» » » Алексей Лебедев - У истоков Черноморского флота России. Азовская флотилия Екатерины II в борьбе за Крым и в создании Черноморского флота (1768 — 1783 гг.)


Авторские права

Алексей Лебедев - У истоков Черноморского флота России. Азовская флотилия Екатерины II в борьбе за Крым и в создании Черноморского флота (1768 — 1783 гг.)

Здесь можно скачать бесплатно "Алексей Лебедев - У истоков Черноморского флота России. Азовская флотилия Екатерины II в борьбе за Крым и в создании Черноморского флота (1768 — 1783 гг.)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Военная история, издательство Гангут, год 2011. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Лебедев - У истоков Черноморского флота России. Азовская флотилия Екатерины II в борьбе за Крым и в создании Черноморского флота (1768 — 1783 гг.)
Рейтинг:
Название:
У истоков Черноморского флота России. Азовская флотилия Екатерины II в борьбе за Крым и в создании Черноморского флота (1768 — 1783 гг.)
Издательство:
Гангут
Год:
2011
ISBN:
978-5-904180-22-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "У истоков Черноморского флота России. Азовская флотилия Екатерины II в борьбе за Крым и в создании Черноморского флота (1768 — 1783 гг.)"

Описание и краткое содержание "У истоков Черноморского флота России. Азовская флотилия Екатерины II в борьбе за Крым и в создании Черноморского флота (1768 — 1783 гг.)" читать бесплатно онлайн.



Монография А.А. Лебедева «У истоков Черноморского флота России» — первое в отечественной историографии комплексное исследование истории Азовской флотилии (1768-1783 гг.). В работе затрагивается широкий круг вопросов внешней и морской политики Российской империи в Черноморском регионе на протяжении второй половины XVIII в.






Из Высочайшего указа Адмиралтейств-коллегий от 31 мая 1776 г.{1486}

В обеспечение Крымских наших крепостей Керчи и Еникале со стороны твердой ноги войск наших поставленной в оных, и со стороны удержания непрерывного с ними сообщения, по представлению Новороссийского и Азовского генерал-губернатора князя Потемкина высочайше повелеваем сей коллегии содержать навсегда во всякой готовности при упомянутых крепостях 8 больших транспортных судов, как для переправы войска, так провианта и лесных припасов, в которые бы суда мог 5-ти саженный лес вмещаться, да для содержания почты между Еникалем, Петровской крепостью и Таганрогом имея 4 способные для того судна; для переправы ж всякого звания людей и других на непредвиденный случай нужд, к прикрытию тех судов, содержать при Таганрогском порте вооруженный фрегат и 2 морские бота или какие на том море суда способнее признаются. 

Из рапорта контр-адмирала Ф.А. Клокачева И.Г. Чернышеву от 15 февраля 1777 г.{1487}

Указом Адмиралтейств-коллегия от 14 октября 1776 года во исполнение именного Е. И. В. указа данного оной коллегии того же месяца в 12 день, повелела: все состоящие в ведомстве моем суда привесть в исправное состояние к действительному в службе употреблению…

Таким образом, когда кризис в Крыму стал нарастать, Азовская флотилия располагала практически теми же основными силами, что и в кампанию 1774г. Правда, с другой стороны, в 1774–1775 гг. она, как мы видели, получила существенное число вспомогательных судов, а ее моряки на протяжении 1775–1776 гг. сохраняли морскую практику. Так, «новоизобретенные» корабли «Хотин», «Азов», «Таганрог», «Корон» и «Журжа» использовались для перевозки турецких пленных в Черноморские порты Турции (А.Н. Сенявин предписал командирам следовать «к Синопу, а в случае противного туда ветра к Амастру или Триполю»[241]), доставив, вместе с палубным ботом, 967 человек, чем, кстати, была подтверждена реальность их использования для десантных операций, в том числе и в Черном море. Стоит отметить еще один момент данного плавания, который определялся абзацем из нижеприведенного рескрипта Екатерины II А.Н. Сенявину от 21 мая 1775 г.: «Сколько мы не желаем, чтоб все сии (турецкие. — Авт.) пленные водою и в разные турецкие порты перевезены были, дабы тем лучше спознать можно Черное море во всех его частях (курсив наш. — Авт.), но по великому их числу нельзя однако ж сего исполнить, и для того поручаем вам постараться развесть их сколько возможно более в ближние уже турецкие ж порты…». То есть именно с посещением «новоизобретенными» кораблями портов Османской империи на Черном море началось полноценное освоение этого моря российским флотом.

Кроме того, фрегаты «Первый» и «Второй» приняли участие в коммерческих плаваниях, а малые суда занимались транспортными и почтовыми перевозками. Однако главного это все равно изменить не могло: реального усиления флотилии не произошло, при том что в 1775 г. у Суджук-Кале еще и погиб фрегат «Первый».[242]


Из материалов о первых послевоенных действиях Азовской флотилии

1. Из рескрипта Екатерины II вице-адмиралу А.Н. Сенявину от 2 апреля 1775 г.{1488}

…Нашему вице-адмиралу Сенявину. По рассмотрении представленных вами о состоянии Азовской нашей флотилии ведомостей, за потребно признали мы учинить ныне в оной следующие сходные с возстановленным спокойством и нужною всегда осторожностию распоряжения.

1) К заведению и производству по Черному морю торговли определяем два первые фрегата и все четыре галиота, и потому соизволяем, чтоб вы их к сему приготовили непременно для нынешней кампании. Сняв с фрегатов пушки и заделав порты должно оставить для могущей случится нужды только шканечные пушки, на фрегатах по шести, а на галиотах по две; флаги ж на всех оных иметь купеческие.

2) Построенные по Нольсову чертежу фрегаты повелеваем поправить и сделать к плаванию способными; два из последних фрегатов, кои уже готовы, содержать во всей исправности, а третий дестроить; остающиеся же в Балаклаве суда, ежели можно, починить и привесть к Таганрогу: и все сие исполнить, конечно, к будущему году.

3) На случай надобности и дабы удержать татар страхом в покое и от своевольств соизволяем вооружить к сей кампании три или четыре судна, для временного по Азовскому морю плавания, и два для бытия брандвахтами в проливе из Черного моря и у Таганрога.

4) К всегдашнему между Таганрогом и Керчью и между Керчью и Константинополем перевозу писем назначиваем четыре судна, которые, как почтовые, должны иметь флаги пакетботные.

5) Оставляя вам выбор назначенных к вооружению и вместо пакетботов судов из новоизобретенных или иных по вашему искусству и лучшей их к одному и другому способности, поручаем и прочие суда в ваше ж единственное распоряжение. По сему и можете вы употребить некоторые из них к перевозу припасов и других потребностей из места в место по Азовскому морю, и один прам на киленбанк, а остальные за тем, содержа в непрестанной готовности, хранить на будущее время… 

2. Из рескрипта Екатерины II вице-адмиралу А.Н. Сенявину от 21 мая 1775 г.{1489}

Нашему вице-адмиралу Сенявину. Вице-президент наш граф Чернышев представлял нам поданный ему вами рапорт, которым вы, донеся, что свезено в крепость Святого Димитрия для перевоза водою до пяти тысяч турецких пленных, испрашивали указа о употреблении к тому всех судов Азовской флотилии, не исключая назначенных к торговле и вооружению, также и о возложении прокормления оных на коменданта помянутой крепости, и в решение на сие объявляем вам наше соизволение.

Сколько мы ни желаем, чтоб все сии пленные водою и в разные турецкие порты перевезены были, дабы тем лучше спознать можно Черное море во всех частях, но по великому их числу нельзя однако ж сего исполнить, и для того поручаем вам постараться развесть их сколько возможно более в ближние уже турецкие ж порты, и нимало не касаясь татарских жилищ.

К перевозу оных можете вы употребить все суда, кроме назначенных нами к торговле, определи сколько возможно для доставления в крымские и другие наши крепости пропитания и прочих надобностей и содержания брандвахт.

На всех тех судах, кои повезут пленных, надлежит согласно с заключенным с Портою трактатом, оставить только шканечные пушки и иметь торговые флаги… 

3. Из материалов о гибели фрегата «Первый» осенью 1775 г.{1490}

Фрегат «Первый» под командованием капитана 2 ранга Ф.С. Федорова осенью 1775 г. вышел из Константинополя в Керчь. 30 ноября он приблизился к крымским берегам, но начавшимся крепким северо-западным ветром у него сломало грот-мачту, фор-марс и бизань-рею, а также изорвало паруса. Лишенный возможности управляться фрегат снесло в район Суджук-Кале. Здесь давший сильную течь фрегат стал тонуть, и Федоров принял решение выброситься на берег для спасения экипажа. Однако поскольку делать это пришлось ночью (3 декабря) у незнакомых берегов, много членов экипажа погибли, так и не добравшись до земли. Среди них были капитан 2 ранга Ф.С. Федоров, мичман Д. Анненков, штурман Леонов и 55 матросов. Спаслись 2 офицера, штурман, лекарь и 95 нижних чинов. Правда, затем многие из спасшихся попали в плен к местным горцам и только спустя время были выкуплены российским правительством.

Говоря конкретнее, к началу 1777 г. флотилия имела 6 «новоизобретенных» кораблей («Хотин», «Азов», «Таганрог», «Корон», «Модон» и «Журжа»), 5 фрегатов («Второй», «Третий», «Четвертый», «Архипелаг», «Почтальон»), 2 бомбардирских корабля, 3 шхуны, 3 поляки, 7 палубных ботов, 5 галиотов, 5 транспортных судов, один волик, несколько лодок и флашхоутов. Однако наиболее боеспособным для действий на Черном море являлся лишь фрегат «Второй». Остальные суда были в разной степени годности: часть являлась совсем не годной из-за конструктивных причин (фрегаты «Третий» и «Четвертый»), часть требовала серьезного ремонта, (фрегаты «Архипелаг» и «Почтальон», а также «новоизобретенные» корабли), наконец, еще одна часть имела весьма слабое вооружение (шхуны, поляки, палубные боты, галиоты). В результате возможности флотилии оказались существенно ограничены, будучи даже меньше, чем в начале 1774 г., когда флотилия при 9 полностью годных к действиям единицах основного корабельного состава (3 фрегата, 4 «новоизобретенных» корабля, 2 бомбардирских корабля) испытывала трудности с полноценным прикрытием всех крымских берегов.

Состояние кораблей и судов Азовской флотилии к началу 1777 г.{1491} Наименование корабля Штатное вооружение Вооружение по факту Оценка состояния Фрегат «Второй» 26 12-фунтовых, 6 6-фунтовых орудий 22 12-фунтовых, 6 6-фунтовых орудий, 4 18-фунтовых единорога В 1775 г. был исправлен килеванием и являлся благонадежным Фрегат «Третий» 30 18-фунтовых единорогов, 28 3-фунтовых Фальконетов 20 18-фунтовых единорогов, 10 12-фунтовых орудий, 28 3-фунтовых фальконетов «Состоят в здешней (Таганрогской) гавани и ко употреблению в здешнем (Азовском) море и в проливе служить могут, а в Черном море по долготе и перегибе продолжать не могут» Фрегат «Четвертый» 30 18-фунтовых единорогов, 28 3-фунтовых фальконетов 20 18-фунтовых единорогов, 6 12-фунтовых орудий, 27 3-фунтовых фальконетов Фрегат «Пятый» 18 12-фунтовых, 10 6-фунтовых пушек, 14 3-фунтовых Фальконетов   Находился на Дону. Требовал достройки и вооружения Фрегат «Шестой» 18 12-фунтовых, 10 6-фунтовых пушек, 14 3-фунтовых Фальконетов   Находился на Дону. Требовал достройки и вооружения Фрегат «Седьмой» 18 12-фунтовых, 10 6-фунтовых пушек, 14 3-фунтовых Фальконетов   Находился на Новохоперской верфи. Не достроен Фрегат «Архипелаг» 6 4-фунтовых, 12 3-фунтовых пушек 6 4-фунтовых, 20 3-фунтовых орудий Находится в Керчи. Требует исправления, без чего является неблагонадежным Фрегат «Почтальон» 6 6-фунтовых, 4 4-фунтовых, 4 3-фунтовых пушки 6 6-фунтовых, 4 4-фунтовых, 4 3-фунтовых орудия Требует исправления Корабль «Хотин» 16 12-фунтовых пушек 16 12-фунтовых пушек, 6 3-фунтовых фальконетов Прошел ремонт килеванием в 1774 г. Считался благонадежным (однако в связи со сроком службы в течение 7 лет в действительности требовал капитального ремонта) Корабль «Азов» 14 12-фунтовых пушек, 2 1-пудовые гаубицы 14 12-фунтовых пушек, 2 1-пудовые гаубицы, 6 3-фунтовых фальконетов Прошел ремонт килеванием в 1774 г. Считался благонадежным (однако в связи со сроком службы в течение 7 лет в действительности требовал капитального ремонта) Корабль «Таганрог» 14 12-фунтовых пушек, 2 1-пудовые гаубицы 14 12-фунтовых пушек, 2 1-пудовые гаубицы, 6 3-фунтовых фальконетов Прошел ремонт килеванием в 1774 г. Считался благонадежным (однако в связи со сроком службы в течение 7 лет в действительности требовал капитального ремонта) Корабль «Журжа» 14 12-фунтовых пушек, 2 1-пудовые гаубицы 14 12-фунтовых пушек, 2 1-пудовые гаубицы, 6 3-фунтовых фальконетов Прошел ремонт килеванием в 1774 г. Считался благонадежным (однако в связи со сроком службы в течение 7 лет в действительности требовал капитального ремонта) Корабль «Корон» 14 12-фунтовых пушек, 2 1-пудовые гаубицы 14 12-фунтовых пушек, 2 1-пудовые гаубицы, 6 3-фунтовых фальконетов Прошел ремонт килеванием в 1774 г. Считался благонадежным (однако в связи со сроком службы в течение 7 лет в действительности требовал капитального ремонта) Корабль «Модон» 14 12-фунтовых пушек, 2 1-пудовые гаубицы 14 12-фунтовых пушек, 2 1-пудовые гаубицы, 6 3-фунтовых фальконетов Прошел полный ремонт в 1774 г. Считался благонадежным (однако в связи со сроком службы в течение 7 лет в действительности требовал капитального ремонта) Корабль «Морея» 14 12-фунтовых пушек, 2 1-пудовые гаубицы Вооружения нет Находятся в затопленном состоянии в Балаклавском заливе с 1773 г. Полностью не пригодны к восстановлению Корабль «Новопавловск» 14 12-фунтовых пушек, 2 1-пудовые гаубицы Вооружения нет Бомбардирский корабль «Яссы» 2 3-пудовые мортиры, 12 6-фунтовых пушек 2 3-пудовые мортиры, 12 6-фунтовых пушек Требовал серьезного ремонта. Находился в Таганроге Малый бомбардирский корабль 2 1-пудовые гаубицы, 1 2-пудовая мортира, 8 3-фунтовых пушек 2 1-пудовые гаубицы, 1 2-пудовая мортира, 8 3-фунтовых пушек Прошел ремонт килеванием в 1775 г. Считался благонадежным Транспортный корабль «Бухарест» 12 6-фунтовых пушек 12 6-фунтовых пушек В 1776 г. прошел ремонт килеванием, но требовал ремонта Шхуна «Вечеслав» 12 6-фунтовых пушек 12 6-фунтовых пушек В 1776 г. прошли ремонт килеванием. Благонадежны Шхуна «Измаил» 12 6-фунтовых пушек 12 6-фунтовых пушек Шхуна «Победослав» 12 6-фунтовых пушек 12 6-фунтовых пушек В 1776 г. прошла ремонт килеванием, но требовала дальнейших поправок Поляка «Патмос» 18 3-фунтовых пушек 2 6-фунтовых, 16 3-фунтовых орудий, 4 фальконета В Таганроге. Заканчивался ремонт Поляка «Екатерина» 14 3-фунтовых пушек 14 3-фунтовых орудий, 4 фальконета В Таганроге Поляка № 55 14 3-фунтовых пушек 14 3-фунтовых орудий, 4 фальконета В Таганроге. Заканчивался ремонт Палубный бот «Миус» 12 3-фунтовых пушек 12 3-фунтовых пушек, 4 1-фунтовых фальконета Проходил ремонты в 1774,1775 и 1776 гг. Благонадежен Палубный бот «Битюг» 12 3-фунтовых пушек 12 3-фунтовых пушек, 4 1-фунтовых фальконета В 1775 г. был исправлен килеванием. Благонадежен Палубный бот «Санбек» 12 3-фунтовых пушек 12 3-фунтовых пушек 4 1-фунтовых фальконета В 1776 г. был исправлен килеванием. Благонадежен Палубный бот «Карабут» 12 3-фунтовых пушек 12 3-фунтовых пушек, 4 1-фунтовых фальконета В 1775 г. был исправлен килеванием. Благонадежен Палубный бот «Хопер» 12 3-фунтовых пушек 12 3-фунтовых пушек, 4 1-фунтовых фальконета В 1776 г. был исправлен килеванием. Благонадежен Палубный бот «Елань» 12 3-фунтовых пушек 12 3-фунтовых пушек, 4 1-фунтовых фальконета Благонадежен Палубный бот «Курьер» 12 3-фунтовых пушек 12 3-фунтовых пушек, 4 1-фунтовых фальконета Благонадежен Галиот «Буйвол»  —  — Вошел в строй в 1774 г. Благонадежен Галиот «Слон» Вошел в строй в 1774 г. Благонадежен Галиот «Верблюд»  Вошел в строй в 1774 г. Благонадежен Галиот «Осел» Вошел в строй в 1774 г. Благонадежен Галиот «Дунай» Прошел ремонт. Исправен Волик трехмачтовый  — 6 3-фунтовых пушек Прошел ремонт. Благонадежен Транспортное судно «Рак»  —  — Оные суда починкой исправлены с кренгованием как надлежит Транспортное судно «Черепаха» Транспортное судно «Камбала» Транспортное судно «Ахтапом» Прам «Парис» 22 24-фунтовых орудия, 22 8-фунтовых орудия ? «Оные по свидетельству в июле 1776 года корабельного мастера Матвеева показаны по гнилости обшивки, бар-хоутов и внутри бимсов, ныне и впредь не благонадежны, кроме, что разломать». Находились у крепости Святого Дмитрия Ростовского Прам «Лефеб» 22 24-фунтовых орудия, 22 8-фунтовых орудия ? Прам «Елень» 22 24-фунтовых орудия, 22 8-фунтовых орудия ? 

В то же время турецкий флот, несмотря на дальнейшее развитие внутреннего кризиса в стране, к началу 1777 г. смог существенно увеличить свою численность. Так, в начале 1777 г. русский агент доносил из Константинополя, что в тамошнем порту находятся 15 линейных кораблей, 12 фрегатов и 7 галер.{1492},[243] Таким образом, недостаточность наличных сил Азовской флотилии становилась еще более очевидной.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "У истоков Черноморского флота России. Азовская флотилия Екатерины II в борьбе за Крым и в создании Черноморского флота (1768 — 1783 гг.)"

Книги похожие на "У истоков Черноморского флота России. Азовская флотилия Екатерины II в борьбе за Крым и в создании Черноморского флота (1768 — 1783 гг.)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Лебедев

Алексей Лебедев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Лебедев - У истоков Черноморского флота России. Азовская флотилия Екатерины II в борьбе за Крым и в создании Черноморского флота (1768 — 1783 гг.)"

Отзывы читателей о книге "У истоков Черноморского флота России. Азовская флотилия Екатерины II в борьбе за Крым и в создании Черноморского флота (1768 — 1783 гг.)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.