Авторские права

Сборник - Что такое анафема

Здесь можно купить и скачать " Сборник - Что такое анафема" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Литагент «Белый город»08eeed96-6db7-11e5-8f01-0025905a069a, год 2006. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Сборник - Что такое анафема
Рейтинг:
Название:
Что такое анафема
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2006
ISBN:
5-4850-0101-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Что такое анафема"

Описание и краткое содержание "Что такое анафема" читать бесплатно онлайн.



Часто мы слышим это страшное слово – анафема, – не задумываясь над его смыслом. Одни считают анафему отлучением от Церкви, другие – проклятием, подобным духовной смерти. Для чего же проповедующая любовь и милосердие Церковь произносит это жестокое слово? В этой книге собраны исторические и богословские труды о сущности анафемы и о возрождаемом ныне в богослужебной жизни чине анафематствования, совершаемом в первое воскресенье Великого поста – в Неделю Православия. В ней приводится мнение об анафеме святых Православной Церкви (свт. Иоанн Златоуст, свт. Игнатий (Брянчанинов), св. Иоанн Кронштадтский), современных богословов (диакон Андрей Кураев), а также определения Св. Синода и акты Архиерейских Соборов об отлучении от Церкви известных исторических лиц с древних времен и до настоящего дня. Надеемся, что книга поможет Вам понять это врачующее действие Святой Церкви, призванное оградить церковный народ от духовных болезней – ересей и расколов.






Таким образом, Тимошка Акундинов предавался анафеме за свое самозванство, за то, что называл себя сыном царя, над Московским государством умышлял, обвинялся в том, в чем были виновны и другие самозванцы, числом двенадцать, не считая Акундинова. В чине Православия были преданы анафеме самые большие злодеи из них, наделавшие много зла России, – Гришка Отрепьев и Стенька Разин. Имена же остальных десяти не были внесены в этот чин. Тимошка Акундинов, хотя собственно не сделал вреда России, так как жил вне ее пределов, был анафематствован, подобно Отрепьеву и Разину, за то, что причинил много хлопот, рассылок, издержек русскому правительству, сносившемуся с другими государствами о выдаче ему самозванца. Тимошка Акундинов внесен в чин Православия по государственным соображениям, для большей огласки его самозванства, требовавшейся не только в России, но и вне ее, особенно в тех странах, которые долгое время не выдавали самозванца России. Для огласки считалось недостаточным объявить о нем народу царскими указами. Гнусность самозванства народ лучше мог понять из чина Православия.

Русское правительство, считая Польшу виновной в неприятностях для России от Акундинова, особым образом довело до сведения Польши о недостижении самозванцем своей цели. Олеарий[58] говорит, что польскому послу назначена была аудиенция при московском дворе в день казни Тимошки Акундинова. В тот самый час, когда совершалась казнь и Акундинова четвертовали, посол должен был ехать через площадь и видеть трагический конец самозванца, называвшегося сыном царя Василия Шуйского.

Имя Тимошки Акундинова, как и Стеньки Разина, было исключено из чина Православия при составлении нового чина в 1766 году.

Анафематствование Стеньке Разину

Степан Тимофеевич Разин – вождь народного движения, бунта, донской казак. До 1661 г. жизнь Степана Разина неизвестна. В 1662–1663 гг. Разин атаманом донских казаков совершил походы против крымских татар и турок. В 1667 г. он собрал большую шайку и грабил с ними турецкие берега, после чего появился на Волге и разбил большой караван с казенными судами. Его поход на Волгу превратился в мощную крестьянскую войну, охватившую Поволжье и ряд других районов России. С 1,5 тыс. человек он разбил войско московского воеводы и взял Яицкий городок. Весной 1670 г. Разин завладел Доном. Тысячи стрельцов переходили к Разину. Астрахань была взята и получила казацкое устройство. Все Поволжье поднялось: крестьяне избивали помещиков, посадских, приказных. Разин взял Саратов и осадил Симбирск, но взять его Стеньке не удалось. K январю 1671 г. восточная Украина утихла. Не было вождя, который бы стал во главе недовольных; бунты поэтому, хотя и вспыхивали, но скоро и потухали. После поражения под Симбирском Стенька растерялся и бросился вниз по Волге. Его имя уже потеряло свое обаяние. В Самаре и в Саратове его не впустили в город. В Царицыне он пролежал некоторое время, лечась от ран, полученных под Симбирском, и только зимой с горстью верных ему казаков прибыл в Кагалинский городок и стал сноситься с Астраханью и Черкасском, надеясь еще поправить дело. Стенька думал взять Черкасск силой и в феврале 1671 г. подошел к городу, но взять его ему не удалось, и он возвратился в свой Kагалинский городок. Обозленный неудачами, Стенька особенно жестоко поступал со своими врагами: он жег их в печи, как дрова. В это самое время в Москве Патриарх Иосиф предал Разина анафеме при особо торжественной обстановке. Казаки решились теперь действовать против Стеньки. 14 апреля они подступили к Кагалинскому городку. Стенька и брат его Фролка с сообщниками попались в плен. Сообщники Стеньки были перевешаны на месте, Стенька же был отправлен в Москву. Здесь он был публично казнен 6 июня 1671 года.

В сказке[59] о Стеньке Разине, находящейся в Полном Собрании законов[60], говорится, что по совещании царя Алексия Михайловича с Патриархом и Священным Собором определено было в 179 (1679 – Прим. ред.) году 12 марта, «когда придет неделя первая Великого поста, которая нарицается Православная… соборне того вора Стеньку Разина проклятсть».

В сказке написано следующее: «В прошлых 178 и 179 годах (1670–1671 гг. – Прим. ред.) вор, донской казак Стенька Разин сотоварищи, отступя от Бога и от Святой Церкви, Ему, Великому Государю, Царю и Великому князю Алексию Михайловичу <…> и Его Государским благородным чадам… и всему Московскому государству изменили и воровали на Волге и по городам от Царицына до Астрахани, в городах воевод и всяких приказных и служилых людей и Московских стрельцов побили и в воду побросали. И пришел под Астрахань, и астраханских жителей подбил на воровство, и обманом в город вошел, и бояр и воевод и ратных людей побил, надругаясь и мучая, не щадя и младенцев. И, видя, что ему, Стеньке и его товарищам, диавол помогает, радуясь тому невинному кровопролитию, и хотя его распространения, собрал людей из Астрахани, пошел по Волге вверх и был под Симбирском для воровства… Будучи в Кагалышке, он чинил, чего и басурманы не чинят: православных христиан в печи жег, вместо дров. И в прошлом 179 (1671 – Прим. ред.) году, 12 марта, когда пришла неделя первая Великого поста, которая называется Православной, совершается молебное пение на поклонение святых икон и вечное воспоминание прежде бывших во благочестии и в почитании тех святых икон, благочестивых Царей и Великих князей и всех православных христиан, еретикам же и богоотступникам и гонящим и надругающимся над Святой Церковью и мучителям христианским на вечное проклятие. И в то время Великий Государь, Царь и Великий князь Алексий Михайлович, всей Великой и Малой и Белой России Самодержец, посоветовавшись о том с духовным отцом своим и богомольцем, с великим Господином святейшим Иоасафом, Патриархом Московским и всей России и с преосвященными митрополитами, и архиепископами, и епископами и со всем Священным Собором, что по многому долготерпению Божию вор Стенька и на Святую Церковь воюет тайно и явно, и православных христиан тщится погубить пуще прежнего, и о том подлинно ныне известно от донских казаков… И Великий Господин, Святейший Иоасаф, Патриарх Московский и всей России, с духовными сыновьями своими, с преосвященными митрополитами, и архиепископами, и епископами и со всем Собором, по данной им от Бога благодати, не терпя Святой Божией Церкви в поругании, православных христиан в погублении, как истинные пастыри словесного Христова стада и блюстители закона Его, того вора Стеньку и единомышленников его, как пагубного волка от стада Христова и от Святой Церкви, как гнилой член от тела отсекли, как пращой, словом уст своих…». <…>

Проклятие было совершено, и этому проклятию и молитвам Патриарха приписывалось получение Божией помощи к взятию Стеньки Разина 14 апреля (1671 г. – Прим. ред.) и скованию его узами железными. По составлении нового чина Православия в 1766 году имя Стеньки Разина в нем не упоминалось.

Анафематствование Разину находилось в чине Православия Вивлиофики во втором списке, в чинах Иркутском, Московском Соборном, Архангельских, Вологодском, Псковском и Новгородском 1690 года. Во всех них содержится одно и то же анафематствование, именно: «Страх Господа Бога Вседержителя презревший, и час смертный и день судный забывший, и воздаяние будущее злотворцам в ничто вменивший, Церковь Святую возмутивший и обругавший, и к Великому Государю-Царю и Великому князю Алексею Михайловичу всей Великой и Малой и Белой России Самодержцу крестное целование и клятву преступивший; иго работы отвергший, и злокозненным своим коварством обругавший имя блаженной памяти благоверного Царевича и Великого князя Алексея Алексеевича; народ «христианороссийский» возмутивший и многих невежд обольстивший, и лестью рать воздвигший, отцов на сыновей, и сыновей на отцов, и братьев на братьев возмутивший, души вместе с телами бесчисленного множества христианского народа погубивший, и многому невинному кровопролитию виною бывший; и на все государство московское злоумышленник, враг, крестопреступник, разбойник, душегубец, человекоубийца, кровопийца, новый вор и изменник, Донской казак Стенка Разин вместе с его наставниками и злоумышленниками этого зла, с первыми своими советниками, волю его к злодейству направившими, пособниками его злого начинания, с Сенкою Паншинским, с Гришкою Терновским, с Лазарком Тимофеевым, с Ивашкою Толкачем, с Пронкою Шумливым, с Сенкою Телковским, с Янкою Гавриловым, с Леском Хохлачем, с Федкою Турченином, с Ваською Усом, с Алешкою Поляком, с Илюшкою Ивановым сотоварищи; как Дафан и Авирон да будут прокляты».

В Вивлиофике же в одном и том же (втором) списке заключается, кроме упомянутого, еще другое короткое анафематствование, именно: «Вор и изменник и крестопреступник и душегубец Стенька Разин забыл Святую Соборную Церковь и православную христианскую веру, Великому Государю изменил, и многие пакости и кровопролития и убийства в городе Астрахани и в других городах учинил, и всех вместе православных, которые к его коварству не присоединялись, побил, потом и сам вскоре исчез, и с единомышленниками своими да будет проклят».<…>


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Что такое анафема"

Книги похожие на "Что такое анафема" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сборник

Сборник - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Сборник - Что такое анафема"

Отзывы читателей о книге "Что такое анафема", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.