» » » » Андрей Вербицкий - Психология мотивации студентов


Авторские права

Андрей Вербицкий - Психология мотивации студентов

Здесь можно скачать бесплатно "Андрей Вербицкий - Психология мотивации студентов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Логос»439b7c39-76ee-102c-8f2e-edc40df1930e, год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Вербицкий - Психология мотивации студентов
Рейтинг:
Название:
Психология мотивации студентов
Издательство:
Литагент «Логос»439b7c39-76ee-102c-8f2e-edc40df1930e
Год:
2006
ISBN:
5-98704-117-1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология мотивации студентов"

Описание и краткое содержание "Психология мотивации студентов" читать бесплатно онлайн.



Представлен анализ психологических исследований по проблемам мотивации субъектов учебной деятельности. Рассмотрена сущность мотивации, систематизированы основные отечественные и зарубежные подходы к пониманию мотивации деятельности и поведения человека, к ее развитию в обучении. Проанализированы процессы трансформации познавательной мотивации студентов в профессиональную в контекстном обучении, в котором моделируется предметное и социальное содержание усваиваемой профессиональной деятельности. Описаны методики исследования мотивации, приведен обширный список литературы.

Для преподавателей и студентов гуманитарных и технических вузов, исследователей, всех тех, кто интересуется проблемами мотивации человека.






В других исследованиях представлена прямо противоположная позиция – желательности приобретения профессиональными мотивами статуса ведущих в мотивации учебной деятельности студента (85, 170 и др.). Показано, что профессиональные мотивы по сравнению с познавательными более интенсивно влияют на эффективность учебной деятельности студентов (85). В этой позиции также можно усмотреть противопоставление познавательных и профессиональных мотивов – с той только разницей, что подчеркивается позитивная роль профессиональных мотивов во влиянии на эффективность учения. По мнению А.К. Марковой, доминирующая роль профессиональных мотивов символизирует перестраивание всей мотивационной сферы обучаемого, ее развитие (108).

Третью позицию представляют попытки обозначить взаимосвязь познавательных и профессиональных мотивов и их роль в повышении продуктивности учебной деятельности студентов. Преобладание в структуре познавательных интересов студента специальных интересов, направленных на предмет будущей профессиональной деятельности, служит показателем сформированности профессиональной направленности. В трехуровневой системе познавательных интересов высший уровень определяется как общая направленность интересов личности, следующий составляют интересы и цели познавательной деятельности, третий уровень – учебные интересы и цели (319). Однако подобная иерархическая связь между учебными интересами, познавательными интересами и интересами, определяющими общую направленность личности, не проясняет характер взаимообусловленности познавательных и профессиональных интересов. К тому же профессиональные интересы (как специальные интересы к предмету профессиональной деятельности) отождествляются в цитируемой работе с интересами студентов к специальным дисциплинам, к моменту окончания вуза преобладающими над интересами к общеобразовательным дисциплинам.

В ряде работ показано, что активизация учебной деятельности должна основываться на развитии не только познавательных мотивов, но и мотивов достижения как необходимом условии повышения эффективности учения (24, 30, 128, 147, 174).

Р.С. Вайсман выделяет мотивы творческого профессионального достижения, формально-академического достижения (нетворческого профессионального достижения), приобретения профессиональных знаний, приобретения общеобразовательных знаний. Мотивы достижения и познавательные анализируются в связи с предметным содержанием научно-познавательных интересов студентов. Опираясь на позицию А.Н. Леонтьева по проблемам мотивации, автор экспериментально показал: потребность достижения не обладает достаточной объяснительной ценностью при дифференциации научно-познавательных интересов; мотивационная сфера человека представляет собой иерархизированную, динамическую систему, в качестве компонентов которой выступают взаимосвязанные потребности, мотивы и цели (31). Важен в данном случае сам факт исследования мотива приобретения профессиональных знаний, что ставит проблему генетической взаимообусловленности познавательных и профессиональных мотивов.

В исследовании Ю.М. Орлова (1984) показано, что познавательная потребность оказывает существенное влияние на академические успехи, однако в мотивации учебной деятельности студентов (которая не должна отождествляться с познавательной) «играет не первостепенную роль, а вторую после потребности в достижении» (128, с. 419). В то же время обе эти потребности релевантны учебной деятельности студентов, выступают ее мотивационной основой. Автор показал, что познавательная потребность студента возрастает до второго курса, а далее имеет тенденцию к снижению. Потребность в познании проявляется в различных мотивах, которые «перекрещиваются» с мотивами аффилиации, достижения, доминирования, что позволяет путем стимулирования какого-то одного мотива воздействовать на несколько потребностей (Там же).

«Потребностный профиль» личности студента оказывает различное влияние на эффективность учебной деятельности в зависимости от соотношения основных входящих в него потребностей: в достижениях, познании, доминировании, аффилиации. Академические успехи студентов в наибольшей степени обусловлены уровнем познавательных интересов. В качестве средств актуализации и стимулирования познавательной потребности могут выступать перестройка содержания курсов педагогики и психологии, установление межпредметных связей, реализация проблемного обучения, новизна учебного содержания (148).

Многими авторами затрагивается проблема выявления уровней развития той или иной группы мотивов по различным основаниям (Юркевич, 1980; Патяева, 1983; Васюкова, 1985; Братусь, 1988; Подвойский, 1987, и др.).

Познавательные мотивы являются основой формирования творческой мотивации, ведущими в ее структуре. Творческая мотивация – это направленность на самостоятельное получение новых знаний и преобразование собственной деятельности. В ней выделяются два уровня: устойчивый и неустойчивый, различающиеся по особенностям взаимосвязи между мотивами, по стабильности творческих проявлений в деятельности, по частоте осуществления продуктивных мыслительных действий (137). Основанием выделения уровней творческой мотивации послужила лишь одна из динамических характеристик мотива – его устойчивость, что, по нашему мнению, явно недостаточно. Условиями формирования творческой мотивации и, соответственно, познавательных мотивов выступают у цитируемого автора использование активных методов обучения, создание творческой атмосферы в группе, целенаправленная работа по развитию продуктивных мыслительных действий.

Можно считать традиционным для отечественной психологии исследование мотивации учебной деятельности с позиций системного подхода (Л.И. Божович, А.К. Маркова, Е.В. Шорохова, Д.Б. Эльконин, П.М. Якобсон и др.). В ряде исследований исходное представление о мотивации учения как системном образовании выражается в разработке классификации мотивов деятельности учения, в которые в большинстве случаев включаются наряду с познавательными также и профессиональные мотивы (В.И. Шкуркин, В.М. Антипова, Б.С. Волков и др.). В других работах предприняты попытки раскрыть механизмы взаимодействия компонентов, относимых к мотивации как системе (А.Н. Леонтьев., Н.И. Мешков, В.Г. Леонтьев, В.К. Вилюнас и др.).

Определены четыре компонента мотивации учебной деятельности студента, названные мотивационными ориентациями: на процесс учебной деятельности, ее результат, оценку, избегание неприятностей. Мотивационная ориентация – это структурное образование, или комплекс побудителей, объединенных общей направленностью на какую-либо сторону учебной деятельности, обладающий относительной устойчивостью и выполняющий в учебной деятельности специфическую роль, обусловленную составом побудителей. Наиболее релевантными задачам учебной деятельности относительно ее продуктивности и эффективности формирования личности являются мотивационные ориентации на процесс и результат этой деятельности (150).

В исследовании динамики мотивации учебной деятельности под влиянием условий обучения описаны две специфичные доминирующие ориентации: на процесс и на результат у взрослых; на процесс, результат, оценку преподавателя и «избегание неприятностей» у студентов. Показано, что учебной деятельности взрослых релевантна мотивационная ориентация на процесс; исходное положительное отношение к изучаемому предмету коррелирует с познавательными мотивами; неустойчивое отношение – с инструментальными мотивами; отрицательное – с мотивами собственного благополучия; смыслообразующий мотив учения взрослых зависит от их исходного отношения к изучаемому предмету. Положительное отношение и познавательные мотивы определяют исходный тип структуры мотивации учения с доминированием ориентации на процесс; неустойчивое и отрицательное отношение в сочетании с инструментальными мотивами и мотивами благополучия определяют доминирование ориентации на результат в исходной структуре мотивации учения. Таким образом, познавательные мотивы – смыслообразующие в учебной деятельности – основа мотивационной ориентации на процесс (79).

В анализируемой работе показано, что повышение успешности учебной деятельности взрослых приводит к увеличению в структуре мотивации учения процессуального компонента (усиливается ориентация на процесс, развиваются познавательные мотивы), снижение успешности – к повышению значимости результативного компонента мотивации (усиливается ориентация на результат, развиваются инструментальные мотивы и мотивы благополучия). Таким образом, изменение успешности учебной деятельности детерминирует динамику мотивации учебной деятельности взрослых, ее развитие (79). На развитие мотивации учения субъекта в целом опосредованно влияет уровень обучаемости, в зависимости от которого меняется вся совокупность учебных мотивов, их системная соотнесенность и, тем самым, отношение к учению (92).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология мотивации студентов"

Книги похожие на "Психология мотивации студентов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Вербицкий

Андрей Вербицкий - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Вербицкий - Психология мотивации студентов"

Отзывы читателей о книге "Психология мотивации студентов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.