Иван Буковчан - Антология современной словацкой драматургии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Антология современной словацкой драматургии"
Описание и краткое содержание "Антология современной словацкой драматургии" читать бесплатно онлайн.
В антологии представлены драматургические произведения, выдержавшие испытание сценой. За исключением двух пьес (О. Заградника и И. Буковчана), которые уже стали национальной и мировой классикой, и двух драматизаций известных авторов (Л. Баллека и В. Шикулы), осуществленных О. Шулаем, это пьесы современные. Они различны по стилю: одни написаны в русле библейских традиций, другие могут служить примером авангардных экспериментов, третьи — вполне традиционны. Время их создания — конец 1990-х—2000-е годы. Все пьесы (кроме О. Заградника) переведены на русский язык впервые. Состав книги дает представление о современном состоянии словацкой драматургии и театра, о жизни Словакии наших дней, где после распада в 1993 году Чехословакии произошли изменения не только в политической, экономической, культурной сферах, но и в образе жизни, отношениях между людьми.
ЭГОН. Это ты о божьих мельницах?
ДУШАН. Мудак ты. И плевал я на тебя.
ЭГОН. Не выкуришь косячок с мудаком?
ДУШАН. Я обещал Терезе, что через минуту вернусь. Что мы только по кружке пива выпьем.
ЭГОН. Ты ей и в прошлый раз так говорил. Она не воспринимает это буквально, не бойся. Она же не дура.
ДУШАН. Вчера как раз я сказал ей, что она дура.
ЭГОН. Но красивая.
ДУШАН. И ты хорош.
ЭГОН. Так что, курнем?
ДУШАН. Не надо бы мне с тобой водиться.
ЭГОН. Так найди себе новых друзей. Только сейчас свободных уже нет. Все настоящие друзья давно заняты…
Смеются.
ДУШАН. Да, кореш, мы действительно — поколение.
ЭГОН достает пакетик с наркотиком. Темнота.
9
ТАМАРА говорит по телефону с ТЕРЕЗОЙ. ТЕРЕЗА расстроена.
ТЕРЕЗА. Вчера он сказал мне, что я дура.
ТАМАРА. Почему это?
ТЕРЕЗА. Потому, что я не пошла на выборы.
ТАМАРА. Вы что, из-за политики ругаетесь?
ТЕРЕЗА. Не ругаемся мы из-за политики. Он просто сказал мне, что я дура… потому что я не пошла на выборы. А ты ходила на выборы?
ТАМАРА. Ходила. Но это вовсе не означает, что я не дура.
ТЕРЕЗА. А за кого ты голосовала?
ТАМАРА. За левых.
ТЕРЕЗА. Это что, Мечьяр?[69]
ТАМАРА. Нет.
ТЕРЕЗА. Я в этом ничего не смыслю.
ТАМАРА. Да там нет никакой разницы.
ТЕРЕЗА. Я ведь все равно скоро в декрет уйду… А Эгон тоже ходил на выборы?
ТАМАРА. Ходил.
ТЕРЕЗА. И за кого он голосовал?
ТАМАРА. За правых.
ТЕРЕЗА. Нет. Я в этом совершенно ничего не смыслю. Понимаешь?
ТАМАРА. Что?
ТЕРЕЗА. Ну, что я в этом ничего не смыслю.
ТАМАРА. Понимаю. Никто в этом ничего не смыслит.
ТЕРЕЗА. Душан кажется мне каким-то странным.
ТАМАРА. Это нормально. Предродовой синдром.
ТЕРЕЗА. Да, наверно. А как у вас с Эгоном?
ТАМАРА. Что?
ТЕРЕЗА. В порядке?
ТАМАРА. В порядке.
ТЕРЕЗА. Правда?
ТАМАРА. А что, Душан что-то говорил?
ТЕРЕЗА. Что он мог сказать?
ТАМАРА. Да ничего.
ТЕРЕЗА. Может, встретимся? Мы уже давно не виделись.
ТАМАРА. Я просто не хотела тебе надоедать. Перед родами лучше тебе обойтись без стрессов.
ТЕРЕЗА. И я не хотела тебе надоедать. Все время себе говорила, что у тебя и своих проблем сейчас хватает…
ТАМАРА. Каких проблем?
ТЕРЕЗА. Ну… отец… Эгон…
ТАМАРА. Так что же тебе все-таки Душан говорил?
ТЕРЕЗА. Давай лучше встретимся.
Темнота.
10
В комнате ДОЛИНЫ, в доме престарелых. ЭГОН сидит за столом.
Рядом стоит ДОЛИНА. На столе включенный диктофон.
ДОЛИНА. Нет здесь никакой сенсации. Просто в одно солнечное утро я проснулся и понял, что больше не хочу этим заниматься. Еще вечером, накануне, я был убежден, что профессия артиста — это мое единственное, абсолютное предназначение. Я чувствовал, как взволнованно дышит зрительный зал, когда я играю, не важно что. На улице я встречал своих горячих поклонников. Иной раз мне, например, говорили, что некий фильм гроша ломаного не стоит, но я, как всегда, их не разочаровал. Не разочаровал. Понимаешь… Правда, когда я сейчас об этом думаю… должен сознаться, такие странные нигилистические мысли преследовали меня уже за несколько лет до этого. Уже несколько лет я сознавал, что работа меня не удовлетворяет, не трогает. Что я уже не переживаю на сцене собственное рождение, как бывало прежде. И все равно каждый вечер я твердил себе про это самое предназначение. Кроме того, я стал испытывать какой-то необъяснимый страх.
ЭГОН. Страх чего?
ДОЛИНА. Страх чего? Не знаю. Просто абстрактное чувство страха. Беспокойство. Это каждому знакомо. У меня постоянно было ощущение, что на меня кто-то смотрит, что за мной кто-то следит. А я не могу спрятаться. Может, именно поэтому я стал пить.
ЭГОН. А обратиться к кому-нибудь не пробовали?
ДОЛИНА. Имеешь в виду — к какому-нибудь психологу? Пробовал. В первый и последний раз. Это, знаешь ли, как нарваться во время исповеди на плохого священника. Ты был когда-нибудь на исповеди?
ЭГОН. Нет, не был.
ДОЛИНА. Тебе когда-нибудь будет этого недоставать, да и всему твоему поколению. Мы перестаем исповедываться, очищаться, и поэтому копятся наши грехи… (Машет рукой.) А-а-а, да что там… это все сложно… Но когда на исповеди тебе попадется плохой священник, в тебе что-то блокируется. Точно так же было и с моим психологом. Я вдруг стал сознавать преходящесть, конечность всего, это ведь младшая сестра смерти… ее я тоже боялся. Жутко было привыкать к конечности. Да я так и не привык к ней. Я боялся, что не выдержу, взорвусь… что не выдержат нервы. Что я выйду на сцену и скажу, что смертельно устал, что все это уже не приносит мне радости, как когда-то. Что я на самом деле просто втихомолку всех обманываю. Но при этом, что парадоксально, я продолжал получать от публики столько позитивной энергии… это был страшный парадокс… господи, столько энергии… и это каждый раз давало мне новые силы, ставило меня на ноги, пусть на минуту… пусть понапрасну… Я уже давно обманывал, а публика об этом даже не догадывалась… А потом наступило то утро… Не смотри на меня так… Это не было каким-то поражением под Ватерлоо… как раз наоборот, это было одно из самых спокойных и ясных мгновений моей жизни. Я вдруг ясно увидел всю мерзость, в которой жил и к которой, честно говоря, уже приспособился. И сам стал таким же мерзким. Мерзость. Это среда, которая оправдывает зло, измены, фальшь, зависть. Все можно объяснить тем, что артисты — существа тонко чувствующие и потому имеют право… Ни хрена! Все они лицемеры. Банда лицемеров, которые научились проживать свои театральные роли в реальной жизни…
ЭГОН. Можете рассказать об этом более конкретно?
ДОЛИНА. Как — более конкретно? Хочешь, чтобы я назвал имена? Имена не важны, важны только цифры. Я выражаюсь так, как хочу. Если тебе кажется это недостаточно конкретным, можешь уходить.
ЭГОН. Извините.
ДОЛИНА. Я не смог подняться надо всем этим иначе, как продравшись через горлышко водочной бутылки. А оттуда я вдруг увидел все по-другому. Тоже парадокс. Мне пришлось уйти. Не было другого выхода, кроме как решительно сжечь все мосты и разорвать все связи. Было очень больно, как получить ножом под ребра, но на свете есть вещи и похуже. Лучше уж вот так, сразу, чем медленно и постепенно… Это, знаешь ли, как с умиранием. Мне пришлось даже бросить преподавание, потому что я понял, что не могу учить. Я не хотел примириться с тем, что учу кого-то, кто будет лучше меня. Я передавал этим ребятам не себя, а идеальное представление о себе.
ЭГОН. Но ведь вами все восхищались. Уважали вас. Студенты за вас горой стояли… Молодые артисты до сих пор вас любят…
ДОЛИНА. Ну и передавайте им привет… Бедняги. Они живут в совершенно дегенерированном мире. И знаешь, почему он дегенерированный?
ЭГОН. Не знаю.
ДОЛИНА. Потому, что здесь каждый каждого имеет. Это можешь спокойно написать там у себя слово в слово. (Выключает диктофон.) Чтобы между нами было ясно, без всяких иллюзий… я болтаю тут с тобой только ради моей дочери. Хочу, чтобы она простила меня за то, что я ее во все это втянул. За то, что испортил ей жизнь. Передай ей, что я ее люблю и был бы рад, если бы она пришла меня навестить.
ЭГОН. Я передам ей.
ДОЛИНА. Как она поживает?
ЭГОН. Дела у нее в порядке.
ДОЛИНА. Я спрашиваю не как у нее дела, а как она поживает.
ЭГОН. Думаю, хорошо.
ДОЛИНА. Говоришь не слишком неубедительно.
ЭГОН ставит на стол бутылку виски. Собирается уходить.
ЭГОН. Спасибо вам.
ДОЛИНА. Даешь мне бутылку, да еще и благодаришь? ЭГОН. За то, что нашли для меня время.
ДОЛИНА. У меня его прорва… Не знаю, куда и девать. Обращайся с Тамарочкой хорошо. Рядом с ней должен быть хороший мужчина, получше, чем был я…
ЭГОН стоит, не зная, что сказать.
ЭГОН. Я передам ей от вас привет.
ДОЛИНА. Салют!
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Антология современной словацкой драматургии"
Книги похожие на "Антология современной словацкой драматургии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иван Буковчан - Антология современной словацкой драматургии"
Отзывы читателей о книге "Антология современной словацкой драматургии", комментарии и мнения людей о произведении.