» » » » Далхан Хожаев - Чеченцы в Русско-Кавказской войне


Авторские права

Далхан Хожаев - Чеченцы в Русско-Кавказской войне

Здесь можно скачать бесплатно "Далхан Хожаев - Чеченцы в Русско-Кавказской войне" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Издательство "Седа", год 1998. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Далхан Хожаев - Чеченцы в Русско-Кавказской войне
Рейтинг:
Название:
Чеченцы в Русско-Кавказской войне
Издательство:
Издательство "Седа"
Жанр:
Год:
1998
ISBN:
5-85973-012-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Чеченцы в Русско-Кавказской войне"

Описание и краткое содержание "Чеченцы в Русско-Кавказской войне" читать бесплатно онлайн.



Хожаев Далхан (1961—2000) — чеченский полевой командир, бригадный генерал, соратник Ахмеда Закаева. 






Еще при его жизни о Байсунгуре слагали легенды. По преданию, его привязывали к лошади кожаными ремнями, и не ведающий страха наиб, выхватывая единственной рукой шашку и сверкая единственным глазом, мчался в самую гущу врагов. Народная память донесла до нас некоторые эпизоды из жизни этого замечательного борца за свободу.

«Как-то во времена Шамиля встретились два войска: царское и шамилевское. Из рядов царских войск выехал один храбрый казак, известный среди чеченцев своим мастерством ведения боя, и стал кричать по-чеченски, призывая на бой противника из горцев. Тогда было традицией таким образом показывать свою удаль. Из ряда чеченцев вызов сразу же принял беноевский Байсунгур (бенойн Бойсхар). Он был одноглазым, одноруким и одноногим. Выхватив шашки, противники поскакали навстречу друг другу. Подскакав, они одновременно взмахнули шашками, казак остался сидеть в седле, как ни в чем не бывало, а Бойсхар вернулся обратно. Имам Шамиль увидел у наиба на груди страшную сабельную рану. Имам воскликнул:

— Байсунгур! О тебе все говорят как о знаменитом прославленном мужчине. Как ты мог опозорить себя и всех нас, ведь смотри: казак сидит в седле, а ты вернулся с этой раной.

— Подожди немного, имам, — ответил Бойсхар. — Лошадь казака еще не тронулась с места.

Вернувшись к казаку, наиб посмотрел в глаза его лошади, та дернулась и отошла на несколько шагов. Голова всадника отвалилась...»

После поражения в Крымской войне царизм пытается взять реванш на Кавказе. Мирный договор в Париже дает возможность самодержавию бросить против горцев огромные силы.

Шамилю противостоит 300-тысячная армия. Изнуренное вековою войной население, с трудом, напрягая последние силы, оказывает отчаянное сопротивление.

В кровопролитных боях царские войска постепенно занимают территории Чечни и Дагестана. 12 мая 1859 года практически вся Чечня, за исключением одного Беноя и прилегавших к нему хуторов, была занята царскими войсками. Шамиль покидает Чечню, вместе с ним уходит в горный Дагестан и непокорный Байсунгур со своим отрядом. Теснимый многочисленными царскими войсками, Шамиль с 400 защитников и 3 пушками укрепляется на горе Гуниб. Байсунгур с несколькими оставшимися верными имаму дагестанскими наибами и с сотней беглых русских солдат и казаков организовывает оборону Гуниба. 25 августа 1859 года после осады и предложения сдаться имам Шамиль сдался в плен. О том, что произошло в тот день в Гунибе, в Чечне сложены песни. Вот одна из них:

Нависла туча над Гунибом, нависла смерти тень. «Имам,
Мы вырвемся отсюда — либо умрем, как подобает нам!
Наш дух, не уступавший силе, привык в бою свободу брать.
И жить враги нас не учили, и не научат воевать.

Тропа судьбы для нас все уже, уходит прочь из света дня.
Мюриды! Слышите! Потуже к коню привяжите меня.
Позорной смерти трус достоин, ему не видеть райских врат.
Пока скакун мой жив, я — воин. Шамиль, веди на газават!

Для нас марчо из шали сшиты, прорвемся сквозь гяуров тьму,
Еще полтысячи джигитов послушны слову твоему».
К земле опущен взгляд имама, он что-то молчалив и хмур:
«Сегодня светлый меч ислама в ножны вложил я, Байсунгур».

«Что ты сказал? А ну-ка снова, коль не ошибся, повтори!»
Шамиль в ответ ему ни слова, наиб настойчив: «Говори!»
Лицо имама посерело: «Вершишь ты надо мною суд.
Ведь сам ты знаешь, наше дело пятьсот мюридов не спасут.

Я просто нужным не считаю и эти души сжечь в огне.
Сирот уже и так хватает и в Дагестане и в Чечне.
На то, наверно, Божья воля, не спорь со мною — это рок».
Чеченец зубы сжал до боли: «Ну как ты это сделать мог?

Тебя совсем не понимаю, мы двадцать пять нелегких лет
Шли за тобой, не нарушая суровой верности обет.
И вот нелепо так, без боя, сегодня в самый трудный час
Готовых умереть с тобою — Шамиль! — ты покидаешь нас.

Шамиль, опомнись! Это слабость! Готовы к смерти мы! Вели!
К тебе взывает кровь асхабов, что в эту землю полегли.
Куда ты? Что все это значит? Имаму в плен дороги нет.
Шамиль, остановись! Иначе — при мне кремневый пистолет,

Клянусь Адамом, что из глины был сотворен... Остановись!
Чеченцы не стреляют в спину, Шамиль, хотя бы оглянись!»
Ответ имама: «Надо мною судьбы знаменье. Я устал.
Тебе, чеченец из Беноя, прощаю все, что ты сказал,

За то, что ты сквозь смерть и вьюгу прошел со мною пламя лет,
За верность и за то, что друга надежней не было и нет».
Дымит верхушка минарета, пылает солнце с высоты.
«Имам, не струсил ты?» — «А это точнее знают Бог и ты!»

Наиб широкими ремнями привязан намертво к коню.
«Мюриды! Сам Всевышний с нами, теперь уходим мы в Чечню.
И жить и умирать нам с нею. За мною, волки, на врага!
Кто честью дорожит своею, но жизнь кому не дорога —

Нас ждут внизу штыки гяуров!» — И вот, кинжалы обнажив,
Как барсы, сотня Байсунгура рванулась молча на прорыв
В последней яростной атаке, как искупления волна.
Нет ничего страшней отваги, когда она обречена.

Их газават Всевышний примет, у них иного нет пути.
Удастся вырваться живыми из сотни только тридцати.
По склонам гор перед восходом плывут багрово облака —
Ну что же, плата за Свободу была от века высока.[32]

После того, как Шамиль сдался в плен, Байсунгур, прорвав окружение, ушел в Чечню.

Осенью 1859 года царские войска сожгли Беной.

Байсунгур со своей семьей и соратниками скрываются в пещерах недалеко от аула. Неукротимый предводитель беноевцев совместно с Солтамурадом и лидерами других чеченских обществ готовят восстание. Одновременно и в контакте с ними в Аргунском ущелье энергично готовятся к выступлению «старый волк» Ума Дуев из Зумсоя и Атабай-мулла Атаев. Проведя за зиму подготовку, в мае 1860 года в ауле Беной и в верховьях реки Аргун чеченцы начинают вооруженное выступление.

Вот как описывают это восстание: «К июню 1860 года к движению беноевцев присоединились соседние аулы Ичкерии. Восстание грозило охватить всю Ичкерию. В начале января 1861 года против восставших выступили войска под командованием генерал-майора Мусы Кундухова, которому было приказано разгромить беноевцев, захватить их руководителя Байсунгура, выселить на плоскость жителей селения Энгеной, а другие аулы верхней Ичкерии разорить и жителей расселить по соседним крупным аулам. В конце января 1861 года в результате жестоких мер, принятых Кундуховым, численного и технического превосходства его войск восстание в Ичкерии было окончательно подавлено, около 15 аулов, причастных к нему, уничтожено» [Очерки истории, с. 126—127].

Известно, что когда Байсунгур поднял восстание, то бывший имам Шамиль по настоянию царя написал ему письмо, укоряя его в том, что тот напрасно губит людей в безнадежной борьбе, ибо силы царя неисчислимы. Байсунгур послал Шамилю ответ, в котором со свойственной ему резкостью и прямотой заявил, что Шамиль опозорил себя навеки тем, что променял борьбу за свободу на плен и рабство, и что он, Байсунгур, пока жив, будет сражаться за свободу своего народа.

Когда капитан Руновский спросил Шамиля, почему беноевцы так непримиримы и так ненавидят царскую власть, Шамиль ответил, что это будет продолжаться до тех пор, пока жив Байсунгур Беноевский.

17 февраля 1861 года Байсунгур со своим семейством и некоторыми участниками восстания был окружен и после боя захвачен в плен. 28 февраля генерал Кемпферт рапортовал в Петербург военному министру генералу Сухозанету: «...Несмотря на отчаянное сопротивление, взяли в плен Байсунгура и четырех его сподвижников... захвачены также семейства Байсунгура и Султан-Мурада — всего 14 человек».

Рассказывают, что той ночью Солтамурад увидел странный сон, которым он утром поделился с Байсунгуром:


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Чеченцы в Русско-Кавказской войне"

Книги похожие на "Чеченцы в Русско-Кавказской войне" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Далхан Хожаев

Далхан Хожаев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Далхан Хожаев - Чеченцы в Русско-Кавказской войне"

Отзывы читателей о книге "Чеченцы в Русско-Кавказской войне", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.