» » » Александр Савенков - Социальная среда как фактор детской одаренности (статья)


Авторские права

Александр Савенков - Социальная среда как фактор детской одаренности (статья)

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Савенков - Социальная среда как фактор детской одаренности (статья)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Педагогика, год 2014. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Социальная среда как фактор детской одаренности (статья)
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Социальная среда как фактор детской одаренности (статья)"

Описание и краткое содержание "Социальная среда как фактор детской одаренности (статья)" читать бесплатно онлайн.



Статья из журнала «Одаренный ребенок». — 2014. - № 3. — С. 6–12.






Эти данные приобретают особый смысл в свете исследования степени достижений. Исследования, как мы отметили, свидетельствуют о том, что IQ выше у первенцев и единственных детей в семье, кроме того, они часто директивны и потому склонны отстаивать установленные правила и традиции. Младшие часто оказываются более креативны, и история свидетельствует о том, что большую часть стержневых открытий в науке сделали младшие братья: Н. Коперник, Ч. Дарвин, Д.И. Менделеев, И.И. Мечников и др.


Изучая семьи нобелевских лауреатов по науке и литературе, американские психологи выявили ряд особенностей их семей и характера воспитания. Почти все удостоенные этой награды происходили из семей интеллектуалов или бизнесменов, среди их родителей практически не оказалось выходцев из низших слоев общества. Большинство родились в крупных городах: столицах и мегаполисах.


Обстановка в семьях лауреатов-ученых характеризовалась большей стабильностью, чем в семьях литераторов. Большинство ученых-лауреатов Нобелевской премии сами характеризовали свое детство как «счастливое». Отчасти благодаря этому их научная карьера началась рано и протекала без существенных срывов. В семьях лауреатов-литераторов чаще наблюдалась противоположная картина, трагические события были для их семей явлением типичным. Тридцать процентов из них в детстве жили с одним из родителей или в разорившейся семье.


По данным вышеназванных и множества других исследований оказалось, что развитие у детей креативности идет более интенсивно в семьях, где уделяют внимание ребенку, предъявляя ему при этом различные, несогласованные требования, где нет жесткого внешнего контроля за поведением, где поощряют нестереотипное поведение, где кто-то из близких является творческой личностью. Благоприятное воздействие на развитие креативности оказывает также повышенное внимание к способностям ребенка, высокая его оценка родителями и педагогами.


Изложенные выше результаты изучения средовых влияний на уровень интеллектуально-творческого развития ребенка не отражают всей палитры научных данных. На эту тему в последнее время публикуется много специальной литературы. Кроме того, многие аспекты этой сложной проблемы просто не исследованы. Например, в последнее время появился термин «информационное загрязнение среды».


Несистематизированная лавина информации, обрушиваясь на ребенка, гипотетически может привести к таким же негативным последствиям, какие способны вызвать физические, химические, биологические факторы. Правда, как отмечают специалисты в области нейрофизиологии, мозг от нее не страдает, но может существенно нарушаться ход развития интеллекта и креативности.

Объем мозга и средовые влияния

Среда может повлиять даже на биометрические характеристики мозга. Это удивительное обстоятельство было выявлено в ходе специальных исследований биолога Марка Розен-цвейга и его коллег из Университета в Беркли (Калифорния) Эдварда Беннетта и Мариан Даймонд.


Гипотеза исследователей заключалась в том, что животные, выращенные в активно стимулируемом окружении, по развитию и биохимическим особенностям мозга будут отличаться от животных, выращенных в обычных лабораторных условиях.


В каждом эксперименте участвовали 12 групп, состоящих из трех самцов одного помета. Каждый самец выращивался в одном из трех разработанных режимов содержания. Один оставался в лабораторной клетке с другими крысами колонии. Другой помещался в клетку с «обогащенными» условиями; третий — в клетку с «обедненными» условиями. В каждом из 16 опытов в условиях каждого из режимов содержалось по 12 крыс.


Режимы содержания были такими:

• Стандартная лабораторная клетка с несколькими крысами на достаточном пространстве и со всегда доступной пищей и водой.

• Клетка с обедненными условиями была несколько меньше, находилась в отдельной комнате, и крыса содержалась там одна при достаточном количестве пищи и воды.

• Клетка с обогащенными условиями представляла собой крысиный Диснейленд. От шести до восьми крыс жили в большой клетке, снабженной разнообразными объектами, с которыми они могли играть. Каждый день в клетку помещался новый набор игрушек, которых всего было 25.


Крысы жили в этих трех режимах в течение разных периодов времени — от четырех до десяти недель.

После гуманного, какутверждают исследователи, умерщвления крыс было обнаружено, что мозгживотных, выращенных в обогащенных условиях, отличается от мозга их братьев, выращенных в обедненных условиях. Кора головного мозга крыс, выращенных в обогащенных условиях, значительно тяжелее и толще. Напомним, что кора головного мозга отвечает за воздействие окружающей среды и контролирует движение, память, обучение и чувственное восприятие (зрение, слух, обоняние, осязание). По большинству других параметров мозг крыс, выросших в обогащенных условиях, отличался от крыс, росших в обедненных условиях.

На этом основании авторы сделали вывод, что многие аспекты анатомии и химии мозга изменяются в результате познавательного опыта.


Для того чтобы проверить, как влияет различная степень стимуляции на развитие мозга не в лабораторных, а в естественных условиях, М. Розенцвейг и его коллеги стали изучать диких мышей. Пойманных в природе мышей помещали либо в вольеры с естественными условиями, либо в лабораторные клетки с обогащенными условиями. После четырех недель содержания мыши в естественных условиях демонстрировали более высокий уровень развития мозга, чем мыши в лабораторных условиях. Таким образом, даже обогащенные лабораторные условия беднее естественных.


Социально-педагогические исследования свидетельствуют: чем неблагоприятнее среда, тем большую роль она играет в общих различиях. Там, где только ограниченная часть населения может обеспечить своим детям хорошее образование, от среды зависит очень многое, но в условиях, когда образование становится общедоступным, вперед выходят генотипические факторы, именно они начинают в первую очередь определять будущее человека.

Список литературы

Дружинин В.Н. ПСИХОЛОГИЯ общих способностей. М., 1995.

Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. М., 2000.

МатюшкинА.М. Мышление, обучение, творчество. М., 2003.

Савенков А.И. Психология детской одаренности. М., 2010.

Тихомирова Т.Н. Интеллект и креативность в условиях социальной среды. М., 2010.

Ушаков Д.В. Интеллект. Структурно-динамическая теория. М., 2003.

Об авторе

А.И. Савенков — доктор психологических наук, доктор педагогических наук, российский психолог и педагог, специалист в области диагностики и развития детской одарённости, обучения одарённых детей, психологии исследовательского обучения, создатель научной школы «Психология одарённости и творчества», г. Москва


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Социальная среда как фактор детской одаренности (статья)"

Книги похожие на "Социальная среда как фактор детской одаренности (статья)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Савенков

Александр Савенков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Савенков - Социальная среда как фактор детской одаренности (статья)"

Отзывы читателей о книге "Социальная среда как фактор детской одаренности (статья)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.