Георгий Береговой - Космическая академия

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Космическая академия"
Описание и краткое содержание "Космическая академия" читать бесплатно онлайн.
В книге освещена малоизвестная для широкого круга читателей область космонавтики, связанная с отбором, обучением, психологической, летной и инженерной подготовкой космонавтов. Отражены практически все направления сложившейся за последние 23 лет системы подготовки космонавтов. Книга даст ясное представление о том, как воспитываются и формируются профессиональные специалисты высокого класса. Последовательно раскрыты этапы становления личности космонавта, начиная с отбора кандидатов в космонавты, прохождения ими общекосмической подготовки с привлечением различных технических средств.
Для широкого круга читателей.
Опыт медико-психологического контроля за состоянием космонавтов как в кратковременных, так и в длительных полетах показал, что существенных психических изменений, неблагоприятно отражающихся на работоспособности и выполнении программ полетной деятельности, не наступает. Этот основной факт имеет принципиально важное значение в решении вопросов о возможностях более длительного существования человека в космосе и в определенной мере подтверждает правильность сложившейся системы медико-психологической подготовки.
Наиболее типичными изменениями, наблюдаемыми в начале полета, являются кратковременные иллюзорные восприятия в оценке временных интервалов, пространства и своего положения. Возникновение их основано на закономерном процессе адаптации анализаторных систем к условиям невесомости.
К развернутым формам дезориентации они не приводят и, как правило, корригируются интеллектуальной выработкой новых ориентиров и бесследно исчезают в ходе острого периода адаптации организма.
Другой формой типичных психических состояний является состояние утомления. В многофакторности развития этого состояния определенное место имеет психологический фактор высокой мотивированности на полное и качественное выполнение текущей программы работ, зачастую отражающейся на режиме труда и отдыха космонавтов. В отдельных случаях состояние утомления может напоминать формы кумулирующего утомления и астенизации.
В более редких случаях развившееся состояние астенизации может служить фоном спонтанного реактивного выражения эмоционально-аффективных фиксированных реакций, нестойких эпизодов интерпретационных искажений и стертых форм акцентуации индивидуально-характерологических особенностей.
Развитие астенических форм психических изменений наблюдается чаще у космонавтов с определенной личностной переоценкой своих возможностей и невысоким уровнем развитости саморегуляции. Эти данные в свою очередь определяют актуальность соответствующих направлений психолого-педагогических коррекций на этапах космической подготовки и реализации психопрофилактических меропрятий в ходе самого полета.
Наряду с указанными психическими изменениями в условиях космической деятельности выступает широкий класс однозначно положительных сдвигов во всей многоуровневой системе психических свойств, в сфере самосознания и общего мировоззрения. В качестве наиболее существенных можно отметить развитую наблюдательность, оперативность мышления, творческую активность, уверенность в себе, доброжелательную общительность, развитое чувство юмора и многие другие личностные качества нравственно-эстетического и социально-психологического характера.
Послеполетный реадаптационный период. Психологические особенности послеполетного реадаптационного периода в определяющем значении заключаются в положительно выраженном эмоциональном фоне настроения космонавтов, которое зачастую может принимать формы эйфории со склонностью переоценивать благополучие в состоянии своего здоровья, в текущих событиях и в оценке обстановки. Ситуационно обусловленная активизация возбудительных процессов психических функций на фоне общей картины детренированности, утомления, астенизации нередко может сменяться состоянием апатии, снижением инициативности, последовательности и целеустремленности в поведении, действиях и интересах. Как правило, эти изменения отмечаются в первые несколько дней послеполетного периода.
В отдельных случаях наблюдаются более глубокие формы неустойчивости настроения с ослабленной критичностью к себе, к своим действиям, склонность фиксировать внимание на субъективных мотивах, суждениях, интересах. Эти случаи отмечаются у лиц, которые в полете выявили признаки астенических психических изменений. Следует отметить, что во всех случаях пилотируемых космических полетов в нашей стране, ре-адаптационный период протекал в психологическом отношении благоприятно и не сопровождался какими-либо негативными проявлениями.
Организационно-методические основы и принципы медико-психологической подготовкиЦелью медико-психологической подготовки является обеспечение психологических условий повышения эффективности деятельности космонавтов. Достижение этой цели осуществляется:
• проведением отбора кандидатов в космонавты, перспективных по психологическим свойствам и качествам, обеспечивающим успешную профессиональную подготовку;
• совершенствованием профессионально-значимых психологических свойств и качеств, способствующих успешности профессиональной подготовки и эффективному выполнению программ космических полетов;
• осуществлением группового отбора и групповой психологической подготовки в интересах повышения эффективности группового взаимодействия в космических полетах;
• осуществлением широкого комплекса различных психопрофилактических мероприятий, направленных на повышение психической надежности космонавтов.
Общие условия медико-психологической подготовки. Медико-психологическая подготовка является составной частью всей системы (программы) подготовки космонавтов к космическим полетам. Основные компоненты медико-психологической подготовки пронизывают все виды профессиональной подготовки.
Конечным результатом медико-психологической подготовки космонавтов является формирование сильной, активной, целеустремленной личности, устойчивой в моральном и психологическом плане к воздействию специфических факторов профессиональной деятельности и обладающей высоким уровнем интеллектуального развития, органически связанным единством комплекса профессиональных знаний, практических навыков и умений, необходимых для успешного выполнения полетного задания в космосе.
Главное условие медико-психологической подготовки состоит в том, чтобы совокупностью социально-психологических, инженерно-психологических, психолого-педагогических и медико-психологических мероприятий, методов и средств обеспечивать заданный уровень работоспособности космонавтов на всех этапах космической подготовки и в самом космическом полете. Начиная с этапа профессионального и медико-психологического отбора, мероприятия медико-психологической подготовки осуществляются на протяжении всего периода профессионального становления и активной деятельности космонавтов. Это требование динамичности медико-психологической подготовки тесно связано с необходимостью системного комплексного подхода в реализации соответствующих мероприятий.
Теоретическая подготовка по основам космической психологии должна сочетаться с практическим ознакомлением космонавтов с условиями, моделирующими в большей или меньшей мере комплексность воздействия специфических факторов космического полета. Изучение индивидуальных психологических качеств и свойств космонавтов должно осуществляться в неразрывной связи с ознакомлением их с выявленными результатами обследований, с выработкой рекомендаций, направленных на дальнейшее совершенствование профессионально-значимых личностных свойств и качеств.
Психокорректирующая психолого-педагогическая направленность этого ознакомления принимает деятельные активные формы целевой подготовки при условии целенаправленного вовлечения космонавтов в различные тренировки и испытания с предъявлением экстремальных воздействий.
Важным условием целевой психологической подготовки является соблюдение принципа планомерного и последовательного усложнения условий тренировочно-испытательной деятельности космонавтов, исходя из индивидуальных особенностей и этапов профессиональной подготовки.
Вместе с тем принципиально важным является искусственно-создаваемая максимальная концентрация «психологических трудностей» для кандидатов в космонавты на этапах отбора, когда решаются преимущественно экспертные задачи. В дальнейшем, по мере успешного прохождения этапов отбора и общекосмической подготовки наряду с экспертными задачами главное внимание уделяется психопрофилактическим мероприятиям и консультативно-методической помощи. Последнее направление медико-психологической подготовки, получившее название «психологической поддержки», имеет исключительно важное значение для обучения космонавтов принципам и основам психопрофилактики на этапе экипажной подготовки и практической реализации в космическом полете.
В связи с этим следует отметить, что учет индивидуальных особенностей, опыта, знаний и других личностных свойств и качеств космонавтов также является одним из основных условий эффективной реализации общей системы мероприятий по повышению нервно-психической устойчивости и совершенствованию упомянутых качеств. Индивидуализация подготовки предусматривает коллективные формы ее осуществления с организацией соревновательной атмосферы, создания равных для всех космонавтов условий этого соревнования.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Космическая академия"
Книги похожие на "Космическая академия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георгий Береговой - Космическая академия"
Отзывы читателей о книге "Космическая академия", комментарии и мнения людей о произведении.