» » » » Андрей Вербицкий - Психология мотивации студентов


Авторские права

Андрей Вербицкий - Психология мотивации студентов

Здесь можно скачать бесплатно "Андрей Вербицкий - Психология мотивации студентов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Логос»439b7c39-76ee-102c-8f2e-edc40df1930e, год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Вербицкий - Психология мотивации студентов
Рейтинг:
Название:
Психология мотивации студентов
Издательство:
Литагент «Логос»439b7c39-76ee-102c-8f2e-edc40df1930e
Год:
2006
ISBN:
5-98704-117-1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология мотивации студентов"

Описание и краткое содержание "Психология мотивации студентов" читать бесплатно онлайн.



Представлен анализ психологических исследований по проблемам мотивации субъектов учебной деятельности. Рассмотрена сущность мотивации, систематизированы основные отечественные и зарубежные подходы к пониманию мотивации деятельности и поведения человека, к ее развитию в обучении. Проанализированы процессы трансформации познавательной мотивации студентов в профессиональную в контекстном обучении, в котором моделируется предметное и социальное содержание усваиваемой профессиональной деятельности. Описаны методики исследования мотивации, приведен обширный список литературы.

Для преподавателей и студентов гуманитарных и технических вузов, исследователей, всех тех, кто интересуется проблемами мотивации человека.






Л.С. Выготский анализирует взаимосвязанные понятия потребности и интереса, раскрывая через них понятие инстинкта. Инстинкт – могущественный импульс к деятельности, связанный с наиболее сложными органическими потребностями ребенка; интерес «является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями» (46, с. 118). Таким образом, по Л.С. Выготскому, интерес является формой проявления инстинктов.

В свою очередь, С.Л. Рубинштейн признает влияние органического состояния человека на мотивацию инстинктивного действия: такое состояние ограничивает мотивацию, что и отличает инстинктивное поведение от его более развитых форм. Следовательно, мотивация, связанная с природными потребностями, органическими состояниями и инстинктивными стремлениями индивида, не исчерпывает всех ее форм (147).

В соответствии с этой позицией зависимость человека от того, в чем он нуждается или заинтересован, порождает направленность на соответствующий предмет. Зарождающаяся при этом достаточно неопределенная динамическая тенденция превращается в стремление. По мере опредмечивания такой тенденции она становится все более осознаваемым мотивом деятельности. Поэтому проблема направленности личности – это «прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами» (146, с. 104). Понятие динамической тенденции у С.Л. Рубинштейна основное в определении различных мотивационных проявлений – установок, эмоций, целей, задач, мотивов, потребностей, интересов, идеалов. Так, интересы являются специфическими мотивами познавательной деятельности, эмоции – формой переживания потребности, выражающей ее активную сторону.

Для А.Н. Леонтьева понимание соотношения мотивов и потребностей является главным в психологическом анализе личности. Врожденные потребности и инстинкты выступают лишь предпосылками ее развития, «которые перестают быть тем, чем они были виртуально, «в себе», как только индивид начинает действовать» (96, с.182). Мотивы, субъективные переживания и желания взаимосвязаны опосредованно (через их предмет) и в то же время принципиально несводимы друг к другу.

Автор подчеркивает, что при существующем терминологическом многообразии нет необходимости разбираться во всех смешениях понятий, которые характеризуют состояние проблемы мотивов. Главный вопрос здесь – в понимании предмета хотения, желания или страсти. Таким образом, предмет придает деятельности определенную направленность; деятельность – это процесс, «побуждаемый и направляемый мотивом – тем, в чем опредмечена та или иная потребность»; «за соотношением деятельностей открывается соотношение мотивов» (96, с. 188—189). В таком понимании обозначена взаимосвязь мотива и потребности, причем имеющая генетический характер: развитие потребностей происходит путем изменения круга предметов, их удовлетворяющих. Это, считает А.Н. Леонтьев, основной фило– и онтогенетический закон развития потребностей (98). В разных исследованиях конкретизируется положение о соотношении понятий мотива и потребности.

Мотивы и цели, по А.Н. Леонтьеву, могут совпадать в результате приобретения целью самостоятельной побудительной силы или в результате осознания мотивов, превращающего их в «мотивы-цели» (96, с. 201). Об этом же говорит Б.Ф. Ломов: мотив приобретает свою побудительную функцию в соотношении с целью. Вектор «мотив – цель» является качественно новым образованием, которое отличается от мотива и от цели, выступая как направленный побудитель и регулятор деятельности (102).

Между мотивом, целью и установкой, отмечает О.К. Тихомиров, существуют сложные отношения (162). Осознание мотива может иметь двоякие следствия: возникновение мотивов-целей при сохранении направленности деятельности; целей – «антимотивов», нейтрализующих или подавляющих осознанный мотив. В последнем случае возникают новые мотивы или меняется их иерархия; именно иерархические отношения в потребностно-мотивационной сфере обусловливают появление целей, альтернативных актуальным потребностям. Установка замещается целью при недостаточности действия установочных механизмов; определяет избирательность по отношению к возможным целям; может быть продуктом трансформации целей – в результате принятия решения образуется намерение (164).

Мотив является продуктом проникновения интеллектуального образования (образа предмета) в потребность (аффект), пристрастно-познавательным образованием, сочетающим в себе признаки интеллекта и аффекта, полагает В.К. Вилюнас (42). Иначе говоря, мотив – это пристрастно отражаемый предмет, предмет пристрастно-эмоционального отношения, что позволяет развивать представления о его взаимодействии с другими «единицами пристрастности» и различными составляющими опыта (41, с. 193). Психологическая связь мотивов и эмоций состоит, по А.Н. Леонтьеву, в том, что последние отражают отношения между мотивами (потребностями) и возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта, возникая вслед за актуализацией мотива (потребности) и предшествуя рациональной оценке субъектом своей деятельности (98).

По мнению некоторых авторов, эмоциональная окрашенность мотивов неустойчива: одни мотивы жестко связаны только с определенным типом эмоций (например, интерес – с положительными эмоциями), другие под влиянием ситуации и характеристик выполняемой деятельности могут менять свой эмоциональный «знак». В зависимости от «знака» ведущего мотива отношение к учению может быть положительным, неопределенным или отрицательным (92).

Потребности есть обусловленные природой и обществом программы жизнедеятельности; эмоции – психические феномены, порождаемые потребностями и являющиеся их индикаторами (Б.И. Додонов). Кроме того, эмоция сама формирует временную потребность – намерение. Эмоция есть своеобразная функциональная потребность организма и личности в эмоциональном насыщении; она может стать и своеобразным объектом потребности. Относительно потребности функции эмоции трансформируются: от роли ее индикатора и функционально-потребностной роли до объекта потребности и интереса личности. Интерес есть «потребность в определенном объекте и деятельности с ним как источниках желанных переживаний и средствах достижения желанных целей» (63, с. 21).

Несколько иного взгляда на проблему соотношения потребностей и стремлений личности придерживается А.Г. Асмолов: понятие потребности неправомерно использовать для обозначения феноменов человеческой психики, которые в качестве мотивирующего источника имеют взаимодействие субъекта с миром; более адекватно понятие функциональной тенденции, способное стать теоретической основой разработки проблемы движущих сил развития личности (13).

Развитие личности, по Л.И. Божович, сопровождается появлением новых форм психики в познавательной и эмоциональной сферах, как и в сфере потребностей и мотивов ребенка: «Первоначально элементарная потребность в раздражителях… превращается в потребность в новых впечатлениях, а затем в специфически человеческую познавательную потребность» (21, с. 64). Познавательная потребность ненасыщаема в тех случаях, когда возникающее при ее удовлетворении переживание начинает выполнять функцию предмета потребности. Развитие мотивационной сферы человека выступает центральным звеном в формировании его личности (Там же).

Мотив является устойчивым образованием мотивационной сферы в виде опредмеченной потребности, подчеркивает В.А. Иванников (74). В отличие от мотива, побуждение является конкретным ситуативным образованием, результатом мотивационного процесса, т. е. следствием актуализации мотива, непосредственно инициирующего деятельность. В то же время побуждение – субъективное проявление мотива как личностного образования, его предваряющее.

К мотивационному процессу автор относит: формирование готовности к действию; выбор целей, средств, способов, места и времени действия; формирование уверенности в правильности и необходимости действия. В сложный мотивационный процесс включены потребности, мотивы, мировоззрение, личностные особенности и представления человека о себе, своих физических и психических возможностях, функциональные и эмоциональные состояния и переживания, знание о среде и прогноз ее изменений, ожидаемые последствия и т. п. Мотивация есть «особый психический процесс или особое психическое действие со своим строением и с функцией формировать побуждение» (75, с. 115). «Мотивационное действие» может быть свернутым или развернутым во времени, протекать на осознаваемом либо неосознаваемом уровнях. Анализируя возможности произвольного формирования побуждения посредством изменения смысла действия, В.А. Иванников говорит о произвольной форме мотивации, осуществляемой в плане сознания.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология мотивации студентов"

Книги похожие на "Психология мотивации студентов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Вербицкий

Андрей Вербицкий - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Вербицкий - Психология мотивации студентов"

Отзывы читателей о книге "Психология мотивации студентов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.