Елена Майорова - Викарии Христа: папы Высокого Средневековья. С 858 г. до Авиньонского пленения

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Викарии Христа: папы Высокого Средневековья. С 858 г. до Авиньонского пленения"
Описание и краткое содержание "Викарии Христа: папы Высокого Средневековья. С 858 г. до Авиньонского пленения" читать бесплатно онлайн.
Книга посвящена драматическому пути становления и возвышения папства — общественного, политического и духовного института, сыгравшего огромную роль в жизни средневековой Европы, часто созидательную, иногда разрушительную.
Российскому читателю более известны колоритные фигуры римских пап эпохи Ренессанса: Сикста IV, Льва X, Александра VI Борджиа. Однако именно папы Высокого Средневековья, переживая то головокружительные взлеты, то гибельные падения, подготовило почву для европейского Возрождения.
Римские понтифики, «викарии Христа», независимо от личных склонностей и характеров, вели упорную борьбу за власть и влияние с самыми могущественными государями своего времени. Честный человек и беспринципный интриган, бешеный честолюбец и благочестивый аскет, взойдя на трон Св. Петра, одинаково стремились к единой цели — возвышению Римской церкви.
О некоторых папах написаны толстые монографии, о других известно только имя. Какими были эти люди, вершившие судьбу Европы, что за способы использовали они в тайной войне за всемирное господство? Рассказ об этом — захватывающая, почти детективная история, которая увлечет всех, кому интересны загадки прошлого человечества.
Папа был сторонником сближения Западной и Восточной империй и принял участие в подготовке договора, который должен был быть скреплен браком Отгона II и византийской царевны. Но византийский император[25] смотрел с тревогой на восстановление Западной империи и на возраставшее в Италии могущество германского короля, вассалами которого уже стали государи Беневента и Капуи. Искавшие спасения в бегстве сыновья Беренгара обрели приют в Константинополе и легко могли начать войну из Калабрии.
На этот раз соглашение о династическом браке достигнуто не было.
Наряду с традиционными связями понтифик заботился о распространении христианства на новых территориях. Иоанна можно считать одним из первых пап, начавших из далекого Рима христианизацию бодричей — славянских племен, занимавших земли Мекленбург и восточный Гольштейн. Населявшие их племена еще в VIII в. объединились с Карлом Великим против саксов, чьи поселения вплотную придвинулись к границам славян. Подчинение восточных соседей составляло важную сторону деятельности германских королей из рода Людольфингов. Теперь Церковь стремилась принести язычникам слово Божье: в Мекленбурге по распоряжению папы была основана архиепископия. И хотя христианские проповедники встречали яростное сопротивление — в 989 и 990 гг. возмутились лютичи и бодричи, — миссионеры продолжали продвижение в польские земли.
В Византии на престол, убив своего предшественника, в Рождество 999 г. вступил Иоанн Цимисхий. Новый император дружески принял послов Отгона I, явившихся с пожеланиями благополучного царствования. Для Отгона II наметилась возможность взять в жены племянницу Цимисхия. Многие современники оспаривали ее царственное происхождение, но родство с правящим императором сделало свое дело. В конечном итоге она стала ценным приобретением для Германии. Нежной высокообразованной девушке, отличавшейся умом и красотой, предстояло провести жизнь среди суровых воинственных саксов в мрачных холодных городах. Зато с женихом ей повезло: белокурому цезарю, полуитальянцу, было семнадцать лет; имея привлекательную наружность, он выглядел совсем юным, но был смел, хорошо образован и обладал богатыми способностями; «в его небольшом теле жила душа героя». В руки этих двух достойных молодых людей отдал состарившийся Отгон будущее империи.
Иоанн XIII повенчал Феофано с Отгоном II Рыжим и одновременно короновал ее в присутствии знатных лиц Германии, Италии и города Рима
Это было одно из последних известных деяний Иоанна XIII: 6 сентября 972 г. он спокойно опочил от мирской суеты.
Его смерть вновь всколыхнула внутренние раздоры, так как римляне, несмотря на утрату ими избирательных прав, все-таки продолжали выставлять своих кандидатов на Св. Престол. В противоположность императорской партии, предложившей кандидатуру Бенедикта, римлянина из знатной семьи германского происхождения, национальная партия выдвинула кардинала Франко, сына Ферруция, который был провозглашен квиритами Бонифацием VII.
Ставленник немцев Бенедикт VI (19.1.973–6.974) принадлежал к знатному роду Гильдебранди-Альдобрандески. Его семейство находилось в вассальной зависимости от императора; представители дома соперничали за влияние в Риме с родом Кресченциев. Отцом Бенедикта был некий Гильдебранд, который в старости выбрал себе духовный путь и к 972 г. стал монахом в одном из монастырей.
В сентябре 972 г., когда скончался папа Иоанн XIII, Бенедикт служил в Риме, будучи кардиналом-диаконом Св. Теодора. Он был избран на апостольский престол в период между сентябрем и декабрем 972 г., но еще некоторое время должен был ждать прибытия императорских посланников, так как престолом римского первосвященника в то время распоряжался император Отгон Великий. За дальностью расстояния императорское утверждение последовало нескоро, и Бенедикт VI был рукоположен только 19 января 973 г. Бенедикт прославился прогерманскими симпатиями; именно это и стало причиной его выдвижения на римскую кафедру.
Сразу же после своего избрания новый папа провёл в Риме синод, на котором был отлучён сбежавший в Константинополь кардинал Франко, провозглашенный ранее папой Бонифацием VII.
За недолгий и трагический период понтификата Бенедикта VI в Церкви всё же произошли важные события. 973 год стал годом обращения в христианство венгров, ставших новым христианским народом Европы. В этом же 973 г. папа по представлению императора Отгона I официально учредил Пражское епископство.
Пока старый император был жив, его властная рука держала римлян в страхе, но великий монарх, сделавший германцев господствующим народом в Европе, умер 7 мая 973 г. Римляне немедленно восстали против прогерманского папы. Возглавил восстание Джованни Кресченций, а духовным лидером восставших стал кардинал Франко. Папу Бенедикта арестовали и бросили в тюрьму, которой владели Кресченций. В Риме не прекращались беспорядки, и церковная жизнь пришла в полный упадок.
Некоторое время спустя по неизвестной причине Бенедикт был освобожден, но ненадолго. По приказу Франко, опиравшегося на военную силу Кресченциев, папу заточили в еще более страшный застенок: замок Святого Ангела. Представитель императора потребовал от его имени освободить папу. В ответ на это в июле 974 г. враги Бенедикта VI задушили его, а тело выбросили в Тибр. Однако сторонники несчастного папы выловили останки и похоронили их в крипте собора Св. Петра.
По смерти папы Бенедикта VI последовал трехмесячный понтификат Домна II (7.974–10.974), от которого практически не осталось сведений. Некоторые историки, занимающиеся ревизией прошлого, заявляют, что такого папы вовсе не было.
Римляне заместили его своим кандидатом Франко Феруччи, принявшим имя Бонифаций VII (антипапа) (6.974–8.974 — первый раз), которого иногда называли просто Франко. Этот честолюбец упорно стремился занять папский престол и в своей деятельности ориентировался не на молодую германскую империю, а на древнюю царственную Византию. Еще в бытность кардиналом он неуклонно поддерживал Никифора Фоку в ходе всех разногласий, возникавших у последнего с Отгоном I. Длительное противодействие Франко-Бонифация Западной империи и его приверженность Константинополю вызвали недовольство немецкой администрации. Он был вынужден бежать из Италии после двух месяцев правления и нашел приют у своих покровителей-греков. Смещенный папа прихватил с собой всю казну Св. Престола, которая помогла ему найти себе сторонников и впоследствии снова занять римскую кафедру.
Вместо покинувшего Рим Бонифация наместник молодого императора Отгона II поставил папой представителя семьи графов Тускулумских, имевшего сан епископа Сутрийского и принявшего имя Бенедикт VII (10.974–10.7.983). Одним из первых действий нового понтифика стало отлучение от Церкви предшественника, громившего его анафемами из Константинополя.
Бенедикт поддерживал политику немецких императоров и был в прекрасных отношениях с епископатом Германии. 18 января 975 г. он пожаловал трирскому епископу Теодору такие же привилегии, какие имел архиепископ Равеннский (например, несение перед ним креста). Ярким проявлением умонастроений этого папы служила горячая приверженность идеям Клюнийской реформы. Аббату клюнийского монастыря — св. Майолу — папа отдал в управление остров Лирина, также являвшийся центром монашеской жизни. Интересно отметить, что св. Майол в 974 г. рассматривался как самый реальный кандидат на римский престол, и лишь его решительный отказ помешал этому избранию.
В 977 г. Бенедикт VII возродил в Риме на Авентине монастырь во имя святых Алексея и Бонифация, принявший монахов-бенедиктинцев из Византийской империи, равно как и монахов-василиан. Таким образом, эта обитель стала неким подобием современного монастыря в Шеветони (Бельгия), где служат по латинскому и по византийскому обрядам[26]. Римский монастырь явился колыбелью, воспитавшей многих миссионеров для обращения славянских земель Европы, а также Африки. Здесь нашел себе приют изгнанный арабами из Дамаска митрополит Сергий, здесь жил и служил св. Войцех, ставший в 982 г. вторым пражским епископом.
Поскольку Рим хранил недобрую память о бурных событиях 973–974 гг., Бенедикт не спешил перебраться в Вечный город. Сначала он поселился со своим двором в знаменитом бенедиктинском монастыре Субиако, затем жил в Равенне и лишь конец понтификата провёл в Риме.
1 апреля 981 г. папа Бенедикт VII направил герцогу франков Гуго Капету буллу, которая ставила аббатство Сен-Валери-сюр-Сомм под непосредственную власть Святого престола. Этой реформе предшествовало перенесению в монастыри аббатства мощей святого Валерия и святого Рихария, которые были похищены графом Фландрским, Арнульфом Великим и, в свою очередь, отняты Гуго у Арнульфа.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Викарии Христа: папы Высокого Средневековья. С 858 г. до Авиньонского пленения"
Книги похожие на "Викарии Христа: папы Высокого Средневековья. С 858 г. до Авиньонского пленения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Елена Майорова - Викарии Христа: папы Высокого Средневековья. С 858 г. до Авиньонского пленения"
Отзывы читателей о книге "Викарии Христа: папы Высокого Средневековья. С 858 г. до Авиньонского пленения", комментарии и мнения людей о произведении.