Иерей Александр Усатов - «Оглашение на современном этапе»
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "«Оглашение на современном этапе»"
Описание и краткое содержание "«Оглашение на современном этапе»" читать бесплатно онлайн.
В смертельной опасности благословляется крещение младенцев вне зависимости от обстоятельств их рождения[64].
2.3 Восприемники младенцев
В Крещении младенцев принимают участие принадлежащие к Церкви и не состоящие под епитимией восприемники («крестные родители»).
Основные критерии способности православного христианина стать восприемником:
— желание и способность к воспитанию ребенка «в христианской вере и согласно нормам христианской нравственности»[65];
— воцерковленность (опыт церковной жизни), ибо только такой человек может стать духовным наставником:
условием крещения младенца ставится… регулярное участие и родителей, и ребенка, и восприемников в церковных богослужениях и Таинствах[66].
Не могут быть восприемниками («крестными родителями»):
— неверующие, некрещеные, иноверные, еретики[67], инославные христиане(члены Римо-Калолической Церкви, Армянской Апостольской Церкви, лютеране и т. д.);
— отступники, а также совершенно несведущие в православной вереи не желающие прилагать усилия к воцерковлению;
— лица, не имеющие возможности активно содействовать семье в воспитании ребенка;
— родители крещаемого младенца[68];
— монашествующие[69];
— малолетние (восприемники должны быть совершеннолетними, чтобы сознавать всю ответственность, которую они принимают. Церковь разрешает становиться крестными родителями с 15 лет для восприемника и с 13 лет для восприемницы[70]);
— недееспособные лица (потерявшие рассудок),
— лица с сомнительными нравственными качествами[71].
Восприемник должен лично участвовать в совершении Таинства Крещения младенца или отрока и воспринимать его из купели.
Обычай иметь двух восприемников является русской традицией, восходящей к XIV веку. Из постановлений Святейшего Синода XIX в. следует, что действительным восприемником при Крещении является только один из них (в зависимости от пола крещаемого: мужчина для крещаемых мужского пола, и женщина — для женского пола).
Восприемник же и восприемница (кум и кума) неста в родстве себе; понеже при Крещении святом едино есть лице необходимо и действительно: мужеское для крещаемых мужеска пола, и женское для крещаемых женска пола[72].
По установившейся в Русской Православной Церкви традиции не принято, чтобы восприемники были супругами. Восприемник и восприемница (крестные отец и мать одного и того же младенца) в исключительных случаях могут вступать в брак только после разрешения епархиального архиерея[73].
2.4 Организация катехизических бесед с родителями крещаемых младенцев и восприемниками
С родителями и восприемниками крещаемых детей, практически не участвующими в благодатной жизни Церкви, следует проводить подготовительные беседы (как минимум — две беседы).
Огласительные беседы с родителями и восприемниками следует проводить заранее и отдельно от совершения Таинства Крещения на безвомездной основе[74].
На приходе могут быть организованы несколько форм проведения таких подготовительных бесед пред крещением детей:
— две беседы о смысле, значении и символизме чина Таинства Крещения, о необходимости самим взрослым жить полноценной церковной жизнью, воспитывать в вере детей и регулярно причащать их после Крещения. Присутствующим можно предложить для ознакомления памятки о Таинстве Крещения, катехизические фильмы о церковной жизни, предоставить список рекомендованной литературы о принципах религиозного воспитания детей и адреса Интернет-сайтов, содержащих катехизические материалы и основы православной педагогики;
— курс тематических бесед;
— после проведения с родителями ребенка и восприемниками обязательныхдвух бесед им предлагают свободное посещение тематических бесед, посвященных осмыслению основ православной веры, ознакомлению с учением Церкви о семье, обсуждению принципов воспитания и воцерковления детей.
При проведении бесед необходимо кратко рассказать об истории спасения в рамках Символа веры, раскрыть богословское значение Таинства Крещения, а также помогать участникам бесед преодолевать суеверное и магическое восприятие Таинства Крещения. Некоторые мотивы для Крещения совершенно недопустимы для христиан (чтобы ребенка не сглазили, с целью дальнейшего лечения у целителей и «бабок» и т. д.). Иные мотивы сами по себе положительны, однако должны рассматриваться как второстепенные по отношению к центральной цели Крещения (Крещение ради здоровья младенца, чтобы был у него Ангел-Хранитель, чтобы был как все русские и т. д.).
Во время бесед следует раскрыть значение термина «воспитание» в православной традиции как стремление родителей напитать личность ребенка, помогая ему обрести ощущение реальности присутствия Бога в жизни людей.
Обращаясь к восприемникам, следует напомнить, что они являются поручителями пред Богом о последующем воспитании ребенка в православной традиции, должны быть учителями, обладающими необходимыми знаниями о вере и опытом полноценной церковной жизни, призваны быть помощниками родителей, способными жертвовать своим временем, вниманием, книгами в процессе воспитания ребенка.
Уместно призвать родителей и восприемников подготовиться к участию в Крещении их детей личным участием в Таинствах Покаяния и Евхаристии[75]. Следует напоминать им о недопустимости участия в Таинстве Крещения лиц без нательного креста, с языческими амулетами.
Родителям и восприемникам детей старше 6 месяцев необходимо говорить о полезности неоднократного посещения храма вместе с ребенком, что может преодолеть страх ребенка перед незнакомым местом и людьми. Знакомя ребенка с Церковью, важно учить его правильно именовать священнослужителей и святыни.
Во время бесед особо нужно указывать на необходимость регулярного причащения ребенка после Крещения:
родители и восприемники младенцев должны слышать не только разъяснение Символа веры и Таинства Крещения, но и слова об ответственности, которую они берут, воспринимая младенцев из купели Крещения, о важности Исповеди, Причащения, о жизни в приходской общине, о том, как можно в ней участвовать[76].
Восприемникам следует напомнить о необходимости приходить с ребенком в храм для молитвы (т. е. и во внебогослужебное время). Регулярное посещение храма позволяет ребенку прочувствовать его Домом Божьим, и вместе с тем родным домом, где ребенка ждет Господь и Его милость.
Родители и восприемники призваны учить ребёнка основам православной веры, вместе с ним регулярно читать молитвы «Отче наш» и «Богородице Дево», научить его правильно и благоговейно налагать на себя крестное знамение.
Во время беседы с родителями и восприемниками младенца им необходимо напоминать о необходимости приобретения для ребенка иконы его Небесного покровителя, а также православной литературы:
— Детский молитвослов;
— Детская Библия;
— Закон Божий;
— Жития святых для детей.
Пришедшим на беседу родителям и восприемникам необходимо рассказывать о деятельности приходской воскресной школы для детей.
III. Миссионерские и катехизические аспекты совершения Таинства Крещения
Если наречение имени и чин оглашения («во еже сотворити оглашeннаго») совершаются отдельно от Крещения, имена оглашенных целесообразно поминать на литургии на «Молитве об оглашенных» (на литургии Преждеосвященных Даров — на ектенье об оглашенных или о готовящихся к просвещению).
Особой заботой священника должно быть достойное совершение Таинства Крещения. Крещение по сути является рождением человека в новую жизнь, поэтому оно должно стать праздником для всей общины и семьи крещаемого и совершаться в торжественной обстановке с участием прихожан храма.
Крещение взрослых целесообразно совершать отдельно от крещения детей.
Таинства и обряды Церкви, в которых участвуют новоначальные христиане, желательно сопровождать своевременным катехизическим пояснением.
IV. Наставление в вере после Крещения
Со дня Крещения и причащения начинается заключительный этап катехизации — непосредственное вхождение в церковную жизнь. Этот этап предполагает более серьезное участие общины в жизни новокрещеного христианина. Его длительность и содержание следует определять исходя из конкретной ситуации.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "«Оглашение на современном этапе»"
Книги похожие на "«Оглашение на современном этапе»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иерей Александр Усатов - «Оглашение на современном этапе»"
Отзывы читателей о книге "«Оглашение на современном этапе»", комментарии и мнения людей о произведении.









