» » » » Коллектив авторов - Новые идеи в философии. Сборник номер 16


Авторские права

Коллектив авторов - Новые идеи в философии. Сборник номер 16

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Новые идеи в философии. Сборник номер 16" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Литагент «Директмедиа»1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Новые идеи в философии. Сборник номер 16
Рейтинг:
Название:
Новые идеи в философии. Сборник номер 16
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-4458-3869-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Новые идеи в философии. Сборник номер 16"

Описание и краткое содержание "Новые идеи в философии. Сборник номер 16" читать бесплатно онлайн.



Серия «Новые идеи в философии» под редакцией Н.О. Лосского и Э.Л. Радлова впервые вышла в Санкт-Петербурге в издательстве «Образование» ровно сто лет назад – в 1912—1914 гг. За три неполных года свет увидело семнадцать сборников. Среди авторов статей такие известные русские и иностранные ученые как А. Бергсон, Ф. Брентано, В. Вундт, Э. Гартман, У. Джемс, В. Дильтей и др. До настоящего времени сборники являются большой библиографической редкостью и представляют собой огромную познавательную и историческую ценность прежде всего в силу своего содержания. К тому же за сто прошедших лет ни по отдельности, ни, тем более, вместе сборники не публиковались повторно.






Если бы книга Майера не заключала в себе интересных психологических идей, то она, несмотря на свою солидность и обширность, не заслуживала бы внимания. Но в ней есть интересные для психолога мысли. Прежде всего у Майера ценно расширение понятия «суждение». Суждение в собственном смысле слова, конечно, связано со словесным высказыванием, но судящая деятельность рассудка привходит во все познавательные процессы: различение и отожествление ощущений, продуктов памяти и воображения, восприятие – все эти процессы заключают в себе множество актов суждения, хотя большинству их не соответствуют никакие словесные формы. Затем самые процессы мышления (как связанные с словесными высказываниями, так и не связанные с ними) Майер делит на судящее и эмоциональное мышления. Это разграничение ценно в том отношении, что оно рассеивает интеллектуалистический предрассудок, будто в мышлении познавательный интерес играет первостепенную роль. Исследование Майера убедительно показывает, что «эмоциональное мышление» занимает значительное место в умственной деятельности человека. Как часто, например, повторяется мысль Конта о трех фазисах, через которые проходила мысль человека: теологический, метафизический и позитивный. С этой точки зрения выходит, что религия есть низшая форма объяснения природы, между тем как зарождение религиозных представлений является продуктом примитивного эмоционального мышления, в котором познавательный интерес еще не дифференцировался от практического. При объяснении эстетических переживаний мы также встречаемся с указанным интеллектуалистическим предрассудком. Майер обнаруживает, как мы видим, подобную ошибку у Конрада Ланге, который в своей книге «Das Wesen der Kunst» вздумал утверждать, будто художественное переживание и в процессе творчества, и в процессе восприятия произведения искусства основывается на сознательном введении себя в обман. В области права Майер также оттесняет инстинктивные и эмоциональные источники в генезисе первобытных правовых норм. В различных областях человеческой деятельности своеобразная природа эмоционального мышления в общем тонко обрисована Майером, жаль только, что он не касается патологических форм эмоционального мышления, на изучении которых предрассудки интеллектуалистического толкования выступили бы с особенной яркостью.

К литературе вопроса:

Т. Рибо: «Логика чувств».

А. Шопенгауэр: «Эристика или искусство спорить».

Штерринг: Психопатология и ее значение для психологии.

Р. Авенариус: «Философия, как мышление о мире согласно принципу наименьшей меры сил» (о тимематологической апперцепции) изд. Образование. Спб. 1912.

Paul Sollier: «Le doute», 1909.

Camille Вon: Psychologie de la croyance.

Суханов: «Душевные болезни», 1913 (отдел о логопатии, стр. 84 и далее).

Соколов: «Вера». Москва, 1902.

Пэпо: «О веровании».

И. И. Лапшин: «О трусости в мышлении». («Вопросы фил. и псих.». 1899. Декабрь).

W. Urban: On voluntion. 1899.

Подробные библиографические указания читатель найдет в самой книге Майера.

Освальд Кюльпе.

Современная психология мышления3

I

По сравнению с другими представителями знания философ обладает тем великим преимуществом, что он находится в тесном единении с многообразным кругом интересов. К нему в самом деле применим афоризм: ничто человеческое мне не чуждо. Логика и теория познания находятся в живом взаимодействии со всякой наукой. При посредстве эстетики становится понятной громадная область искусства, а метафизика перебрасывает мост между верой и знанием. Но если в наше время хотели бы указать научную область, объединяющую вокруг себя всевозможное проявление человеческого гения, то пришлось бы назвать психологию. Она вскрывает в жизни духа основы науки, искусства, морали и религии, а также воспитания и образования. Ей одной удается найти отклик в душе каждого человека. Психолог может сказать каждому: tua res agitur.

Вот уже 50 лет существует экспериментальная психология. Основал ее Густав Теодор Фехнер, выпустив в свет свои «Элементы Психофизики» (1860). Его целью было изучить отношение между телом и душой. Уже при первых попытках он думал, что эта цель достижима благодаря установленному им закону, названному законом Вебера. Он показал, что если систематически и последовательно воздействовать на душевные явления при посредстве раздражения наших чувств, то и душевные явления подвергаются закономерному изменению. Он указал и применил точные методы с целью определить едва заметные раздражители, величину разницы в едва заметных раздражителях и равное им (эквиваленты) ощущение соответствующих органов чувств, вызванные этими раздражителями. Взаимоотношение раздражений и ощущений подчиняется определенным законам, и вся психофизика Фехнера не теряет своего значения до наших дней. Эти законы явились необычайно плодотворными особенно для экспериментальной психологии. Здесь произошло то, что так часто случается в истории наук: средства оказались более прочными и продуктивными, чем цель, для выполнения которой они первоначально были использованы. Методы, созданные вначале для достижения более общих задач, мало-помалу оказались с ними несвязанными, скрывая в себе зародыши бесконечного прогресса, а также возможность разностороннего и многообразного применения и углубления. Цель ушла вдаль, но найден был путь к ближайшей станции, и этот путь получил значение верной и прочной дороги для открытого и свободного устремления по ней множества искателей знания.

Последователям Фехнера удалось показать, что возможность экспериментальных исследований не ограничивается непосредственным результатом раздражения органов внешних чувств. В круг исследований вошли также: деятельность различения и узнавания, суждения и выбора, свойства и особенности памяти, чувства и аффекты. Росли методы и вспомогательные средства, точки отправления и проблемы. В 1879 году Вильгельм Вундт основал в Лейпциге первую психологическую лабораторию, в которую скоро устремились со всего цивилизованного мира молодые исследователи, чтобы приобщиться к новому направлению науки и затем насадить его на своей родине. В настоящее время в Северной Америке действует около 30 психологических институтов, столько же, сколько во всей Европе, тогда как Германия, родина новой науки, очень отстала в их насаждении. В Чикаго, Итаке, Кембридже существуют уже целые дома из 25—30 комнат, обставленные устройством, отвечающим нашему времени, с большим числом сотрудников. Скоро подобный же институт будет открыт и в России4. Там пожертвования для научных целей играют особую почетную роль. Напротив, Германию вследствие недостатка средств опережают другие страны в осуществлении ее же идей. Здесь, однако, речь идет не об одной безжизненной теории, в этом случае можно было бы оправдать такую отсталость. Напротив, экспериментальная психология направляет главное свое внимание по преимуществу в сторону практических интересов. Еще древние говорили, что для поведения человека важно познание самого себя, а познание чужой душевной жизни есть необходимое условие для воздействия на других, а особенно для взаимного понимания людей. Сколь велико практическое значение современной психологии, можно видеть лучше всего из того влияния, которое она начинает оказывать на образование и воспитание. Проникшая ныне в школу экспериментальная педагогика по отношению к ее методу является применением экспериментальной психологии. Уже на основании этого было бы до крайности желательно, если бы влиятельные силы более, чем до сих пор, принимали участие в этой юной и столь важной экспериментальной науке и чтобы частные лица способствовали созданию и снаряжению институтов. Можно рассматривать еще с другой стороны столь быстро и удачно совершившееся развитие современной психологии. Одним из важнейших правил развития человеческой деятельности – Вундт назвал его принципом гетерономии целей – можно считать требование, при котором первоначальные цели и исходные точки зрения не совпадают с позднейшими. Новые и непредвиденные результаты, которые возникают при первом применении какого-либо акта, влекут за собой при дальнейшем повторении его новые мотивы и научные намерения. История любой науки, поскольку она зависит от применения рук человека, подчиняется этому правилу. Так развитие экспериментальной психологии показывает нам, что цель, поставленная Фехнером – отыскать основной закон для отношения между телом и душой – при применении его методов и при переработке тех же научных фактов позднейшими исследователями, дало повод самостоятельным психологическим интересам, направленным совершенно иначе. После того как Вундт в своей книге «Основные направления физиологической психологии» (1874) значительно расширил цели новой науки и попытался привести ее в систему, открытие его психологического института для организации исследований в этой области имело значение новой научной эры. Однако лишь психологические исследования звука Штумпфом и сочинения Эббингауза о памяти решительно придали экспериментальным работам чисто психологический характер. В этот последний период нашей науки для эксперимента стала доступна большая психическая жизнь, память, чувства и воля, интеллектуальные функции и психическая активность. Самые главные для Фехнера элементы – раздражители и вызываемые ими ощущения – оттеснены в круг своих собственных интересов и проблем. Эволюцию такого рода легче всего иллюстрировать примером исследования Мюллером и Шуманом, начавшимся еще в конце 80-х годов. Уже Фехнер по этому вопросу провел круглым счетом 25 тысяч экспериментов. Единственной целью, которую он при этом имел в виду, было подтверждение веберовского закона, который был для него необходим как обоснование того отношения, которое он искал между телом и душою. Напротив, в работе Мюллера и Шумана этот вопрос совершенно устранен. Здесь говорится не о Веберовском законе, они его касаются лишь на немногих страницах, но о самом механизме сравнения, о проявлении моторных и сенсорных процессов, о мотивах, которые побуждают нас один вес считать тяжелее другого. Центром их рассуждений сделались сами предлагаемые раздражения и факторы, лежащие в их основе.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Новые идеи в философии. Сборник номер 16"

Книги похожие на "Новые идеи в философии. Сборник номер 16" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Новые идеи в философии. Сборник номер 16"

Отзывы читателей о книге "Новые идеи в философии. Сборник номер 16", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.