» » » Анатолий Артемьев - Противолодочные самолеты


Авторские права

Анатолий Артемьев - Противолодочные самолеты

Здесь можно скачать бесплатно "Анатолий Артемьев - Противолодочные самолеты" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Военная техника, оружее, издательство ACT Астрель, год 2002. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анатолий Артемьев - Противолодочные самолеты
Рейтинг:
Название:
Противолодочные самолеты
Издательство:
ACT Астрель
Год:
2002
ISBN:
5-17-012865-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Противолодочные самолеты"

Описание и краткое содержание "Противолодочные самолеты" читать бесплатно онлайн.



Одной из важнейших задач авиации ВМФ является борьба с подводными лодками противника. Противоборство авиации и подводных лодок насчитывает не один десяток лет. За эти годы противолодочные самолеты и подводные ракетоносцы превратились в достойных противников, так как относятся к наиболее сложным и совершенным видам современной военной техники. В книге рассказывается об истории развития отечественной противолодочной авиации и о решении ею реальных задач при несении боевой службы.






До 1974 г. самолеты Бе-12 авиации КСФ и КТОФ при самостоятельных действиях обнаруживали в среднем по три -четыре ПЛ в,год, Если проводились поисковые противолодочные операции силами флота, то помощь самолетов Бе-12 оказывалась не только неоценимой, но иногда предопределяла ее успех. Один из ярких эпизодов – поисковая противолодочная операция, проведенная 18 августа 1974 г. в Баренцевом море, когда пара самолетов Бе-12 403 оплац авиации КСФ выставила для первичного поиска поле буев, с помощью которого обнаружили ПЛ и поддерживали контакт с ней в течение времени, необходимого для подготовки к вылету и прибытию в район пары самолетов Ил-38 (а впоследствии и Ту-142), принявших его и продолживших слежение более двух суток.

Высокий уровень шумов в кабинах самолета нередко приводил к ошибочным выводам о достоверности контакта. Но в процессе эксплуатации постепенно выявлялись недостатки и иного рода.

Начиная с 1975 г. количество обнаружений иностранных ПЛ стало резко возрастать, О причинах подобного явления можно только гадать, подробно их никто исследовать не удосужился. Всех устроило объяснение, что увеличение количества обнаружений, является следствием возросших поисковых усилий и более широким применением для первичного поиска буев. Действительно поставки их из промышленности возросли и если в 1967 г, авиация флота получала 5000 буев в год, то в 1977 г, их число увеличилось более чем в два раза, достигнув максимума в 1983 г, (16000), причем в этот период почти половина их расходовалась на боевую службу.


Кабина штурмана, правый борт. Впереди самописец АПМ-60Е, справа внизу командный прибор прицельно-вычислительного устройства


Логика и здравый смысл свидетельствовали, что по количеству обнаружений ПЛ ввиду эпизодичности вылетов на их поиск в различные районы и по ряду других причин нельзя оце-' нивать результаты деятельности экипажей, а следовательно, и эффективность боевой службы. Тем не менее, такая оценка все же существовала.

За первые 17 лет эксплуатации налет самолетов Бе-12 на боевую службу по поиску ПЛ составил 37205 ч.

По донесениям экипажей самолетов Бе-12 авиации всех флотов следовало, что с 1968 г. по 1982 г. обнаружено 110 иностранных ПЛ, причем на период с . 1977 г. по 1982 гг. когда выполнялись регулярные поиски, приходится 83 обнаружения. До 30% обнаружений получено в результате магнитометрического поиска, 15 ПЛ обнаружены визуально или с помощью РЛС.

За многими обнаруженными ПЛ выполнялось слежение с помощью буев. Час слежения, без учета расхода топлива на полет в район поиска и обратно, с применением буев РГБ-НМ (РГБ-НМ-1) обходился в 22-30 тыс. руб. в ценах 1970 г.

Пик активности боевой службы по поиску ПЛ приходится на 1989- 1990 годы.

В 1989 г. экипажи самолетов Бе-12 всех флотов обнаружили 29 иностранных ПЛ. После развала СССР количество вылетов авиации на боевую службу существенно сократилось.


Кабина штурмана, передний отсек



Слева: самолеты Бе-12 на экране РЛС «Инициатива-2Б». Внизу: самолет, на котором отрабатывалась система самонаведения ПКР «Москит»


В 1992 г. началось списание самолетов Бе-12, вывод их в резерв с последующей утилизацией. К середине 1996 г. в штате авиации ВМФ России состояло 32 самолета и столько же находилось в резерве. В 2001 г. в авиации флотов, за исключением авиации КЧФ, самолеты Бе-12 не числились и тихо доживали свой век на охраняемых и неохраняемых базах, именуемых самолетомогильниками. Их жизненный цикл закончился, и в одночасье они стали ненужными.


Самолет Бе-12, поступивший из 33 Центра авиации ВМФ, музей ВВС, Монино

Разработка и испытания противолодочного комплекса самолета Ил-38

В качестве носителей средств поиска и поражения ПЛАРБ в соответствии с программой планировалось разработать для авиации ВМФ самолеты Ил-38, Ту-142, определялись также некоторые направления их дальнейшей модификации, Разработка Ил-38 рассматривалась, учитывая его радиус, не превышающий 2000 – 2200 км, в качестве первого этапа с последующей заменой в дальней зоне на самолеты Ту-142 с большим радиусом и грузоподъемностью.

Военно-морская академия и ряд других организаций занимались вопросами оперативной оценки системы «Поларис», прогнозированием ожидаемых районов боевого патрулирования ПЛАРБ, оценивали возможные варианты и методы применения их оружия, вырабатывали предложения по рациональному использованию авиации, наряду сил, необходимым средствам и другим вопросам.

Одна из таких научно- исследовательских работ (НИР) под шифром «Айсберг» завершена в 1960 г. При оперативно-тактическом обосновании разработчики исходили из того, что ПЛАРБ в ближайшие годы будут патрулировать в Норвежском море и в Северном Ледовитом океане, а в случае военной опасности могут приближаться к назначенным объектам удара. Подобное допущение преследовало вполне объяснимое стремление приблизить районы пуска ракет к радиусу действия Ил-38, и полностью игнорировался тот факт, что воздушное пространство над районами нахождения ПЛАРБ будет контролироваться средствами ПВО стран НАТО и вряд ли представится возможность действовать в них без противодействия, а в случае военных действий – безнаказанно.

Из оценки гидрометеорологической обстановки районов Норвежского моря и Северного Ледовитого океана следовало, что вероятность применения противолодочных самолетов, использующих в качестве средств первичного поиска авиационные буи, работоспособность которых ограничивается состоянием моря в 3 балла и в зависимости от времени года составляет 30 – 70%. Если к этому добавить метеорологические условия в районах аэродромов базирования авиации, их состояние и некоторые другие факторы, то оценки оказываются еще ниже. Чтобы производить поиск в ледовых условиях, а направление удара со стороны Северного полюса считалось наиболее вероятным, предлагалось разработать наледные гидроакустические и магнитометрические станции, заградительные торпеды (с установкой на якорь на маршрутах предполагаемого движения лодок), средства поражения подо льдом.


Самолет Ил-38, вид справа


В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров от 11 декабря 1959 г. № 1335-594 разработку бортового оборудования РГАС системы поиска и обнаружения ПЛ «Беркут» возложили на НИИ-131 МРП, а ответственным за создание буев назначили НИИ-753 МСП.

Постановлением ЦК КПСС и Совета министров от 18 июня 1960 г. № 640-261 разработку противолодочного самолета Ил-38 поручили ОКБ-240 ГКАТ. В соответствии с этим документом первый экземпляр самолета Ил-38 (без противолодочного оружия) следовало представить во втором квартале 1962 г.

Тактико-технические требования к самолету главком ВМФ утвердил 4 мая 1961 г. Их подписали заместитель главкома ВВС по вооружению и заместитель командующего авиацией ВМФ генерал-лейтенант авиации И. И. Борзов, назначенный председателем государственной комиссии по самолету Ил-38.

В 1961 г. в ОКБ-240 состоялась защита эскизнотехнического проекта самолета Ил-38 с системой «Беркут». В соответствии с рекомендациями, обоснованными в НИР «Айсберг», считалось, что самолеты Ил-38 будут использоваться для поиска ПЛАРБ одиночно и малыми группами, преимущественно в Норвежском море. Возможность их применения на Тихом океане на этом этапе не рассматривалась. Присутствующим показалось необычным отсутствие на самолете пушечного оборонительного вооружения, которое в соответствии с требованиями ВВС должен иметь каждый военный самолет. Генеральный конструктор высказал мнение, что то оружие, которое имеется, не обеспечивает оборону от истребителей, и представлялось бы целесообразным снабдить самолет ракетами класса «воздух-воздух», но таких пока не существует. Его поддержал заместитель командующего авиацией ВМФ генерал-лейтенант авиации И. И. Борзов, считавшии, чтоИл-38 будут использоваться в районах, недосягаемых для истребителей, что, как показало время, оказалось далеко от истины. Тем не менее, принимая во внимание очевидный исход встречи противолодочного самолета с истребителем, решение не устанавливать на Ил-38 оборонительное вооружение можно считать вполне оправданным. При этом некоторые надежды возлагали на станцию активных электронных помех СПС-100, которая, как показало дальнейшее, оказалась неэффективной против РАС современных истребителей, в которых стал использоваться режим работы «сопровождений на проходе»; а нё «автосопровождение».


Самолет Ил-38 с тягачом для буксировки


Высказывались также предложения о вооружении Ил-38 ракетами класса «воздух-поверхность». Но и это предложение Генеральный конструктор не принял к рассмотрению. Против оборудования самолета аппаратурой радиотехнической разведки высказался генерал Борзов, который являлся сторонником очень узкой противолодочной специализации, полагая, что в противном случае Ил-38 будут использовать для решения широкого круга задач по указанию флотских руководителей. Безусловно, разведывательное оборудование способствовало бы и решению противолодочных задач. Обсуждались и другие вопросы, особенно связанные с безопасностью полета и загруженностью экипажа.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Противолодочные самолеты"

Книги похожие на "Противолодочные самолеты" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анатолий Артемьев

Анатолий Артемьев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анатолий Артемьев - Противолодочные самолеты"

Отзывы читателей о книге "Противолодочные самолеты", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.