Елена Майорова - Викарии Христа: папы Высокого Средневековья. С 858 г. до Авиньонского пленения

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Викарии Христа: папы Высокого Средневековья. С 858 г. до Авиньонского пленения"
Описание и краткое содержание "Викарии Христа: папы Высокого Средневековья. С 858 г. до Авиньонского пленения" читать бесплатно онлайн.
Книга посвящена драматическому пути становления и возвышения папства — общественного, политического и духовного института, сыгравшего огромную роль в жизни средневековой Европы, часто созидательную, иногда разрушительную.
Российскому читателю более известны колоритные фигуры римских пап эпохи Ренессанса: Сикста IV, Льва X, Александра VI Борджиа. Однако именно папы Высокого Средневековья, переживая то головокружительные взлеты, то гибельные падения, подготовило почву для европейского Возрождения.
Римские понтифики, «викарии Христа», независимо от личных склонностей и характеров, вели упорную борьбу за власть и влияние с самыми могущественными государями своего времени. Честный человек и беспринципный интриган, бешеный честолюбец и благочестивый аскет, взойдя на трон Св. Петра, одинаково стремились к единой цели — возвышению Римской церкви.
О некоторых папах написаны толстые монографии, о других известно только имя. Какими были эти люди, вершившие судьбу Европы, что за способы использовали они в тайной войне за всемирное господство? Рассказ об этом — захватывающая, почти детективная история, которая увлечет всех, кому интересны загадки прошлого человечества.
Было вполне естественно, что во Франции, где Геласий нашел себе приют, единогласный выбор всех шести прибывших с ним кардиналов пал на француза Гвидо, и не подлежало сомнению, что этот выбор найдет поддержку у Людовика VI Французского, женатого на племяннице претендента Аделаиде. Бургундский принц был давно известен как один из самых страстных противников Генриха V; он оказался достойным преемником Григория VII и его дела.
В отличие от своих предшественников Гвидо не принимал монашеского чина и на папский престол взошел, будучи архиепископом Вьеннским. Вечный город не одобрил форму выборов — не в Риме и не римлянами, — но не их суть. Римляне согласились принять Каликста II, признавая его энергию, происхождение и другие несомненные достоинства.
Но что делать с антипапой Григорием VIII, защитником которого выступал Бруно Трирский с отрядом германцев? Архиепископ Бруно в союзе с Франджипани мужественно оборонял Рим от норманнов Роберта Капуанского. Будь у него побольше золота, неизвестно, за кем осталась бы победа. Но денег, чтобы подкупить колеблющихся, не хватало, и императорская партия после нескольких штурмов вынуждена была отступить с Григорием VIII в Транстевере. С приближением Каликста антипапа окончательно потерял власть над изменническим Римом и бежал в укрепленный город Сутри. Он умолял своих сторонников не сдавать замка Св. Ангела и базилику Св. Петра, но Пьерлеоне нашли к ним доступ «с помощью золотого ключа».
Нормандцы помогли новому папе в осаде г. Сутри, где находился антипапа Григорий VIII. Каликст вынудил жителей выдать своего соперника, которого распорядился подвергнуть публичному поруганию. «Бурдина одели в необработанную и еще сохранившую кровь козлиную шкуру, затем посадили этого горбатого антипапу, или скорее даже — антихриста, на горбатого верблюда и провели его по королевской дороге через центр города, чтобы все видели его позор, и так отомстили ему за бесчестие Церкви. Затем, по приказу владыки папы Каликста, его осудили на вечное заточение в горах Кампании, около Монте-Кассино. Чтобы сохранить в памяти столь поразительный акт возмездия, они нарисовали в дворцовой часовне картину о том, как он простирается ниц под ногами папы».
В 1119 г., едва заняв престол святого Петра, Каликст II собрал в Тулузе Собор, на котором первый раз отлучил от Церкви сторонников ереси; их стали именовать «тулузскими еретиками», или альбигойцами, поскольку и в Альбижуа ересь была опасно распространена. Сами они называли себя «катарами» — «чистыми», и пользовались почти всеобщей поддержкой. Каликст настаивал на том, чтобы в деле искоренения ереси епископам помогала светская власть.
Наиболее блестящий из французских епископов, человек большого ума и твердого характера, Каликст создал себе известность решительными действиями в борьбе за инвеституру.
С нетвердыми и колеблющимися папами Генрих V мог вести свою игру, но не таков был Каликст II. В лице этого бургундского аристократа император обрел равного соперника.
Когда в переговорах между папой и императором произошла заминка, причем не по вине последнего, папа прибегнул к крутой мере. В день закрытия Реймсского собора понтифик произнес речь, в которой призывал всех, ввиду возникших разногласий, к единству и повиновению апостольскому престолу. Затем епископам и аббатам были розданы 427 зажженных свечей, и папа торжественно произнес имена тех, кого Церковь подвергала проклятию; на первом месте стояло имя императора Генриха V. После этого папа и все прелаты бросили горящие свечи на пол себе под ноги и затоптали фитили.
Каликст торжествовал, принимая изъявления покорности от всех стран католического мира. С Францией и Англией установились прекрасные отношения. Даже наиболее преданные Генриху V германские епископы подчинились волевому папе.
Число приверженцев императора уменьшалось с удивительной быстротой. Замещение епископских вакансий совершалось помимо его воли. Новые епископы отрекались от заблуждений императора и его антипапы, произнося при вступлении в должность: «Предаю анафеме всякую ересь, в особенности же ереси генрихову и бурдинову, а также всех последователей их. Обещаю повиноваться святой Римской церкви и вселенскому папе, господину Каликсту, а также католическим наследникам его, утверждая, что они утверждают, и осуждая, что они осуждают».
Самым важным деянием Каликста II было заключение с Генрихом V Вормсского конкордата, положившего конец пятидесятилетнему спору за инвеституру.
* * *Вормский конкордат
23 сентября 1122 г. Вормсский конкордат был торжественно объявлен перед большим стечением народа на равнине Лобвизен под Вормсом. Король отказался от инвеституры кольцом и посохом и признал за церквями империи право на каноническое избрание и свободное посвящение в сан. Конкордат состоял из двух частей, из императорской и папской грамот. Императорская содержала следующие положения: «1. Я, Генрих, Милостью Божьей верховный император римлян… отказываюсь от инвеституры со вручением перстня и посоха и разрешаю в каждой церкви моей страны и моей империи совершать каноническое избрание и свободное посвящение». Согласно пункту 2, император возвращал папе отобранные им во время борьбы за инвеституру владения и суверенные права, а также (пункт 3) вообще все церковные блага и имущество; в пункте 4 он обещает примириться с папой и с Церковью. Пункт 5 содержит обязательство вооруженной защиты папы: «во всех делах, в которых Святая Римская церковь попросит о моей помощи, я окажу верную помощь»…
Первый пункт папской грамоты провозглашает: «Я, епископ Каликст, слуга слуг Бога, тебе, любимому нашему сыну Генриху… дозволяю, чтобы избрание тех епископов и аббатов Тевтонского королевства, которые находятся во владениях твоего королевства, производилось в твоем присутствии, без симонии или насилия, и если возникает какой-либо спор, то на основании совета или суждения архиепископа и епископов провинций ты даешь свое согласие более влиятельной стороне. А избранный получает от тебя регалии (без всяких требований) в виде скипетра и исполняет все связанное с этим в соответствии с правом».
Эта «presentia regis» («присутствие короля») хотя и не предоставляла определенных правовых полномочий, но фактически давала возможность королю проявить свое влияние. При наличии разногласий во время выборов король должен был согласно совету или мнению обладающих компетенцией митрополитов и замещающих их епископов отдать свой голос за находящегося в правах кандидата («sanior pars» — «более основательного»). Кроме того, посредством скипетра он наделял избранного кандидата регалиями. В Германии такая светская инвеститура должна была предшествовать церковному посвящению. В Бургундии же и в имперской части Италии император давал светскую инвеституру только в течение полугода после церковной. В Папской области конкордат не имел силы.
Вормсский конкордат, став своего рода компромиссом, положил конец пятидесятилетней борьбе. Мир был достигнут путем уступок с обеих сторон. Германская королевская власть отказалась от важных прав и вынуждена была принести в жертву традиционную систему имперской Церкви. Но неверно было бы только на этом основании считать Вормсский конкордат поражением светской власти. Несмотря на отказ от инвеституры кольцом и посохом, королевской власти в Германии удалось сохранить свое влияние на замещение высших церковных должностей. Епископы и имперские аббаты в будущем являлись лишь вассалами короля, подобно прочим князьям. Имперская Церковь была полностью включена в систему ленного права.
Иначе складывались отношения в имперской Италии и Бургундии. Здесь церкви фактически были выведены из-под влияния королевской власти. Наделение королем инвеститурой посредством регалий после завершенного посвящения в сан имело всего лишь формальный характер. Нельзя было, однако, недооценивать моральную победу Церкви: хотя и не осуществились полностью требования Григория VII, было устранено господство германской королевской власти над папством, был, так сказать, перекрыт путь к церковному государству через епископства Северной Италии.
Но ни одна из сторон не считала вормсский компромисс окончательным.
Между делом Каликст решил участь Григория VIII. После многомесячного заключения он приказал выколоть глаза и кастрировать старого кардинала, который имел несчастье, причем не по своей воле, быть избранным на трон св. Петра. Антипапа не пережил издевательства и скончался в 1121 г.
На Латеранском Вселенском соборе 1123 г. папа еще раз торжественно подтвердил Вормсский конкордат. Но воспринимался этот договор по-разному: и папа, и император полагали, что одержали верх над соперником. Каликст же сделал уступку лично Генриху V, а с его смертью считал себя свободным от обязательств.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Викарии Христа: папы Высокого Средневековья. С 858 г. до Авиньонского пленения"
Книги похожие на "Викарии Христа: папы Высокого Средневековья. С 858 г. до Авиньонского пленения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Елена Майорова - Викарии Христа: папы Высокого Средневековья. С 858 г. до Авиньонского пленения"
Отзывы читателей о книге "Викарии Христа: папы Высокого Средневековья. С 858 г. до Авиньонского пленения", комментарии и мнения людей о произведении.