» » » » Андрей Морозов - Международно-правовые модели Европейского Союза и Таможенного союза: сравнительный анализ


Авторские права

Андрей Морозов - Международно-правовые модели Европейского Союза и Таможенного союза: сравнительный анализ

Здесь можно купить и скачать "Андрей Морозов - Международно-правовые модели Европейского Союза и Таможенного союза: сравнительный анализ" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство Литагент «Юриспруденция»f52f92f6-56d8-11e5-8380-0025905a0812, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Морозов - Международно-правовые модели Европейского Союза и Таможенного союза: сравнительный анализ
Рейтинг:
Название:
Международно-правовые модели Европейского Союза и Таможенного союза: сравнительный анализ
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-98209-129-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Международно-правовые модели Европейского Союза и Таможенного союза: сравнительный анализ"

Описание и краткое содержание "Международно-правовые модели Европейского Союза и Таможенного союза: сравнительный анализ" читать бесплатно онлайн.



Монография посвящена сложной научной проблеме – определению международно-правовых моделей Европейского Союза и Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана как наиболее динамично развивающихся в современных условиях международных межправительственных организаций, являющихся одновременно межгосударственными интеграционными объединениями уникального типа. Специфика интеграционных объединений в современном мире показана на процессах постсоветской интеграции, отличающейся неоднолинейностью, разнонаправленностью, множеством уровней и внутренними противоречиями первых Таможенных союзов, создаваемых с 1990-х гг. на основе ряда республик бывшего СССР. Параллельно прослеживается сущность европейской интеграции от образования Европейских Сообществ до преобразования их в Европейский Союз и перехода к новому, более высокому типу интеграции; оценивается возможность использования определенных элементов международно-правовой модели Европейского Союза, включая наднациональность, для функционирования Таможенного союза. Сравнивается институциональная система обоих интеграционных объединений, международно-правовой инструментарий и виды актов, принимаемых Европейским Союзом и Таможенным союзом. Отдельное внимание уделяется выполнению международно-правовых актов Европейским Союзом и Таможенным союзом как международными межправительственными организациями, являющимися субъектами международного права. В заключительной главе проводится сравнительно-правовой анализ международно-правовых моделей Европейского Союза и Таможенного союза в наиболее динамично развивающейся области – сфере технического регулирования.

Монография предназначена для широкого круга специалистов: государственных служащих, научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов, а также для всех, кто интересуется вопросами интеграции в современном международном праве.

Нормативные акты приводятся по состоянию на 1 июня 2012 г.






1. Европейский Союз представляет собой уникальную модель интеграции европейских государств. Эта уникальная модель интеграции основана на международных договорах между государствами, которые создали определенные институциональные рамки[154]. Развиваясь на базе интеграционного сближения Европейских Сообществ, Евратома и ЕОУС (Европейского объединения угля и стали), основа европейской интеграции была заложена именно в учредительных договорах данных организаций.

2. Для развития интеграции государствами – членами Европейских Сообществ была выбрана эволюционная модель сближения, рассчитанная на долгосрочную перспективу. При этом нельзя отрицать, что распад СССР явился своеобразным мощным катализатором перехода Европейских Сообществ в новую фазу интегративного сближения с принятием Маастрихтского договора.

3. Амстердамский договор, а впоследствии и Лиссабонский договор закрепили переход Европейских Сообществ к Европейскому Союзу как международной организации с более высокой степенью централизации и взаимодействия европейских «опор», включая общую внешнюю политику и политику безопасности (ОВПБ) и сотрудничество полиций и судебных органов (СПСО). В то же время, как отмечают ряд ученых, наличие специальных норм об общей внешней политике и политике безопасности в рамках внешнеполитической деятельности ЕС является юридическим атавизмом, они сохранились лишь как результат компромисса в процессе последней реформы ЕС[155].

4. Европейский Союз как объединение государств имеет общую основу системы власти, которая базируется на общепризнанных конституционных ценностях, таких как свобода, демократия, уважение к основным правам и свободам человека, правовое государство[156]. Системная реорганизация Европейских Сообществ предопределила и переход к более централизованной институциональной системе органов Европейского Союза и нормативному обеспечению функционирования ЕС. Отмечается тенденция, в соответствии с которой «исполнение полномочий и деятельность институтов Европейского Союза влияет на распределение полномочий среди национальных органов власти. Переход полномочий от наднационального уровня к национальному уровню расширяет функциональные возможности исполнительных органов власти, тем самым ослабляя роль национальных парламентов»[157]. Вместе с тем, как указывает Ф. Ванистендель, «правовая система Европейского Союза охватывает лишь часть общественных отношений. Такие отрасли права, как семейное право, уголовное право, образовательное право, находятся в ведении государств-членов»[158].

В целом, по нашему мнению, активно развивается как и внутренняя работа по оформлению «законодательства ЕС», так и деятельность по реализации международной правосубъектности ЕС, наделенного правом заключать международные договоры от имени Европейского Союза.

Интересную классификацию внешних связей Европейского Союза выделил П. А. Калиниченко. По его мнению, «в зависимости от характера и содержания соглашений ЕС с третьими странами следует выделить такие формы, как сотрудничество, партнерство и ассоциация. Эти формы определяются, как правило, на конвенциональной основе, т. е. в международных соглашениях ЕС, и исключительно в соглашениях с независимыми государствами. Эти же формы существуют и в отношениях ЕС с международными организациями.

Сотрудничество представляет собой наиболее простую форму отношений ЕС с третьими странами. Соглашения ЕС о сотрудничестве могут заключаться на основе предоставленной ему компетенции с любой независимой третьей страной, они не содержат интеграционных целей и мер. Организационные структуры (если такие учреждаются) подобных соглашений наделяются координационно-консультативными полномочиями.

Партнерство является формой отношений более высокого уровня, чем сотрудничество. ЕС устанавливает партнерство с теми третьими странами, которые разделяют принципы деятельности ЕС на международной арене. Соглашение о партнерстве может предусматривать интеграционные цели и преференциальный режим в торговых и иных отношениях с третьей страной. Соглашения о партнерстве предполагают наличие организационной структуры, наделенной координационно-консультативными полномочиями.

Ассоциация является самой сложной формой отношений ЕС с государствами, не являющимися его членами. Ассоциация характеризуется взаимными правами и обязанностями, совместными действиями и особыми процедурами. Суд ЕС в своей практике специально подчеркивает, что «соглашение об ассоциации создает специальные, привилегированные связи с государством, не являющимся членом, которое должно, по крайней мере, в определенной степени участвовать в системе ЕС». В отличие от сотрудничества и партнерства, установление ассоциации возможно только на основе соглашения. Соглашение об ассоциации предусматривает интеграционные цели вплоть до вступления третьей страны в ЕС, создание зоны свободной торговли и максимальной либерализации движения лиц, услуг и капиталов между ними. Соглашение об ассоциации всегда имеет организационную структуру и может наделять ее, кроме координационно-консультативных полномочий, полномочиями по изданию обязательных актов, которые будут иметь прямое действие в правопорядке ЕС»[159].

В то же время принятое 24 июня 1994 г. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими Сообществами и их государствами-членами, с другой стороны[160] (далее – Соглашение о партнерстве и сотрудничестве от 24 июня 1994 г.), в значительной степени устаревшее, на наш взгляд, не привело к созданию форм партнерства в указанном юридическом понимании, скорее можно говорить о продвинутом сотрудничестве. Не в полной мере можно говорить и о стратегическом партнерстве между Россией и ЕС, поскольку стратегия основополагающих направлений развития, в том числе и внешнеполитической линии, зачастую расходятся у Российской Федерации и Европейского Союза[161].

5. Основа устойчивости и стабильности Европейского Союза во многом обеспечивается за счет активно функционирования принципа верховенства европейского права и его приоритетного применения в государствах – членах ЕС на основе принципа субсидиарности. При этом признание наднационального характера европейского права, как «первичного», так и «вторичного», позволяет говорить о возможностях дальнейшего углубления интеграции. «Серьезные успехи ЕС в осуществлении гармонизации и унификации права в тех областях, где попытки добиться введения единообразных норм международными универсальными организациями терпят провал, обусловлены тем, что ЕС наделен широкой правосубъектностью. Сочетание элементов и начал межнационального и наднационального правотворчества и сложность внутренней структуры ЕС обусловливают своеобразие европейского права. С точки зрения условий и порядка формирования и места, занимаемого в общей иерархии норм европейского права, все они подразделяются на три, хотя и не вполне равные объему и значимости, группы: нормы первичного (или основополагающего) права; нормы вторичного (или производного) права; нормы третичного (или дополнительного права).

Правовые нормы, закрепленные в учредительных договорах, образуют конституционную основу, фундаментальную базу Европейских Сообществ и ЕС – первичное право. На базе правовых установлений первичного права формируются и вводятся в действие нормы вторичного права. Эту группу образуют те правовые нормы, которые издаются в качестве юридических предписаний институтами ЕС. Нормы вторичного права обеспечивают: реальное функционирование ЕС; свободу перемещения лиц, товаров, услуг, капиталов; общий рынок и свободу конкуренции на нем»[162]. При этом можно согласиться с мнением ученых о том, что после распада СССР Европейский Союз демонстрирует максимально явное и реальное верховенство европейского права над законодательством отдельных государств-участников. Кроме того, процесс правотворчества в рамках ЕС имеет свою собственную динамику, а масштабы имплементации «европейских» норм в национальное законодательство и юридическую практику возрастают сегодня в экстраординарном порядке[163].

6. Европейский Союз является признанным лидером по масштабам интеграционных процессов, по степени открытия границ между входящими в него государствами. Именно в этом контексте – либерализации трансграничных отношений – право ЕС служит моделью для аналогичных по целям организаций и документов в других регионах земного шара, включая территорию бывшего СССР. Иными словами, рецепиентом права ЕС становится не какое-то отдельное третье государство, а целая группа государств, которые хотят использовать опыт права ЕС для создания между собой пространства без внутренних границ и создают с этой целью интеграционную организацию[164]. Западноевропейские государства связаны прочными узами общего европейского права, общими интеграционными институтами, сосредоточившими в своих руках определенную часть национального суверенитета[165]. При этом государства – члены Европейского Союза уступили часть своего суверенитета и передали его институтам ЕС в целях осуществления интеграции государств-членов в политической и экономической областях, создания единого рынка на основе свободного движения капиталов, рабочей силы, услуг[166].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Международно-правовые модели Европейского Союза и Таможенного союза: сравнительный анализ"

Книги похожие на "Международно-правовые модели Европейского Союза и Таможенного союза: сравнительный анализ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Морозов

Андрей Морозов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Морозов - Международно-правовые модели Европейского Союза и Таможенного союза: сравнительный анализ"

Отзывы читателей о книге "Международно-правовые модели Европейского Союза и Таможенного союза: сравнительный анализ", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.