» » » Ирина Лешутина - Риторика. Искусство публичного выступления


Авторские права

Ирина Лешутина - Риторика. Искусство публичного выступления

Здесь можно купить и скачать "Ирина Лешутина - Риторика. Искусство публичного выступления" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, личное, издательство Литагент «Претекст»b4833b59-3145-11e5-93a0-0025905a0812, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ирина Лешутина - Риторика. Искусство публичного выступления
Рейтинг:
Название:
Риторика. Искусство публичного выступления
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-98995-044-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Риторика. Искусство публичного выступления"

Описание и краткое содержание "Риторика. Искусство публичного выступления" читать бесплатно онлайн.



В книге освещаются основные вопросы теории риторики и практики публичных выступлений, делового общения, культуры и искусства речи. Особое внимание уделяется методам подготовки различных публичных выступлений, а также умению вести конструктивный диалог и дискуссию. Она может служить учебным пособием, нацеленным на формирование практических навыков и эффективное повышение общей речевой культуры с помощью специальных упражнений.

Эта книга, отражающая обобщенный опыт российских и зарубежных специалистов, представляет интерес для широкого круга читателей, желающих научиться говорить красиво, правильно и убедительно.






Учение Аристотеля, придавшее законченную форму античной риторике, актуально и сегодня для выступлений любого типа.

В развитие риторики внесли немалый вклад ораторы и теоретики ораторского искусства Древнего Рима – Цицерон, Квинтилиан и другие, сформулировавшие законы и правила ораторского искусства, которыми мы пользуемся и сегодня.

Опираясь на законы философии, психологии, филологии и других гуманитарных наук, риторика определяет основные составляющие ораторской деятельности: этос – нравственная (этическая) основа речи; логос – идея, содержательная (логическая) сторона речи; пафос – средства воздействия на аудиторию (психологическая сторона речи[31, с.51].

Из трех необходимых для оратора данных – ingenium (природный талант), usus (навык), doctrina (знания) – Цицерон отдавал предпочтение последнему, считая, что истинный оратор обязан быть, в первую очередь, образованным, «должен исследовать, переслушать, перечитать, обсудить, разобрать, испробовать все, что встречается человеку в жизни, так как именно жизнь служит оратору материалом»[33].

Итак, изучив теоретические основы риторики, мы всю жизнь совершенствуем свои ораторские способности, что подтверждает всемирно известную формулу Цицерона – «ораторами становятся».

На исходе эпохи античности риторика становится учебной дисциплиной, подразделяясь на общую и частную. Общая риторика изучает принципы построения речи в любой сфере деятельности, а частная риторика предусматривает использование этих общих принципов в определенном общении, в подготовке к конкретным выступлениям (протокольно-этикетным, развлекательным, информационным, убеждающим).

В какой последовательности рекомендуется работать над речью? С чего начинать, создавая текст публичного выступления? Ответ на эти вопросы дает античный риторический канон (рис. 1), определяющий порядок работы оратора над текстом выступления и с ним.

• Шаг № 1. Изобретение – inventio – работа над мыслью речи (выбор, систематизация материала, выделение доказательств, аргументов), предусматривающая ответ на вопрос: что сказать?

• Шаг № 2. Расположение – dispositio – работа над композицией выступления, предусматривающая ответ на вопрос: где сказать?

• Шаг № 3. Украшение – elocutio – редактирование речи (собственно красноречие), предусматривающее ответ на вопрос: как сказать?

• Шаг № 4. Запоминание – memoria (учение о профессиональной ораторской памяти) – технический этап подготовки: заучивание текста, подготовка заметок и т. п.

• Шаг № 5. Произнесение – actio – собственно выступление, общение оратора с аудиторией (интонация, мимика, жесты и др.), кульминация всей ораторской деятельности.

Рис. 1. Процесс создания выступления

На этом античный канон заканчивается, но современная риторика предполагает еще один шаг.

• Шаг № 6. Размышление – reflexio – анализ произнесенной речи и выводы, которые делает из нее сам оратор с целью улучшения своих выступлений в дальнейшем.

Современная риторика

В XX веке риторика возрождается как наука о речевом воздействии, то есть об эффективном общении с аудиторией. Практическая риторика обучает умению выступать перед аудиторией с сообщениями разных жанров и типов – от научного доклада и презентации до анекдота и забавных историй.

Риторика XXI века – это наука о публичном речевом воздействии.

Публичное выступление и презентация

Публичное выступление – официальное выступление оратора (в основном монолог) непосредственно перед достаточно большой и организованной аудиторией.

Презентация – официальное публичное представление заинтересованной аудитории некоего еще не известного или малоизвестного продукта и его создателей.

Это визитная карточка, которую Вы показываете своему руководителю, клиенту, коллеге или потенциальному партнеру. Презентация – это убеждение в правоте Ваших идей, в качестве Вашего товара, в успехе Вашего дела.

Любая презентация включает пять основных компонентов:

• подготовка текста,

• графическое оформление,

• подача информации,

• распространение информации,

• дискуссия: вопрос – ответ.

Ораторство – это привилегия

Вам предлагают выступить? Обязательно соглашайтесь, если у Вас есть в запасе не меньше недели на подготовку речи. Залог Вашего успешного выступления – тщательная подготовка, а все остальное – практика, практика, практика!

Рис. 2. Как сказать правильно, красиво и убедительно?

Для того чтобы говорить хорошо, ставьте перед собой следующие вопросы.

• Как сказать правильно?

• Как сказать понятно?

• Как сказать красиво?

• Как сказать убедительно?

И решайте их, совершенствуясь от выступления к выступлению (рис. 2).

Обязательно используйте любую возможность для выступления перед аудиторией. Ораторство – это привилегия. Вы удостоены чести оказывать влияние на людей и даже менять их жизнь!

Правила ораторского искусства предусматривают управление элементами речи, а также использование различных речевых приемов и принципов, позволяющих сделать речь понятной, интересной и, соответственно, более влиятельной.

Принципы ораторского искусства

→ Забудьте о себе, займитесь делом

Это принцип уверенности. Неуверенного оратора тревожит мысль о том, что о нем подумают слушатели. Волнение отвлекает его внимание, он начинает сбиваться и путаться в мыслях. Но Вы вполне можете быть перед слушателями таким же раскрепощенным, как у себя дома.

Увлекайтесь выступлением, и у вас не останется сил на волнение.

→ Оратор – хозяин положения

Некоторые ораторы ведут себя так, будто в чем-то провинились или не выучили урок: вздрагивают от каждой реплики слушателей, пространно отвечают на любой вопрос и ждут дальнейших указаний аудитории.

Надо помнить, что на время выступления оратор становится лидером аудитории, которую он должен вести за собой, а не идти у нее на поводу. Но это не значит, что при этом нужно непременно прибегать к диктаторскому стилю. Предупредительное отношение к слушателям решительно не мешает оратору заниматься своим делом. Он должен владеть аудиторией и смело воплощать свои замыслы. Слушатели должны видеть, что оратор знает, чего хочет.

→ Если Вы не увлечете аудиторию, то аудитория займется Вами

Есть такой тип ораторов – «нудисты», которые вместо выступления бубнят себе что-то под нос. Кажется, что они задались целью утомить аудиторию и испытать ее терпение. Обычно добрые слушатели прерывают речь «нудиста» вопросом: «Может, Вам заплатить, чтобы Вы оставили нас в покое?» Злые – бьют, поэтому «нудист» должен быть проворным, уметь уворачиваться от летящих помидоров и быстро бегать. Терпеливая же публика награждает нудную речь громом аплодисментов за то, что она, наконец, завершилась.

Аудиторию нужно увлекать.

→ Принцип спектакля

Люди любят зрелища и сильные ощущения и готовы за них платить. Поэтому аудитория в глубине души ожидает интересного шоу. Такое ожидание слушателей надо оправдать. Яркое выступление развлекает аудиторию, оправдывая ее ожидания, а вялая речь вызывает у слушателей ощущение напрасно потраченного времени. Превратите выступление в интересный спектакль.

→ Хотите быть интересным – будьте заинтересованным

Этот принцип перекликается с предыдущим. Равнодушная речь, произнесенная безучастным тоном, вряд ли окажется яркой и запоминающейся. Поэтому старайтесь, чтобы Ваша речь была интересной и впечатлила слушателей. Добавьте в речь энтузиазма.

→ Принцип разнообразия

Мы слышим гром точно так же, как и прерванную тишину, воспринимая не сами звуки, краски и явления окружающего мира, а контрасты между ними. Поэтому, чем больше в речи контрастов, тем больше она привлекает внимание слушателей. Контрасты должны присутствовать во всех элементах речи (кроме дикции – дикция должна быть всегда четкой): она должна быть то яркой, то умеренной, с различными эмоциональными оттенками, произноситься то громче, то тише, быстрее и медленнее, тон голоса – выше и ниже. Полезно использовать паузы различной длины и т. п. Разнообразная речь напоминает живописный пейзаж, красивую мелодию, в которой благозвучно переливаются все краски и тона. Такая речь привлекает, ее хочется слушать и слушать, в отличие от монотонной, напоминающей пустыню до горизонта. Говорите разнообразно.

→ Ответственность за непонимание целиком лежит на ораторе

Если слушатель не понимает, о чем говорит оратор, в этом виноват только говорящий. Это аксиома. Если оратор допускает в адрес аудитории высказывания: «Неужели непонятно?» или: «Какие же вы бестолковые!», то он, мягко говоря, неправ в своей попытке переложить ответственность на слушателей. Говорите так, чтобы Вас всегда понимали.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Риторика. Искусство публичного выступления"

Книги похожие на "Риторика. Искусство публичного выступления" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ирина Лешутина

Ирина Лешутина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ирина Лешутина - Риторика. Искусство публичного выступления"

Отзывы читателей о книге "Риторика. Искусство публичного выступления", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.