» » » » Леонид Тимофеев - Краткий словарь литературоведческих терминов


Авторские права

Леонид Тимофеев - Краткий словарь литературоведческих терминов

Здесь можно скачать бесплатно "Леонид Тимофеев - Краткий словарь литературоведческих терминов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Филология, издательство «УЧПЕДГИЗ», год 1963. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Леонид Тимофеев - Краткий словарь литературоведческих терминов
Рейтинг:
Название:
Краткий словарь литературоведческих терминов
Издательство:
«УЧПЕДГИЗ»
Жанр:
Год:
1963
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Краткий словарь литературоведческих терминов"

Описание и краткое содержание "Краткий словарь литературоведческих терминов" читать бесплатно онлайн.



«В „Словарь“ включено около 500 терминов, охватывающих в основном минимальный круг теоретических понятий, с которыми могут встретиться учащиеся старших классов и которые составляют в своей совокупности известный цикл знаний по теории литературы.

Авторы „Словаря“ стремились к тому, чтобы сжато и по возможности доступно для учащихся изложить теоретические понятия, снабдить их примерами, дать им определённую оценку, связать с вопросами, возникающими при изучении современной советской литературы. Пользуясь при помощи учителя „Словарём“, учащиеся могут расширить круг своих теоретических знаний.»






Прототи́п (гр. prototypon) — см. Прообраз.


Псало́м или Пса́льма (гр. psalmos — песня) — песня религиозного содержания. В древней Руси псальмы исполняли нараспев нищие, прося подаяние.


Псевдоклассици́зм — см. Классицизм.


Псевдони́м (от гр. pseudos — вымысел и onoma — имя) — вымышленное имя или фамилия, которыми подписывают некоторые писатели свои произведения в печати или под которыми выступают иные актёры на сцене.

Например, Козьма Прутков — коллективный псевдоним братьев Жемчужниковых и А. К. Толстого; М. Горький — псевдоним Алексея Максимовича Пешкова.


Публици́стика (от лат. publicus — общественный) — в широком смысле этого понятия все литературные произведения, освещающие вопросы политики и общественной жизни.

В отличие от художественной литературы, освещающей эти вопросы в картинах жизни, образах людей, изображённых в художественных произведениях, публицистикой в узком смысле этого слова называют общественно-политическую и научную литературу, посвящённую вопросам жизни государства и общества.

В советской литературе особенно развита художественная публицистика, статьи на общественно-политические темы, написанные в яркой, образной форме. Например, статьи А. Н. Толстого, Л. М. Леонова, И. Г. Эренбурга и других писателей в годы Великой Отечественной войны.


Путешествие — литературное произведение, в котором повествуется о бывшем в действительности или вымышленном путешествии в чужой, неизвестный или малознакомый край. В путешествии описываются наблюдения, впечатления путешественника, его открытия и приключения. До нашего времени дошли книги о путешествиях в древней Греции, в средние века, в старину у нас в России, написанные путешественниками, мореплавателями, учёными, купцами (например, старинная русская книга «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, 1475).

Известны многие книги о путешествиях, составленные русскими учёными и мореплавателями, изучавшими песчаные и ледяные пустыни, непроходимые горные хребты, моря и т. п.

Широкой известностью пользуется произведение И. А. Гончарова «Фрегат „Паллада“», в котором описано путешествие писателя.

За годы советской власти создана большая библиотека путешествий, рассказывающая о героизме наших учёных и мореплавателей, открывших Северный полюс, Северный морской путь, изучивших безводные земли Каракумов, хребты Памира и т. д.


Пьеса (фр. piéce) — общее название для драматургических произведений различных видов (трагедия, драма, комедия — см.). Пьесой называют также небольшое музыкальное произведение.

Р

Раёшник — рифмованная, уснащённая прибаутками речь, один из видов народного стиха. Название произошло от слова раёшник — владелец райка, ящика с раскрашенными картинками, которые он показывал на ярмарках через увеличительные стёкла.

Показ картинок сопровождался рифмованной, насыщенной прибаутками речью.

Таким стихом написаны пьесы для кукольного театра и старинные русские народные пьесы, например «Царь Максимилиан:»

Я не есть царь русский,
Не король французский,
Не король шведский
И не султан турецкий —
А я есть сам грозный Максимилиан,
Царь римский,
Наместник египетский и индийский,
Владелец персидский,
В пышной столице от матери родился,
На своей супруге, королеве Трояне, женился,
От которой сын Адольф у меня родился…

В период Великой Отечественной войны раёшник пользовался значительной популярностью в солдатской среде («Заветное слово Фомы Смыслова, русского бывалого солдата» С. Кирсанова, «Дружеские беседы, как добиться победы» В. Владимирова и др.).


Развя́зка — положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображённых в нём событий, — заключительная сцена.

Например, сцена получения известия о приезде настоящего ревизора в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».


Размер стиха (метр, метрическая схема) — число и порядок чередования ударных и безударных слогов в стопах силлабо-тонического стиха (см.). Размер стиха получает своё название от названия стопы.

В русском силлабо-тоническом стихе различают размеры: двусложные (хорей, ямб — см.) и трёхсложные (дактиль, анапест, амфибрахий — см.).

Своё название эти стопы получили от названия внешне схожих с ними размеров античного метрического стихосложения (см.).


Рапсо́д (гр. rhapsodos, от rhaptō — сшиваю, ōdē — песнь) — странствующий певец-сказитель в древней Греции, исполнявший в сопровождении игры на лире народные сказания о легендарных героях и богах, песни «Илиады» и «Одиссеи» Гомера и др. Песнь в его исполнении называлась рапсодия. В музыке рапсодией называют произведение на тему народных песен и плясок.


Рассказ или Нове́лла — один из видов эпической, повествовательной литературы, малая её форма, — небольшое художественное произведение, посвящённое обычно отдельному событию в жизни человека, без детального изображения того, что с ним было до и после этого события.

Рассказ отличается от повести, в которой обычно изображают не одно, а ряд событий, освещающих целый период в жизни человека, и в этих событиях принимают участие не одно, а несколько более или менее детально обрисованных действующих лиц. Искусство писателя в рассказе состоит в том, что он в кратком эпизоде из жизни человека раскрывает существенные, типические черты жизни. Например, рассказы «Унтер Пришибеев», «Спать хочется» А. П. Чехова, «Челкаш» А. М. Горького.


Реали́зм (от лат. realis — вещественный) — основной метод искусства и литературы. Его основа — принцип жизненной правды, которым руководствуется художник в своём творчестве, стремясь дать наиболее полное и верное отражение жизни и сохраняя наибольшее жизненное правдоподобие в изображении событий, людей, предметов вещного мира и природы такими, какими они являются в самой действительности.

«Реализм, — писал Фридрих Энгельс, — подразумевает, помимо правдивости деталей, правдивость воспроизведения типичных характеров в типичных обстоятельствах», имея в виду, что типическое (см.) — это наиболее верное, характерное, то, в чём с наибольшей полнотой обнаруживаются закономерности жизни, сущность жизненного явления.

Наибольшего развития реализм достиг в XIX в., в особенности благодаря деятельности великих русских писателей-реалистов, создавших галерею бессмертных положительных и отрицательных художественных образов (см. Герой литературного произведения).

В искусстве прошлого в большей мере развит так называемый критический реализм. Писатели — критические реалисты (например, Н. В. Гоголь) — глубоко и правдиво изображали главным образом отрицательные явления жизни, чтобы возбудить в читателях протест против них. Они отстаивали свои идеалы, показывая те отрицательные явления, которые мешали этим идеалам осуществиться, чтобы вызвать у читателей стремление бороться со всем отрицательным в действительности. Поэтому в их произведениях основное значение имело критическое изображение жизни. Но в основе критического реализма лежали положительные идеалы — патриотизм, сочувствие угнетённым народным массам, поиски положительного героя в жизни, вера в светлое будущее России («Мёртвые души» Гоголя, например).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Краткий словарь литературоведческих терминов"

Книги похожие на "Краткий словарь литературоведческих терминов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Леонид Тимофеев

Леонид Тимофеев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Леонид Тимофеев - Краткий словарь литературоведческих терминов"

Отзывы читателей о книге "Краткий словарь литературоведческих терминов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.