюк, также он хлопочет о перенесении Ирбитской ярмарки.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Современники Ломоносова И. К. Кирилов и В. Н. Татищев"

Книги похожие на "Современники Ломоносова И. К. Кирилов и В. Н. Татищев" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Леонид Иофа

Леонид Иофа - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Леонид Иофа - Современники Ломоносова И. К. Кирилов и В. Н. Татищев"

Отзывы читателей о книге "Современники Ломоносова И. К. Кирилов и В. Н. Татищев", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.