Маршал Салинз - Экономика каменного века
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Экономика каменного века"
Описание и краткое содержание "Экономика каменного века" читать бесплатно онлайн.
Экономика каменного века
кого-нибудь из той семьи, «он должен будет называть его братом» и обращаться с ним соответственно (Tanner, 1956, р. 24).)
Термин «пусковой механизм» принадлежит Гоулднеру. Он следующим образом объясняет, почему реципрокность можно рассматривать как пусковой механизм:
...она помогает инициировать социальное взаимодействие и является функциональной на ранних стадиях развития определенных групп до того, как они развили и дифференцировали традиционную систему статусных обязанностей... Хотя не вызывает сомнений, что вопрос о происхождении может легко затянуть в метафизическую трясину, на деле многие социальные системы (возможно, больше подойдет «отношения и группы») имеют вполне определенные источники. Браки совершаются не на небесах... Сходным образом корпорации, политические партии и другие виды групп имеют свои источники... В течение продолжительного времени люди собирались вместе в разных сочетаниях и комбинациях, предопределяя возможности создания новых социальных систем. Все ли эти возможности реализованы в настоящее время?.. Хотя эта перспектива на первый взгляд может показаться функционалисту чем-то чуждым, но раз она ему представлена, он может предположить, что определенный механизм, благоприятный для кристаллизации социальной системы из эфемерных контактов, будет в какой-то мере институциали-зирован или устоится иным образом в каком-то обществе. Мне кажется, в этом случае норма ре-ципрокности станет одним из многих пусковых механизмов (Gouldner, I960, pp. 176-177).
Экономическая неуравновешенность — это ключ к развертыванию щедрости, гене-рализованной реципрокности, так же как и пусковой механизм ранжирования и лидерства. Подарок, который еще не возмещен, во-первых, «создает что-то между людьми»:
это порождает непрерывность в отношениях, солидарность — по крайней мере до тех пор, пока обязанность обмениваться не будет отменена.
Во-вторых, оказавшись в «тени задолженности», получатель стеснен в своих отношениях с дарителем. Тот, кто облагодетельствован, находится в позиции дружелюбия, внимательности и отзывчивости по отношению к своему благодетелю. «Норма реципрокности», как замечает Гоулднер, «выдвигает два взаимосвязанных минимальных требования: (1) люди должны помогать тем, кто помог им и (2) люди не должны вредить тем, кто им помог» (там же, р. 171). Эти требования так же действенны в горах Новой Гвинеи, как и в прериях Пеории — «Подарки (у гауна-гама*) возмещаются. Они образуют долг и вплоть до его погашения отношения между людьми остаются в состоянии неравновесия. Должник должен быть предупредителен в отношении тех, кто имеет преимущество перед ним, в противном случае он рискует быть посмешищем» (Read, 1959, р. 429). При том уважении, которое выпадает щедрому человеку со всех сторон, щедрость используется в роли пускового механизма лидерства, потому что она создает сторонников. «Богатство находит друзей, — пишет Дениг о честолюбивых устремлениях ассинибоин**, — так же, как это бывает везде» (Denig, 1928-29, р. 525).
Помимо высокоорганизованных вождеств и простых охотников и собирателей, существует множество промежуточных племенных обществ, в которых основные местные лидеры достигают выдающегося положения, не получая при этом ни «должности», ни
* Гауна-гама — этническая группа папуасов Новой Гвинеи.
** Ассинибоин, ассинибойны — индейский народ группы сиу в США.
О социологии примитивного обмена
ТИ)у"д, с соответствующими изначально предписанными привилегиями и влиянием И1 ; Корпоративные политические группы. Этих людей, которые, как говорится, «сделали t имя», можно считать «бигменами», «важными людьми», «быками», которые возвышают* | ея над общим уровнем стада, собирают последователей и таким образом достигают II* |Торитета. Меланезийский «бигмен» — это как раз такой случай. То же самое «вождь» индейцев прерий. Процесс привлечения личных приверженцев и восхождения к вер' иЬЬ.1ш славы отмечен рассчитанной щедростью — если не действительным участием ПО [Тнитттению к ближним. Генерализованная реципрокность в большей или меньшей СТ%" •ни включается в пусковой механизм. )Л
Г енерализованная реципрокность связана с ранговой системой общества разнЫИЦл Пособами. Мы уже охарактеризовали экономику вождества с точки зрения иных фс1**-|«нсакций как редистрибуцию (или крупномасштабное соединение). В этом пук ВШикает вопрос, типичный для эволюциониста: «Когда одно уступает дорогу друг Щипрокность — редистрибуции?» Этот вопрос, однако, может ввести в заблужд' л.Принципе, редистрибуция, осуществляемая вождем, не отличается от родственно Гой реципрокности. Скорее, она основана на принципе реципрокности, высоко Цюванной форме этого принципа. Редистрибуция, осуществляемая вождем, -|Нтрализированная, формальная организация родственно-ранговой реципрокности»! .Ирная общественная интеграция прав и обязанностей руководителя. ЭтнографичвСИ tap не преподносит нам внезапного появления редистрибуции. Он говорит о поствпвН» ОМ и мягком становлении централизации. Будет правильным связать наши характере».. Шки — ранговая реципрокность против системы редистрибуции — с формальными Г личиями в процессе централизации и таким путем решить проблему эволюции.
Система реципрокности бигменов должна быть достаточно
централизованной, I СИ<" |И1 вождей — достаточно децентрализованной. Их разделяет лишь тонкая линия, но »Тв АЖет быть важным. Между централизацией в меланезийской экономике бигмено», (ЦК, | сиуаи (Oliver, 1955), и централизацией власти вождя на северо-западном побережы С» |рной Америки, как у нутка (Drucker, 1951), трудно провести грань. В каждом случае АН* |р интегрирует экономическую активность своих приверженцев, рассеянных на боли ЛИ менее обширной площади: он действует как сортировочная станция для товаров, р»-((Прокно циркулирующих между его собственной и другими группами общества. ЭкоНЬ» Щчвское взаимодействие со сторонниками то же самое: лидер является основным ПОЛУ* Т»лем и дарителем благ. Тонкая линия различий такова: лидер нутка ЯВЛЯТСЙ вржателем «должности» в линидже (домашней группе), его сторонники составляют D| ррпоративную группу, а его центральное экономическое положение определяется Тр1" Мционно предписанным долгом по отношению к вождю и обязанностями вождя. Так ЦвН" Млизация встроена в структуру. У сиуаи же — это персональное достижение. НмичШ ЮСЛвдователей — это результат проявленной щедрости, положение лидере — пЛвл" Цчных усилий, и вся структура как таковая развалится с падением главного бигММЙГ {'Полагаю, что большинство из нас, исследующих «экономику редистрибуции», прИЧ1/ ' сюда индейцев Ссверо-Западного побережья; попытка же приписать этот ур0
Комической интеграции сиуаи может в конечном счете вызвать несогласие. Этв1!'
Экономика каменного века
дит на мысль, что политическая организация реципрокности имплицитно признается решающим фактором. Там, где ранжированная по родству реципрокность задается «должностью» и политическим
группированием, где она является sui generis в силу традиционных обязанностей, — там она приобретает отличительные черты. Подходящее название для этих отличительных черт — «вождеская редистрибуция».
Другие отличительные свойства вождеской редистрибуции также заслуживают того, чтобы быть отмеченными. Это другие отличительные признаки централизации. Поток товаров как в руки, так и из рук власть имущих в большинстве этнографических примеров по преимуществу не интегрирован. Подчиненные платят вождю в определенных случаях дань и по отдельности, и часто по отдельности получают от него блага. Хотя всегда имеют место значительные поступления и широкомасштабные подаяния — скажем, во время церемоний инаугурации вождей, — основные движения материальных ценностей, циркулирующих между вождем и народом, состоят из фрагментарных и независимых друг от друга трансакций: подарок вождю — с одной стороны, оказание вождем помощи — с другой. Так что, если исключить особые случаи, вождь имеет лишь незначительный постоянный оборот. Это — обычная ситуация для небольших вождеств островов Тихого океана. Примером могут быть Моала (Sahlins, 1962b) и, по-видимому, Тикопиа. Возможно, это окажется верным и для пастушеских вождеств. Вместе с тем, бывают случаи, что вождь может гордиться значительными поступлениями и более или менее значительными актами раздачи, а временами и большими запасами, осевшими у него благодаря давлению на общество. Здесь независимые акты почитания или действий по принципу nobiess oblige менее значимы. И если к тому же социальные масштабы вождеской редистрибуции имеют экстенсивный характер — широкое, дисперсное, сегментированное политическое образование, — то она приближается к той степени центричности, которая была характерна для классической magazine экономики античной древности.
В Приложении В представлены иллюстративные этнографические материалы о соотношениях между рангом родства и реципрокностью. (См. выдержку из Malo в В.4.2 и из Bartram в В.5.2 о magazine экономике различной степени выраженности.)
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Экономика каменного века"
Книги похожие на "Экономика каменного века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Маршал Салинз - Экономика каменного века"
Отзывы читателей о книге "Экономика каменного века", комментарии и мнения людей о произведении.
























