» » » Галия Хасанова - Антропология. Учебное пособие


Авторские права

Галия Хасанова - Антропология. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Галия Хасанова - Антропология. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «Кнорус»c6af03c1-2809-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Галия Хасанова - Антропология. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Антропология. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-406-03259-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Антропология. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Антропология. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Подробно рассмотрены вопросы, касающиеся происхождения и эволюции человека. Особое внимание уделено индивидным, субъектным и личностным особенностям человека, природе психофизических и социальных феноменов, биологическим основам поведения человека, антропологическим основаниям социальной работы.

Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения.

Для студентов бакалавриата, магистрантов, слушателей системы послевузовского образования, специалистов, работающих в системе «человек – человек». Может быть полезно широкому кругу читателей.






Средняя продолжительность жизни австралопитеков оценивается в 17–22 года. В жизни их сообществ большую роль играла передача опыта от одного поколения другому, что требовало достаточно длительного периода обучения детей.

Можно считать установленным также наличие оформленных мозговых центров Брока и Вернике уже у homo habilis, что позволяет предположить развитие акустической коммуникации у человека умелого – увеличение разнообразия сигналов во время охоты и изготовления орудий, однако эти сигналы не были членораздельными звуками.

Австралопитеки создали костяную и галечную олдовайскую культуру. Они использовали примитивные каменные орудия, сделанные из грубо обколотых ударами галек кварца, кварцита, лавы, а также кости животных, часть из которых была расколота древними людьми (вероятно, для добывания костного мозга).

Следует ли считать австралопитеков примитивными людьми или все же лишь высокоразвитыми человекообразными обезьянами. Некоторые ученые предлагают рассматривать австралопитеков как подсемейство в пределах семейства понгид, другие – как подсемейство в составе гоминид (таких работ большинство); третьи – как особое независимое семейство среди антропоморфных приматов.

До начала 90-х годов XX в. ни один специалист не сомневался, что непосредственная прародина человека – Восточная Африка. Большинство находок австралопитеков и ранних представителей рода hоmо действительно были сделаны на ее широких пространствах (от Эфиопии до Танзании), а также в южной части континента. Это и дало основание предполагать некоторую приуроченность ранних стадий эволюции человека к зоне Великого Африканского рифта (Восточно-Африканской зоне разломов).

Но вот в 1993 г. в Чаде (провинция Бахр-эль-Газаль), т. е. в 2500 км западнее этой зоны, почти в центре континента, найдены останки некоего существа, названного чадантропом, которое по морфологическим характеристикам напоминает австралопитека афарского. Это наводит на мысль о более широком распространении австралопитековых в Африке, по крайней мере в период 3,5–3 млн лет назад.

Долгое время считалось, что австралопитеки являлись единственными предками человека. Однако в 90-х годах в Кении, Эфиопии и Чаде были найдены еще три «подвида» австралопитеков – Australopithecus garhi, Australopithecus anamensis и Australopithecus bahrelghazall. Потом появился еще более древний вид гоминид – Ardipithecus, живший 4,4 млн лет назад. А недавно французские антропологи объявили о находке еще более древнего человекообразного – orrorin tugenensis.

Исследователи назвали найденный ими вид человекообразных Kenyanthropus platyops, т. е. плосколицый житель Кении. Судя по структуре черепа, кениантропы и впрямь имели плоское, более человеческое лицо, чем все различные представители австралопитеков. Зубы кениантропа дают возможность предположить, что его диета сильно отличалась от диеты австралопитеков. Поэтому до поры до времени они не были естественными врагами и могли сосуществовать на одной и той же территории.

Архантропы известны по многочисленным находкам в самых различных уголках Старого света. Первая из этих находок была сделана еще в 1891 г. Е. Дюбуа, обнаружившим на острове Ява ископаемые останки существа, получившего название «питекантроп», или обезьяночеловек. Первоначально разные архантропы рассматривались как представители разных родов: питекантропы с Явы, синантропы из ряда местонахождений на территории Китая, гейдельбергский человек в Европе, атлантропы в Северной Африке и др. Ныне большинство исследователей считают всех архантропов принадлежащими к одному виду hоmо errectus (человек выпрямленный), в пределах которого выделяют до 9 подвидовых форм.

Древнейшие люди были распространены на обширной территории и существовали длительное время. Они были очевидцами значительного изменения климата, рельефа, животного и растительного мира. Климат постепенно ухудшался. Похолодание вело к перестройкам ландшафта и фауны. Теплолюбивые животные и растения вымирали. В фауне появились крупные животные – слоны, носороги, лошади, бизоны, лоси. Все эти перестройки приводили к изменению материальной культуры и поведения древнейших гоминид.

До недавнего времени считали, что архантропы существовали на Земле 700–300 тыс. лет назад, однако новые данные расширяют время существования архантропов до огромного диапазона (2,6–0,2 млн лет назад). В течение столь длительного времени архантропы не оставались неизменными. На этой стадии антропогенеза были сделаны важные шаги по пути морфофизиологического прогресса. Так, емкость мозговой коробки у древнейших архантропов составляла 750–800 см3, тогда как у более поздних – 1225 см3.

Однако все архантропы сохраняли целый ряд очень примитивных (для человека) признаков. Бросаются в глаза такие особенности их черепа, как крайне покатый лоб, переходящий в низкий черепной свод; над глазницами нависал сильно выступающий надглазничный валик, позади которого череп был сильно сжат поперечно (заглазничное сужение), широкие носовые кости, крупные верхние резцы. Челюсти еще сильно выступали вперед, а подбородочного выступа не было.

Общий облик архантропов был уже, несомненно, человеческий, хотя телосложение оставалось очень грубым, а походка на двух ногах была более неуклюжей, чем у современных людей.

Архантропы питались и мясной, и растительной пищей (хотя первая в их рационе, вероятно, преобладала).

Человек прямоходящий создал культуру нового типа – аббельвильскую (по другой терминологии – раннеашельскую), которая обеспечивала сложные формы коллективной охоты на крупных животных. Вместе с останками некоторых архантропов были обнаружены каменные и костяные орудия, более совершенные, чем орудия олдовайской культуры, но в целом еще очень примитивные. В пещере Чжоукоудянь (в 60 км от Пекина) вместе с многочисленными ископаемыми останками синантропов найдены каменные и костяные орудия и самое замечательное – следы костров. Многие имевшиеся здесь же кости животных имели следы обжига. Использование огня для обогревания пещер, служивших жилищем, и для обработки пищи, несомненно, было важным шагом вперед, свидетельствующим о достаточно высоких познавательных и манипулятивных возможностях архантропов. Продолжительность жизни этих древних людей была небольшой; немногие из них доживали до 30–32 лет.

Существуют бесспорные доказательства того, что питекантропы жили и трудились коллективно (охотились, собирали растения, защищались от врагов, возводили постройки на стойбищах). Питекантропы охотились не только на мелких животных. Их добычей могли стать крупные и весьма опасные животные, например, слоны, носороги, махайроды (саблезубые тигры), медведи, буйволы, верблюды, лошади, антилопы, гиены и др. Высочайшим достижением их культуры следует признать приручение одной из сил природы – огня. Кроме того, можно предполагать, что питекантропы имели примитивную речь, коллективную собственность на орудия труда и места обитания, уравнительное распределение всех продуктов труда (первобытный коммунизм).

О выдающейся роли огня в увеличении размеров черепа и мозга человека прямоходящего говорит одна любопытная гипотеза. Что могло сдерживать рост мозга человека? Главным образом, толстые массивные кости лицевого и мозгового отделов черепа. Применение огня для обжаривания мяса облегчало и процесс пищеварения, и процесс пережевывания. Жевать подвергнутое тепловой обработке мясо гораздо легче, чем сырое, следовательно, нагрузка на жевательные мышцы уменьшалась. Тем самым люди с более слабой жевательной мускулатурой и меньшими размерами челюстей перестали быть жертвами естественного отбора. В свою очередь, уменьшение жевательного аппарата повлекло укорочение челюсти, утончение костей черепа и высвобождение места для роста головного мозга, а затем и сам рост головного мозга. Это, конечно, упрощенная схема, не учитывающая генетические механизмы, но она верно описывает направление и культурный фактор эволюции. Метафорически выражаясь, природа решала вопрос, что важнее: огромная челюсть, как у гейдельбергского человека, или же большой мозг, как у венгерского питекантропа. Достижения культуры (орудия труда и огонь) решили в пользу второго.

Архантропы не были бессловесными. Судя по наличию речедвигательной зоны речи Брока, они обладали зачатками речи – лепетом. Отсутствие подбородочного выступа, к которому крепятся мышцы речедвигательных органов, свидетельствует об отсутствии членораздельной речи. Кроме того, гортань была расположена еще достаточно высоко.

Однако человек прямоходящий уже обладал способностью к абстракции и мог обозначать звуками предметы и действия, поскольку стимулом развития средств коммуникации могла быть лишь дифференциация и усложнение смыслового содержания. По мере того как поведенческий опыт включается в коммуникативную сигнализацию, она становится системой знаков для обозначения понятий. Это и есть когнитивный источник для возникновения языка. Можно предположить, что у архантропов звуковые выражения еще были включены в общий комплекс с невербальными формами коммуникации – мимикой и жестами.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Антропология. Учебное пособие"

Книги похожие на "Антропология. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Галия Хасанова

Галия Хасанова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Галия Хасанова - Антропология. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Антропология. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.