» » » Л. Панкова - Политология. Вопросы и ответы


Авторские права

Л. Панкова - Политология. Вопросы и ответы

Здесь можно купить и скачать "Л. Панкова - Политология. Вопросы и ответы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, социальное, издательство Литагент «Юриспруденция»f52f92f6-56d8-11e5-8380-0025905a0812, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Л. Панкова - Политология. Вопросы и ответы
Рейтинг:
Название:
Политология. Вопросы и ответы
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-9516-0373-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Политология. Вопросы и ответы"

Описание и краткое содержание "Политология. Вопросы и ответы" читать бесплатно онлайн.



В издании в форме вопросов и ответов изложены основные темы учебной дисциплины «Политология». Структура и содержание соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта для специальности 0211000 «Юриспруденция».

Для студентов юридических вузов и факультетов. Может быть использовано также студентами, обучающимися по специальностям «журналистика», «социология», «психология», «культурология», «история» и др.






Т. Гоббс – знаменитый политический философ, с поразительной проницательностью давший образ государства (Левиафана), которое вобрало в себя все страсти людей, для того чтобы погасить их разнонаправленность и конфликтность и установить порядок, основанный на авторитете. Левиафан – имя мифического морского чудища, упоминаемого в библейской книге Иова. Знаменитая книга Т. Гоббса для того и озаглавлена этим именем, чтобы сделать наглядным и очеловеченным образ государства. Государство у него выступает как «искусственный человек», перенявший все страсти множества людей – «сынов гордости» и в лице правителя ставший ограничителем человеческих страстей и гарантом порядка. В политической жизни этому образу соответствовала абсолютная монархия.

Но, если этот правитель, а не Бог и не абстрактная империя, являются подлинным субъектом государственного суверенитета, то необходимо решать вопрос о практической организации власти такого правителя, чему посвящают свои труды Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ф. Вольтер. Разделение властей как раз тот искомый политический механизм, который заменяет абсолютную монархию. Шарль Луи Монтескье (1689–1755) разрабатывал теорию разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Франсуа Вольтер, поборник свободы слова, равенства граждан перед законом, пропорционального имуществу налогообложения излагает принципы конституционной монархии, а затем становится сторонником республиканской формы правления.

Развитие капитализма, с его апологией частной собственности, свободной конкуренции и частной инициативы, требовало создания новой политической и правовой системы. Возникает либерализм – направление политической мысли, фундамент которого заложен трудами А. Смита, И. Канта, Б. Констана, И. Бентама, Г. Спенсера, Д.С. Милля, А. де Токвиля, А. Гумбольда, Т. Пейна, Дж. Вашингтона, Э. Мэдисона. Либерализм усвоил кантовскую идею нравственно свободной личности, не зависимой от насилия со стороны других и в то же время несущей бремя моральной ответственности. А. де Токвиль (1805–1859) исследовал исторический генезис и перспективы демократии, искал общественное устройство, помогающее выжить в жестоком мире. Его книга «Демократия в Америке» (30-е гг. XIX в.) открывает в обществе США нравственные принципы для перестройки этого мира – его демократическое начало, влияющее на политическую жизнь, практическое разделение власти, деятельность партий, местное самоуправление, общины, добровольные ассоциации. Токвиль отмечает значение сравнения для политического исследования: «Разум, не имеющий почвы для сравнений, пребывает в растерянности».

Возникает и направление политической мысли, озабоченной негативными проявлениями первоначального накопления, ростом социальной поляризации (Ж. Мелье, Г. Мабли, Г. Бабеф, Т. Мор, Т. Кампанелла, А. Сен-Симон, Р. Оуэн, Ш. Фурье и др.). Эти мыслители искали путь нейтрализации пороков капитализма; их учение получит название утопического социализма.

Политические учения эпохи империализма, войн и социалистических революций (вторая половина XIX в. – первая половина XX в.)

Во второй половине XIX в. политическая мысль сделает шаг вперед к созданию уже подлинно научных произведений о политике. Один из недостатков прежних теорий был в том, что политическое отождествлялось с учением о государстве, этическими и историческими экскурсами в правление различных государей. Преодолению этого недостатка способствовала идейно-политическая борьба между либерализмом, консерватизмом, а затем и социализмом.

В политической области продолжает развиваться либерализм, основывающийся на признании конституционализма, прав человека, свободы выбора занятий, слова, печати, свободы конкуренции. Поэтому свобода индивида и его социальная ответственность неразрывны. Идеям либерализма противостоял консерватизм, с идеей сохранения исторически сформировавшихся форм общественной жизни, ее морально-правовых институционализированных и неинституционализированных оснований (религии, брака, семьи, собственности, авторитета, правления, сословного управления). Консерватизм начинает усиливаться в периоды исторических поворотов, когда общественное сознание, сосредотачиваясь на прошлом, идеализирует его, сравнивая с настоящим. В консерватизме всегда оставалось здоровое зерно традиционализма, призывающего сохранять все хорошее, что можно сохранить от прошлого, что придает устойчивость и стабильность, особенность того или иного народа.

На базе утопического социализма, а также на философском и политическом учении Г.В.Ф. Гегеля и Л. Фейербаха, на основе идей классовой борьбы Гизо и Тьерри, экономических идей А. Смита, Д. Рикардо сформировался марксизм. В учении К. Маркса и Ф. Энгельса разработана политическая теория борьбы за власть трудящихся, в которой гегемоном становится пролетариат. Социализм вместе с либерализмом и капитализмом стали основными политическими теориями второй половины XIX–XX вв., на базе которых сформировались соответствующие авторитетные идеологии. Идеи социализма, в том числе в марксистской форме, оказались очень притягательны, проявившись в революциях 1848 и 1871 гг. во Франции, в России в 1905 и 1917 гг., в Германии в 1918 г., в Мексике в 1910 г., в восточноевропейских странах в 1945–1948 гг., в Китае, Вьетнаме, на Кубе и в некоторых других странах. В марксизме роль политического учения играл исторический материализм. В европейских странах и США развивались различные течения западного марксизма, развивавшие идеи А. Грамши, что проявилось в учении венгерского ученого Д. Лукача.

Либеральные идеи ориентировали на исследование демократии и различных демократических процедур, а также тех механизмов, которые мешали демократии. Бурная политическая жизнь, характерная особенно для США, стимулировала политические исследования, профессионализацию политологии. Практика голосования, развитие политической публицистики в США давала обширный и интересный материал для обобщения. Американские политологи живо откликались на требования времени, исследуя причины и механизмы злоупотреблений на выборах, проведение корпоративных экономических интересов через такие центры принятия решений, как правительство и парламент. Изучались группы интересов, или давления (лоббисты), неформальные центры принятия решений (теневые кабинеты). В значительной степени это наряду с интеграцией идей и достижений российских, германских, австрийских и других европейских ученых, эмигрировавших в США в 20–30-е гг. предопределяло передовые позиции американских исследователей. Центр развития политической науки переместился из Европы в США, где особенно важную роль сыграл Чарльз Мерриам (1874–1953) – основатель бихевиористского направления в политологии.

Школа, созданная им в Чикагском университете в 20–40-х гг. XX в., сумела поддержать стратегию междисциплинарных исследований применением количественных измерений в политологии. Книга Мерриама «Современное состояние политической науки» отличалась языком, который характеризовал новый уровень – уровень практической и прикладной политологии. Ч. Мерриам пробовал себя в роли кандидата в мэры крупного города Чикаго, занимался политической пропагандой, создавал центр по финансированию прикладных политических исследований сначала при департаменте образования Чикаго и Чикагском университете, затем на уровне США. Он вместе с Г. Госнеллом применил методы контрольного квотирования для изучения установок 6 тыс. чикагских избирателей во время выборов мэра Чикаго в 1923 г., и президентских выборов в США в 1948 г. Его последователь Гарольд Лассуэлл (Лассвелл, 1902–1979) в возрасте от 20 до 40 лет успел опубликовать 6 новаторских книг, используя метод Мерриама и применяя подход политической психологии. В монографии «Технология пропаганды в мировой войне» (1927) он ввел в научный оборот метод использования массовой коммуникаци. Ученый издает также монографии «Психопатология и политика» (1930), «Мировая политика и личная незащищенность» (1935), «Политика: что, где, когда и как получает» (1936), «Мировая революционная пропаганда: чикагское исследование» (1939). Он работал в министерстве юстиции во время Второй мировой войны, изучая пропаганду противника. Чикагская школа политологии заложила традиции действительно прикладного научного подхода к политическим процессам и системам. Особенно интенсивно это было использовано во Второй мировой войне.

Политические идеи послевоенной эпохи (1945 – конец 80 х гг. XX в.)

В послевоенный период в политической науке произошли кардинальные сдвиги. «Холодная война» ожесточила идеологическую борьбу между капиталистическим и социалистическим блоками. Помимо чистых научно-исследовательских интересов, довлели и интересы идеологии. Либерализм в различных его вариациях стал идейной основой, влиявшей на направления политических исследований. В США ему придавали антикоммунистическую направленность. Многие политологические исследования, особенно в области пропаганды, пришлись «ко двору». Щедро финансировались многочисленные советологические центры, изучавшие социалистические страны. Со своей стороны, СССР и другие социалистические страны вели идеологическую борьбу с западными советологами в рамках политической экономии, философии исторического материализма, теории научного коммунизма. Коммунистические и рабочие партии капиталистических стран проводили исследования в области социальных наук (особенно в Италии, Франции, ФРГ). Довольно популярными стали, особенно в 60–80-е гг., также последователи западного марксизма, которые искали пути демократизации социализма или «третьего пути» (Н. Пулантзас, Л. Альтюссер, Ж.-С. Сартр, Г. Маркузе, М. Мерло-Понти, У. Аутвейт, Р. Бхаскар и др.). Идеи социализма развивались также идеологами социал-демократических партий Европы, где работали специальные исследовательские институты и фонды.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Политология. Вопросы и ответы"

Книги похожие на "Политология. Вопросы и ответы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Л. Панкова

Л. Панкова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Л. Панкова - Политология. Вопросы и ответы"

Отзывы читателей о книге "Политология. Вопросы и ответы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.