» » » » Ирина Румянцева - Психология речи и лингвопедагогическая психология


Авторские права

Ирина Румянцева - Психология речи и лингвопедагогическая психология

Здесь можно купить и скачать "Ирина Румянцева - Психология речи и лингвопедагогическая психология" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «Когито-Центр»881f530e-013a-102c-99a2-0288a49f2f10, год 2004. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ирина Румянцева - Психология речи и лингвопедагогическая психология
Рейтинг:
Название:
Психология речи и лингвопедагогическая психология
Издательство:
неизвестно
Год:
2004
ISBN:
5-9292-0121-8, 5-94010-320-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология речи и лингвопедагогическая психология"

Описание и краткое содержание "Психология речи и лингвопедагогическая психология" читать бесплатно онлайн.



Книга представляет современные научные воззрения в области природы, формирования и развития речи, объединяя сферы лингвистики, психологии, педагогики.

В ней предлагаются новые технологии обучения иностранным языкам взрослых людей, в том числе тех, кто имеет негативный опыт овладения языками или приступает к их изучению впервые.

Особое место в книге отведено Интегративному лингво-психологическому тренингу (ИЛПТ) как методологической основе обучения иноязычной речи. Раскрываются научные принципы и прикладные аспекты ИЛПТ с целью использования данного метода в педагогической практике.

Книга предназначена для студентов высших учебных заведений, получающих образование по филологическим, психологическим и педагогическим специальностям. Она может быть полезной широкому кругу ученых и практиков, чьи интересы и деятельность связаны с лингвистикой, психологией, педагогикой, преподаванием иностранных языков.






5) Принцип рассмотрения речи не чисто лингвистически, а с включением ее в единую систему психических процессов, свойств и состояний личности.

6) Принцип построения системы обучения как психотерапевтической, поскольку речь рассматривается в единстве с человеческой личностью – как неотъемлемая часть ее психики, благотворное влияние на которую при помощи психотерапевтических средств способствует речевому развитию.

7) Принцип построения системы обучения как психокоррекционной, поскольку средства психологической коррекции предполагают направленное воздействие на определенные психические структуры (речевые и сопряженные с ними) с целью их эффективного развития.

8) Принцип построения системы обучения как онтогенетической, т. е. по модели естественного развития речи в онтогенезе.

9) Принцип построения системы обучения как акмеологической, т. е. направленной на обучение взрослого человека с учетом его возрастных психологических характеристик.

10) Принцип построения системы обучения как психолингвистической, ориентированной на развитие языковой и речевой способности, процессов речевосприятия и речепорождения через раскрытие механизмов их функционирования.

11) Принцип построения системы обучения как лингво-психологической, ориентированной на общие психологические законы человека и его речи.

12) Принцип построения системы обучения как интегративной и междисциплинарной, что подразумевает как опору на интегративную модель речи, так и синтез междисциплинарных обучающих средств.

13) Принцип личностно-центрированного подхода к обучаемым, который состоит в предварительном многопрофильном тестировании каждого человека, по результатам которого для учащихся составляются индивидуальные программы обучения, инкорпорированные в общий групповой лингво-психологический тренинг.

14) Принцип активности обучения, который подразумевает активность самого познаваемого явления – речи (или языка в действии), активность человека, его познающего, и активность средств – тренингов, помогающих в этом человеку.

15) Принцип интенсивности обучения, которая обеспечивается за счет активизации и развития всех психических процессов, формирующих речь.

МЕХАНИЗМЫ нашей системы обучения основываются на механизмах самой речи как многофакторного явления (лингвистической системы, средства общения, психического и психофизиологического процессов, речевого поведения и речевой деятельности), а также на внутреннем устройстве языковой и речевой способности человека (см. гл. XVI, XVII) и подразумевают направленное воздействие на них. Речь включается в общую структуру психики и интеллекта человека, поэтому для ее эффективного обучения необходимо развитие и коррекция всех когнитивных (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), психодинамических (мотивационных, побудительных, эмоциональных, аффективных) и коммуникативных процессов, а также свойств и состояний личности, что достигается при помощи психолингвистических, психотерапевтических и психокоррекционных технологий в их органической интеграции.

ТЕХНОЛОГИИ ИЛПТ представляют собой комплекс психолингвистических, психотерапевтических и психокоррекционных методов, способов и средств (см. табл. 1, гл. V), адресно направленных на соответствующие речевые механизмы, ответственные за развитие всех сторон речи и свободное овладение ею человеком. Эти технологии, как уже отмечалось, являются высокими, поскольку базируются на высших достижениях науки, и тонкими, т. к. основаны на тонких эффектах, обеспечивающих высокую результативность и интенсификацию обучения.

«НОУ-ХАУ» ИЛПТ представляют собой конкретные упражнения, приемы и техники обучения, которые опираются на научные, технологические и практические разработки.

ПРАКТИКА ИЛПТ основывается на индивидуальном подходе к каждому ученику в групповом обучении, что обеспечивается многопрофильным психологическим обследованием и применением учебных технологий и «ноу-хау» с учетом личностных характеристик обучающихся.

Мы довольно подробно остановились на описании основных принципов нашей обучающей системы, поскольку они, хотя и составляют ее фундамент и проходят через все повествование, тем не менее нигде не заявлялись наглядным списком. Механизмы же и технологии обучения получили достаточное описание в соответствующих главах книги. Что касается «ноу-хау», то мы не ставили себе задачей детально описать их в этом труде – это предмет уже другой, более практической работы, которая со временем тоже обязательно выйдет в свет. В этой же книге конкретные техники и приемы обучения используются лишь в качестве некоторых иллюстраций.

Завершая схематичное описание ИЛПТ как обучающей системы, необходимо коротко определиться с самими педагогическими понятиями «система», «метод», «направление», «форма», «методика», ибо их философская трактовка бывает различной.

Мы понимаем под «направлением» определенное научное течение, в русле которого ведется обучение, и стратегический путь его развития. Так, в смысле «направления» обучение при помощи ИЛПТ является одновременно психолингвистическим и лингвопсихологическим в их концептуальном синтезе, психотерапевтическим и психокоррекционным, акмеологическим и антропоцентрированным (т. е. личностно направленным и рассматривающим речь в единстве с человеком), а также развивающим, активным и интенсивным. Поскольку все указанные направления в ИЛПТ интегрированы в единый комплекс, то можно сказать, что ИЛПТ представляет собой также интегративное направление в обучении.

Вышеозначенное понятие «направления» практически синонимично смыкается с понятием «метода» в широком его значении, т. е. когда метод понимается как определенный научный подход или целостная стратегия обучения. В этом смысле ИЛПТ также можно назвать, например, развивающим, активным и интенсивным методом обучения, а также психолингвистическим, «онтогенетическим» (использующим основные принципы развития речи в онтогенезе), психотерапевтическим и психокоррекционным. Все же вместе опять-таки будет представлять интегративный метод обучения, что нашло свое отражение в названии ИЛПТ. В узком значении методом можно назвать определенный способ обучения, так, в частности, ИЛПТ использует тренинговый метод или тренинговый способ обучения, в который входят методы психодрамы, музыкальной и арттерапии, гештальт-групп и др.

Близким к понятиям «направление» и «метод» в их широком значении является понятие «форма» обучения, которую можно рассматривать как вид обучения, а также как особую организацию обучения, которая неразрывно связана с его содержанием. Не будет искажением назвать форму обучения ИЛПТ психотерапевтической или, скажем, активной и интенсивной и т. п.

Под обучающей же «системой» мы понимаем не просто совокупность принципов, служащих основанием к обучению, а целостное устройство обучения с упорядоченным и взаимосвязанным расположением его частей, включающее (повторимся еще раз) методологию, теорию, принципы, механизмы, технологии и «ноу-хау», т. е. охватывающее обучение от теории до практики, как происходит в случае с ИЛПТ. Такое понимание системы обучения отличается от наиболее распространенного, когда под системой подразумевается лишь определенный свод принципов обучения, и сразу на принципах строится практика. Подобная практика, минуя стадии детальной научной разработки и вскрытия соответствующих механизмов, на которых должны строиться обучающие технологии и «ноу-хау», нередко превращается в некую хаотичную и не вполне осмысленную самодеятельность. Иногда под обучающей, педагогической или методической системой понимают частную, индивидуально интерпретированную, модель обучения, которая реализуется в пределах определенного направления или метода. Такое определение системы более узко, но тоже вполне справедливо. В этом смысле оно приближается по значению к понятию «методика», как совокупности авторских способов обучения, и даже может служить его синонимом. Тем не менее, мы полагаем, что для полноценного функционирования любая система обучения непременно должна состоять из всех теоретических, методологических, технологических и практических звеньев, описанных выше.

В заключение этого философского разговора можно сделать вывод, что ИЛПТ выходит за рамки существующих ныне отдельных направлений, методов, форм и систем обучения, раздвигая и расширяя эти рамки не только в сторону интегративности и междисциплинарности, но и в сторону учебных технологий нового качества, или иначе инновационных технологий, основанных на последних достижениях науки.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология речи и лингвопедагогическая психология"

Книги похожие на "Психология речи и лингвопедагогическая психология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ирина Румянцева

Ирина Румянцева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ирина Румянцева - Психология речи и лингвопедагогическая психология"

Отзывы читателей о книге "Психология речи и лингвопедагогическая психология", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.