» » » » Екатерина Потюкова - Музей и общество


Авторские права

Екатерина Потюкова - Музей и общество

Здесь можно купить и скачать "Екатерина Потюкова - Музей и общество" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Литагент «Алетейя»316cf838-677c-11e5-a1d6-0025905a069a, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Екатерина Потюкова - Музей и общество
Рейтинг:
Название:
Музей и общество
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-9905768-8-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Музей и общество"

Описание и краткое содержание "Музей и общество" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена проблемам социального функционирования художественного музея в обществе. На основе анализа выставочной политики Государственного Русского музея, динамики посещаемости, многолетних социологических исследований музейной публики авторы сумели посмотреть на взаимоотношения музея и общества не только с позиции самого музея (что характерно для подавляющего большинства музейных исследований). Они попытались проанализировать эти отношения и с точки зрения аудитории, и с позиций собственно создателей произведений искусства (один из авторов – известный художник, сумевший сочетать художественный дар с профессионализмом социального аналитика). Существенное внимание уделено художественной политике музея и роли государства в её формировании.

Книга адресована широкому кругу социологов, культурологов, искусствоведов и всем интересующимся социальными аспектами функционирования искусства.






Художественный продукт музея – экспозиция, выставки, экскурсии, лекции, путеводители, каталоги, книги по искусству, информационные и рекламные материалы о его деятельности – потребляется обществом, т. е. публикой. В отношении публики для музея важны два вопроса – кто посещает музей и в каком количестве. Первый вопрос имеет отношение к структуре аудитории музея и её изменению во времени, второй – к количественным показателям эффективности деятельности музея.

Всякая деятельность музея, обращенная в общество и ориентированная на посетителей, является просветительской. Сюда можно отнести не только выставки, экскурсии, лекции, различные формы работы с детьми и школьниками, издание путеводителей, каталогов, монографий, создание информационных центров и пр., но и сайты в Интернете, виртуальный музей, рекламу в различных СМИ и пр.

Эффективность просветительской деятельности музеев выражается, прежде всего, в уровне художественной культуры общества, который в свою очередь во многом связан с художественной культурой граждан. Но последний показатель обусловлен не только совокупной деятельностью всех музеев, но и системой художественного просвещения в обществе, куда помимо музеев входят система художественного образования, СМИ, книгоиздательство и пр. Долю конкретного музея в формировании художественной культуры общества вряд ли возможно вычленить. Поэтому приходится прибегать к косвенным показателям – количество посетителей, статус музея с точки зрения экспертов, количество ссылок на музей в СМИ, Интернете, профессиональной литературе и пр.

Одним из основных количественных показателей деятельности музея является посещаемость – количество посетителей в определенный промежуток времени.

Посещаемость Русского музея

Посещаемость музея складывается из индивидуальных и групповых (в составе экскурсионных и лекционных групп, эстетических классов для школьников) посещений, из посещений основной экспозиции и выставок. Число посетителей – величина не постоянная. Обнаруживаются устойчивые тенденции изменения посещаемости в течение года (по сезонам и месяцам), в течение недели и даже в течение дня.

Посещаемость в относительно короткие промежутки времени (день, неделя, месяц, сезон) варьируется, что зависит от множества факторов, включая погоду. И тем не менее, негативные и позитивные факторы, влияющие на посещаемость, уравновешивают друг друга в долгосрочной перспективе, и посещаемость в течение года, например, оказывается относительно стабильной величиной. Относительно, поскольку если мы проанализируем посещаемость на протяжении нескольких десятилетий, то обнаружим, что каждый год она несколько меняется в ту или другую сторону, подчиняясь определенной закономерности.

В 1898 году, когда открылся музей, его посетило 119 129 человек. К 1911 году число посетителей достигло 200 тысяч человек, и эта цифра сохранялась до 1917 года. Каждый год посещаемость в среднем увеличивалась примерно на 10 тысяч человек. Но было два явных провала – в 1905 году она упала по сравнению с предыдущим годом на 20 тысяч и в 1914 году – на 25 тысяч. В первом случае – революция, во втором – начало Первой мировой войны[32].

В 1917 году ГРМ посетило 66 250 человек, а в 1918 году – 8 000. В 1917 году часть коллекции ГРМ была эвакуирована в Москву из-за опасности вторжения в город немецких войск, а часть была упакована и готовилась к эвакуации. Октябрьская революция помешала дальнейшей эвакуации[33]. Только в конце 1920 года коллекция ГРМ вернулась из Москвы в Петроград. В 1917–1918 гг. произошла смена руководства музея. В 1919–1921 годах финансирование сокращалось, ремонтные работы полностью прекратились, музей практически не отапливался[34]. Но вместе с тем в эти годы коллекция пополнилась в невероятных масштабах за счет национализированных частных коллекций. В 1922 музей был открыт в обновленном варианте для посетителей. «Музей стал одним из самых представительных хранилищ произведений отечественной изобразительной культуры, собранием национального и мирового значения»[35]. Однако потребуется 8 лет, чтобы достичь 200 тысяч посетителей в год – уровень посещаемости предреволюционных лет.

В 1930-е годы с посещаемостью Русского музея происходит что-то невероятное – стремительно поднимается вверх в течение одного года и столь же стремительно падает на следующий год. Например, в 1934 году его посетило 123 416 человек, в 1935 – 390 552 человек, в 1936 – 154 844, а в 1937 – 462 977 человек. Отчасти это объяснятся сменой приоритетов в художественной политике музея. В течение нескольких лет организуются остро политические выставки на актуальные темы, и перестраивается экспозиция в соответствии с идеологическими требованиями. В 1934 году на базе этнографического отдела ГРМ был открыт самостоятельный Государственный музей этнографии народов СССР, что существенно уменьшило экспозиционные площади ГРМ и сказалось непосредственно на посещаемости. В середине 1930-х годов был расформирован Историко-бытовой отдел, а его фонды были частично переданы в Эрмитаж. В течение 1930-х годов сменилось четыре директора ГРМ[36].

В середине 1930-х годов произошел возврат к историко-хронологическим принципам построения экспозиции, но в течение 5 лет она два раза существенно перестраивались – в 1935 и 1938 годах[37].

В 1940 году ГРМ посетило 602 046 человек. В первой половине 1941 года – около 300 тысяч. Во время Второй мировой войны музей был в эвакуации и открылся для посетителей только 9 мая 1946 года – первый этаж Михайловского дворца. Экспозиция на втором этаже открылась 8 ноября этого же года, а экспозиция в корпусе Бенуа только в 1947 году. Потребовалось 8 лет, чтобы восстановить уровень предвоенной посещаемости – в 1946 году музей посетило 169 090 человек, а в 1953 – 602 210 человек.

С 1953 по 1960 год уровень посещаемости колебался от 500 до 660 тысяч человек, а в последующее десятилетие постепенно рос и к 1970 году достиг 1 млн. человек в год. Последующие пятнадцать лет (1971–1986) музей посещало в среднем в год 1 млн. 115 тысяч человек. Пик посещаемости приходится на 1987–1990 гг., когда ГРМ посещало в среднем 1,5 млн. человек в год.

С 1991 года посещаемость стала падать и к 1997 году снизилась до 330 тысяч. С 1998 года начался медленный рост числа посетителей, и в 2008 году в музее побывали 1053 000 человек.

Таким образом, посещаемость ГРМ за прошедшие сто лет увеличилась со 119 129 человек (1898 г.) до 1,5 млн. человек в 1970–1980-е годы. Пик посещаемости приходится на 1988 год, когда эта цифра составила 1 622 861 человек.

Катастрофические события в жизни страны (войны, революции, кризисы и т. д.) резко снижают культурное потребление, а в некоторых случаях полностью его блокируют. С другой стороны, стабилизация в жизни общества способствует культурной деятельности. Во всяком случае, такими были для ГРМ 1950–1980-е годы, когда посещаемость более или менее последовательно росла от 0,5 млн. человек до 1,5 млн.

1930-е годы в этом смысле являются исключением, когда в отсутствии ярко выраженных внешних катастроф музей непрерывно лихорадило. По-видимому, это объясняется тем, что государство и музей путем проб и ошибок вырабатывали советскую культурную политику. Другим исключением являются 1987–1990 годы, когда вопреки, но и благодаря перестройке музей за счет своей выставочной политики добился самой высокой посещаемости за всю историю. Правда, катаклизмы, связанные с перестройкой, развалом СССР, экономическими и социальными потрясениями, дали о себе знать в 1990-е годы, когда посещаемость упала в три раза. При этом музей резко активизировал свою выставочную деятельность. По сравнению с 1980-ми в 1990-е проводилось в три раза больше выставок – в среднем 10 в год в 1980-е годы и 33 в год в 1990-е. В 1990-е ГРМ открыл для посетителей три дворца-филиала (Строгановский дворец, Михайловский замок, Мраморный дворец), в которых систематически проводились выставки, лекции, концерты и другие культурные акции. И тем не менее, ситуация в обществе и государстве в эти годы была столь кризисной для культуры в целом, что несмотря на самую мощную и разнообразную культурную и выставочную политику за все время существования музея, посещаемость оставалась низкой (см. Таблицу 1.2 в приложении к главе).

Дворцы-филиалы ГРМ. Со второй половины 1990-х годов свою долю в общую посещаемость стали вносить дворцы-филиалы ГРМ, выставки в которых устраивались систематически. В 2003–2010 годах Михайловский замок посещало в среднем 73 тыс. человек в год, Мраморный дворец – 39 тыс. в год, Строгановский дворец – 25 тыс. в год. Пик посещаемости приходится на юбилейный 2003 год. В 2004 году

по сравнению с 2003 произошел спад посещаемости во всех дворцах-филиалах примерно на 40 % при снижении общей посещаемости на 11 %. (См. Таблицу 1.3. в приложении к главе.)

Таким образом, дворцы-филиалы ГРМ посещают в год в среднем 137 тысяч человек, что составляет 17 % от всех посетителей.

Выставки. Выставочная активность ГРМ с 1922 года, когда была проведена первая выставка в музее, по 2010 год существенно менялась. В 1922–1930 музей проводил в среднем по 3–4 выставки в год, в 1931–1940 гг. – 5 выставок в год, 1946–1953 – 5, в 1954–1969 – 11. В 1970-е годы происходило в среднем по 14 выставок в год. В 1980-е годы (до перестройки культурной политики) выставочная активность резко снижается, и музей проводит в два раза меньше выставок – в среднем 7 за год. В начальный период новой культурной политики музея (1988–1993) выставочная деятельность резко активизируется – в среднем 17 выставок в год. С 1994 по 2000, когда музей расширяется за счет трёх дворцов-филиалов, проводится 37 выставок в год, и в 2001–2010 – 39 выставок в год. (См. Таблицу 1.2. в приложении к главе.)


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Музей и общество"

Книги похожие на "Музей и общество" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Екатерина Потюкова

Екатерина Потюкова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Екатерина Потюкова - Музей и общество"

Отзывы читателей о книге "Музей и общество", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.