» » » Л. Панкова - Политология. Вопросы и ответы


Авторские права

Л. Панкова - Политология. Вопросы и ответы

Здесь можно купить и скачать "Л. Панкова - Политология. Вопросы и ответы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, социальное, издательство Литагент «Юриспруденция»f52f92f6-56d8-11e5-8380-0025905a0812, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Л. Панкова - Политология. Вопросы и ответы
Рейтинг:
Название:
Политология. Вопросы и ответы
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-9516-0373-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Политология. Вопросы и ответы"

Описание и краткое содержание "Политология. Вопросы и ответы" читать бесплатно онлайн.



В издании в форме вопросов и ответов изложены основные темы учебной дисциплины «Политология». Структура и содержание соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта для специальности 0211000 «Юриспруденция».

Для студентов юридических вузов и факультетов. Может быть использовано также студентами, обучающимися по специальностям «журналистика», «социология», «психология», «культурология», «история» и др.






6. Информационные основания: СМИ, системы получения и переработки разведывательной информации, международные и национальные компьютерные сети. Информационные ресурсы – технические и другие негуманитарные профессиональные знания, информация, которая благодаря новейшим системам их обработки, анализа и распространения становятся приоритетной ценностью.

Ресурсы власти можно также разграничить на:

а) организационные – ресурсы, которые направляются на создание оптимальных организационных структур управления, гарантирующих быстрое прохождение приказа до исполнителя и обеспечение надежного контроля;

б) поощрительные – материальные и социальные блага, с помощью которых власть «подкармливает» определенные слои населения и политиков;

в) принудительные – комплекс мер административного воздействия и угрозы санкций при невыполнении приказа;

г) нормативные – средства воздействия на ценностные ориентации и морально-этические нормы объектов власти.

Основные подходы к определению политики

Выяснение содержания такого понятия, как «политическая жизнь общества», помогает уяснить, что понятие «политическая жизнь» шире, чем понятие «политика». Переход от понятия «политическая жизнь» к концентрированному понятию «политическая власть» приближает к определению сущности политических явлений. Сущность какого-либо явления – это основное, главное в его характеристике, то, что часто ускользает от видимого, поддающегося наблюдению, подсчету, но выявляется путем логических обобщений. Сущность политики – это ее наиболее краткая и в то же время емкая характеристика, выявляющая главный признак (критерий).

Определить сущность политики довольно трудно. Поэтому, анализируя политику, часто выделяют важные стороны общественной жизни, связанные с осуществлением политической власти. Например, политику трактуют как:

а) «применение власти» одними субъектами, чтобы заставить других субъектов производить действия, соответствующие интересам первых субъектов (М. Вебер, Р. Даль, М. Дюверже и др.);

б) «ограниченное применение социальной власти», иначе власть становится неограниченной и вырождается в грубую силу, т. е. выходит за пределы политики (Р.И. Гудин, Х.-Д. Клингеман);

в) «осуществление господства» одних групп, представляющих интересы большинства населения, над другими группами, оказавшимися в меньшинстве (в оппозиции); господство реализуется через политическую организацию, называемую государством, осуществляющим контроль за людьми и организациями (К. Маркс, М. Вебер);

г) «способность разрешать конфликты» между классами, сословиями, партиями, общностями, носителями власти (внутренняя политика), между государствами и международными организациями (внешняя, или международная, политика);

д) «распределительную деятельность», т. е. распределение благ (Г. Лассуэлл);

е) «активность» (деятельность, поведение), затрагивающую общественные, групповые и частные интересы значительных групп людей, стремящуюся к эффективному выражению (артикуляции), соединению в программе (агрегированию) и представлению интересов каких-либо значимых общественных сил.

Все эти подходы тем не менее не позволяют до конца определить сущность политического.

К. Шмитт о сущности политики

Сущностное определение политики попытался раскрыть известный германский юрист Карл Шмитт, который внес большой вклад также в развитие политологии. Каждое из определений политики, учитывающее отдельные проявления общественной жизни, раскрывает только один из признаков политики, не позволяя, а порой и затрудняя выявление сущностного, основного. Размышляя об этом, К. Шмитт пришел к выводу, что необходимо найти критерий, объясняющий выделение специфической и характерной именно для политики противоположности (полярности) парных понятий. По его мнению, только такие парные (полярные) понятия, указывая на размещение всех явлений в определенном пространстве между противоположными полюсами, выявляют характер изучаемого явления как экономического, или политического, или религиозного, или этического и т. д. Таким образом, создается возможность для того, чтобы отличить политическое от других сфер. Парными полярными понятиями определяется сущность также экономического (выгода и издержки, рентабельное и нерентабельное), социального (богатство и бедность, общий интерес и частный), этического (добро и зло), эстетического (прекрасное и безобразное), религиозного (рай и ад, греховность и покаяние, спасение и чистилище, святость и мир), научного (истина и ошибочное суждение, пропонент и оппонент).

В качестве критерия для различения политического К. Шмитт выделил пару таких полярных понятий, как «друг» и «враг». Именно эти понятия позволяют понять, каким образом концентрируется власть, кем и против кого она направляется, как усиливается ассоциация (объединение сил) для ведения борьбы против определенных социальных сил. Причем понятие «враг» в политике не понимается как личный враг с отрицательными характеристиками, стремлением к кровной мести и т. п. Речь идет об определенном ассоциированном образовании (объединении социальных сил), цели или действия которых становятся политикой, в той степени, в какой они направлены на завоевание государственной власти, ее существенное ослабление в противовес другим объединяющимся социальным силам.

«Враг» в политике также не должен отождествляться с понятием «военный враг». Определенный народ, партия, регион, государство открыто или нелегально, интенсивно или постепенно действует мирными средствами против другого народа, партии, региона или государства. Такие действия активизируют деятельность по выявлению ресурсов, объединению или согласованию интересов, представлению их как общих, созданию собственных союзов и ослаблению, разрушению чужих союзов, появление других мер с целью противостояния политическому врагу.

Такой взгляд позволил К. Шмитту подойти к пониманию универсальной абстрактной сущности политики, найти определение первичного понятия политики как организационной и регулятивно-контрольной сферы общества, основной в системе других сфер: экономической, идеологической, правовой, культурной, религиозной. Позднее данный подход к определению сущности политического получит подтверждение в работах других социологов, политологов и юристов (Р. Дарендорф, И. Шумпетер, М. Дюверже и др.). Причем Й. Шумпетер попытается провести прямую аналогию между политикой и войной.

Содержание политики

Сущностный признак политики, по мнению К. Шмитта, заключается в признании взаимодействия двух противоположностей – «друга» и «врага». «Политическое не означает никакой собственной предметной области, но только степень интенсивности ассоциации или диссоциации людей, мотивы которых могут быть религиозными, национальными (в этническом или культурном смысле), хозяйственными или мотивами иного рода и в разные периоды они влекут за собой разного рода соединения и объединения». (см. Шмитт К. Понятие политического// Вопросы социологии. 1992. Т. 1. 1. С. 35–67).

Таким образом, К. Шмитт под политикой понимает такое состояние общества, при котором обеспечивается единство многообразия взаимовлияний различных институциональных и неинституциональных, государственных и негосударственных элементов. В этом единстве выделяются узловые содержательные аспекты, характеризующие проявления политической власти. Взаимовлияния эти динамичны, взаимопереходящи, или, как говорят ученые, транзиторны. Различные объединения и разъединения политических сил возникают в результате политизации экономических, социальных, религиозных, национальных, экологических и других вопросов. Причем только тогда, когда возникает социально значимый интерес, связанный с осуществлением политической власти, и возрастает интенсивность взаимодействий, перегруппировка сил, объединение и разъединение.

Приведем пример. В Нижегородской области исчезают народные промыслы. Сами по себе они далеки от политики. Но данная проблема приобретает политический характер, ибо возникает опасность, что навсегда могут быть утеряны секреты васильевской резьбы и литья куликовских колокольцев, конкурировавших в свое время с валдайскими колоколами. На грани ликвидации находится знаменитая Ковернинская фабрика хохломской росписи. Попытки отдельных людей объединить свои усилия в поддержку народных промыслов могут стать составной частью более широкого движения за решение острых проблем провинции, которое неизбежно приобретет политический характер. Такое движение так или иначе обозначит «врага», т. е. определенную силу, препятствующую решению этого вопроса.

Но, конечно, наиболее ярко содержание политики как взаимодействие «врага» и «друга» проявляется в ходе избирательных кампаний и в деятельности депутатских фракций парламента. Наиболее острое противостояние противоположных политических сил, подчас переходящее в вооруженное столкновение, связано с переходными эпохами в жизни общества и государства (Великая Французская буржуазная революция, Октябрьская социалистическая революция и др.). Об этом свидетельствуют факты международной жизни и внешней политики (военные действия против бывшей Югославии и Ирака).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Политология. Вопросы и ответы"

Книги похожие на "Политология. Вопросы и ответы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Л. Панкова

Л. Панкова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Л. Панкова - Политология. Вопросы и ответы"

Отзывы читателей о книге "Политология. Вопросы и ответы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.