Марина Танкова - Алтай. Путешествие по Катуни

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Алтай. Путешествие по Катуни"
Описание и краткое содержание "Алтай. Путешествие по Катуни" читать бесплатно онлайн.
Путеводитель знакомит с маршрутами автомобильного путешествия вдоль р. Катуни, берущей начало на склонах высочайшей вершины Сибири г. Белухе и несущей свои воды по территориям Республики Алтай и Алтайского края. Издание информирует о достопримечательностях окрестностей Катуни, приводит характеристики населенных пунктов; содержит справочный материал, карты-схемы с указанием археологических, культурных, исторических, природных достопримечательностей; включает описание водного путешествия по р. Катуни, список турбаз, гостиниц и туркомплексов, находящихся в этом районе.
Путеводитель может быть полезен туристам, планирующим путешествиие по Алтаю, краеведам, гидам-экскурсоводам, а также широкому кругу читателей
– с. Тюнгур – р. Кучерла – оз. Кучерлинское – оз. Дарашколь – пер. Немыцкого Южный (1а);
– р. В. Кураган – р. Катунь;
– р. Н. Кураган – пер. С. Иолдо (1а) – р. В. Кураган – Катунь;
– р. Кучерла – пер. Капчальский (1б) – р. Капчал – р. Катунь.
Уймонская долина (Уймонская степь)
«Уймонская долина (Уймонская степь) имеет в длину более 35 км, в ширину от 8 до 13 км. Здесь с севера на юг ее пересекают горные реки: Маргала – с левой стороны, Уймон, Окол, Мульта – с правой стороны. С запада из гор в долину врывается прозрачная Кок-су, в переводе означающая „синяя вода“. Природа Уймонской долины не может не вызывать восхищения, и даже старожилы не перестают изумляться ее сказочной красоте. Горы, окружающие долину, меняются до неузнаваемости в зависимости от погоды, времени суток и даже от того, как падает на них солнечный свет. Катунь всегда выглядит по-разному: мелкие ручьи и речки чаруют своим шумом на перекатах, пихтовые и лиственничные леса, березовые рощи меняют свое убранство в течение года и радуют взор, а вдалеке сияют белки – снеговые вершины горы», – так описывает эти благодатные места В.В. Сапожников.
Природа Уймонской долины таит в себе огромные возможности для оздоровления: это благоприятная экологическая обстанов-ка, чистота природной среды, климатические характеристики. Солнце здесь сияет в среднем по 5–6 часов в день. Это почти столько же, сколько и на знаменитом швейцарском курорте Давосе. Весной солнечного сияния больше, чем в Ялте, Сочи, Давосе и Байрам-Али на юге Туркмении. Приток суммарной солнечной радиации в году достигает величин, сравнимых с суммарной радиацией на курортах Кавказа, Крыма и Швейцарии. Например, Катандинская степь, расположенная на высоте 900 м над уровнем моря, получает за год 142 ккал/см2 суммарной солнечной радиации, а Сочи получает 111 ккал/см2 Ялта – 117, Давос – 130.
В названии Уймонской долины, а также старейшего русского старообрядческого села Верхнего Уймона скрывается искаженный в русском произношении древний алтайский топоним «Оймон». Нередко для старинных географических названий возможно несколько вариантов перевода. Так, согласно топонимическому словарю Горного Алтая О.Т. Молчановой, «оймон» – это достаточно точный описательный географический термин, обозначающий огороженную низменность, то есть окруженную горами Уймон-скую впадину, как ее называют геологи. А вот алтайские краеведы Н.А. Шодоев (с. Мендур-Соккон) и В.И. Катынов (с. Курунда) считают, что в корне топонима «Оймон» содержится емкое понятие «ойм» (буддийское «аум»), обозначающее сокровенную мудрость, и переводят все слово как «место сокровенной мудрости», имея в виду его священное значение для всех алтайцев в недавнем прошлом.
Последний перевод подтверждает, что русские староверы искали Беловодье, леген-дарную «страну истинной веры», не искаженной патриархом Никоном и его приспешни-ками, теми путями и в тех местах, о которых узнавали от «калмыков», переселившихся к середине XVII в. в Поволжье. Калмыками же еще в начале ХХ в. называли алтайцев и западных монголов – джунгар. Так, и Вах-рамей (Варфоломей) Семенович Атаманов, проводник Н.К. Рериха в Верх-Уймоне, говоря о Беловодье, указывал: «А пошла весть от калмыков да от монголов. Первоначально они сообщили нашим дедам, которые по старой вере, по благочестию» (Н.К. Рерих. Алтай-Гималаи: Путевой дневник. – Рига: Виеда,1992. С.281). В поисках Беловодья пришли в Уй-монскую долину в XVIII в. русские староверы, да так тут и остались.
В книге Раисы Павловны Кучугановой, создателя и руководителя школьного этнографического музея в с. Верх-Уймон, есть такие строки: «Тот, кто побывал здесь хоть однажды, тянется сюда своей душой и непременно возвращается, чтобы снова встретиться с первозданной красотой, почувствовать ее очистительную силу и мощь».
Известна Уймонская долина и тем, что сюда в XVIII в. переселялись русские староверы.
Старообрядцы Уймонскои долины
Освоение катунских верховий русским населением сибирские историки относят к двадцатым годам XVIII в. так, и семейные предания уймонских староверов утвержда-ют, что их предки появились на Алтае после усилившихся при царе Петре I гонений на раскольников.
В середине XVII в. церковь в России раскололась на два непримиримых лагеря.
Значительная часть населения России в среде самых разных сословий не приняла реформ церковного обряда и исправления богослужебных книг, произведенных патриархом Никоном при поддержке царя Алексея Михайловича Романова, а также последовавших светских реформ его сына – Петра Великого. Несогласных и стали называть раскольниками, старообрядцами, староверами. Сами же они себя называли вслед за своим вождем протопопом Аввакумом «ревнителями древлего благочестия» или просто «православными христианами», считая отступниками и раскольниками тех, кто подчинился «богопротивной» реформе.
В Сибири и на Алтае старообрядцев нередко называют кержаками, по прозванию выходцев из старообрядческих скитов на р. Керженец в Поволжье, откуда происходили многие известные старообрядческие наставники.
Спасаясь от религиозных преследований, старообрядцы бежали в самые глухие места страны того времени: на север России в Поморье, на Урал, в Сибирь и даже за пределы империи – в Румынию, Венгрию, Польшу.
Путеводителем в Сибирь стала легенда о Беловодье, недоступной для царской администрации богатой и привольной стране, где «святоотеческая вера» сохранилась в неприкосновенности.
В старообрядческой среде распространялись рукописные «маршрутники», содержащие схематичное описание пути в Беловодье от Москвы и до Казани, далее через Камень (Урал) в Сибирь, где надобно было плыть по рекам «до города Бийска и по Смоленской области до деревни Устюбы. Потом путь пройдет через горы каменные, снеговые. И тут есть деревня Уймон, есть и люди тут, которые поведут дальше…». От Уймона путь указывали «между Аргунью и Иртышом к соленым озерам», «через Китайское государство 44 дня ходу через Губань», оттуда до гор «Богогогше» в «Кокуши» и на «Ергор», за которым уже покажется, если чист духом, и само Беловодье, где «антихрист не может быть и не будет. А леса темные, горы высокие, расщелины камен-ные, разница и народ отменно от России, и воровства никогда не бывает».
До наших дней на всем протяжении этого пути в Сибири, на Алтае, в Казахстане и Китае сохраняются русские поселения, основанные старообрядцами – искателями Беловодья. Так что расхожее мнение заезжих туристов о том, что Беловодье находится в Уймонской долине, неверно, и старожилы знают это твердо, но говорить запросто не станут. Вот и летят из уст в уста современные сказки, да и как не быть им: вода в верховьях Катуни белесая, несет она в своих волнах намытую белую глину.
Предки русских старожилов Уймонской долины в конце XVIII в. жили по берегам ка-тунских притоков Аргута и Коксу в небольших поселках в три-пять дворов, разбросан-ных по горным долинам и ущельям. Здесь они строили небольшие избушки, бани, ам-бары и даже мельницы, распахивали пашни, промышляли охотой, рыболовством, наладили взаимовыгодную торговлю со своими южными соседями – алтайцами, монголами, китайцами и казахами, поддерживали связь с такими же общинами Бухтармин-ской долины. За высокими каменными хребтами находили прибежище не только старообрядцы, но и мастеровые, не желавшие отбывать работу на горных рудниках и заводах, солдаты, спасавшиеся от бессрочной рекрутской службы, и другие.
Казачьи команды, посланные на поимку беглых, за редким исключением никого поймать не могли и ограничивались только тем, что сжигали их поселения и разоряли посевы. Но скрываться от горных властей с каждым годом становилось все труднее. И в 1791 г. аргутские и бухтарминские каменщики (то есть «жители гор» – «камня») после длительных обсуждений отправили в столицу три делегации с просьбой о помиловании и закреплении их в российском подданстве, которое получили по указу Екатерины II в 1792 г.
После императорского указа 1792 г. староверы оставили суровые, неприступные и малопригодные для жизни аргутские ущелья и переселились в относительно широкую Уймонскую долину, где могли заниматься земледелием, скотоводством, ого-родничеством, пчеловодством и другими выгодными для себя промыслами.
В Уймонской долине староверы образовали несколько поселений, среди которых первым стало с. Верхний Уймон. Выходцами из Верх-Уймона были основаны села Нижний Уймон, Гагарка, Тихонькая, Огневка, Горбуново, Теректа, Зайчиха, Березовка. Старожил Уймонской долины Кирьян Викторович Железнов вспоминал: «Когда прадеды-то наши сюда бежали, алтайцы шибко добрые к ним были. Скрывали от церковников. Мы здесь крепко на ноги встали: у каждого была усадьба, люди жили богато. Но и трудились шибко. В два часа ночи ложились, а в шесть уж опять на ногах».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Алтай. Путешествие по Катуни"
Книги похожие на "Алтай. Путешествие по Катуни" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Марина Танкова - Алтай. Путешествие по Катуни"
Отзывы читателей о книге "Алтай. Путешествие по Катуни", комментарии и мнения людей о произведении.