Анатолий Артемьев - Противолодочные самолеты

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Противолодочные самолеты"
Описание и краткое содержание "Противолодочные самолеты" читать бесплатно онлайн.
Одной из важнейших задач авиации ВМФ является борьба с подводными лодками противника. Противоборство авиации и подводных лодок насчитывает не один десяток лет. За эти годы противолодочные самолеты и подводные ракетоносцы превратились в достойных противников, так как относятся к наиболее сложным и совершенным видам современной военной техники. В книге рассказывается об истории развития отечественной противолодочной авиации и о решении ею реальных задач при несении боевой службы.
Испытания системы Ид-8 проводились с 4 апреля по 13 ноября 1990 г. с выполнением 20 полетов, налет составил 58 ч. Они показали, что в сравнимых условиях дальность обнаружения ПЛ буями РГБ-16 превышает аналогичный показатель при использовании РГБ-1А в два-три раза. К положительным свойствам системы относились возможность наблюдения за МО выставленных буев с помощью бортовой аппаратуры независимо от контакта с ПЛ; количество каналов, обеспечивающих прослушивание буев РГБ-16 (РГБ-1А) увеличено до 64 (24 в системе «Беркут»); появилась возможность выбирать оптимальное заглубление гидрофона (фиксированные установки 20, 150 и 300 м) для учета особенностей гидрологических условий в районе поиска.
Рабочее место помощника командира корабля
По данным испытаний, при поиске с использованием ВИЗ получена дальность обнаружения ПЛ 6 км в районе моря глубиной 1500 м при совмещенном взрыве (ВИЗ подрывается в точке постановки буя, для чего необходимо произвести повторный заход). Однако выявились некоторые существенные недостатки метода: сложность подтверждения контакта и определения дальности до ПЛ, локализации ее местоположения, что заставило усомниться в объективности данных испытаний и целесообразности его практического применения для поиска, а тем более для слежения.
Компоновка самолета Ил-38
Еще до окончания испытаний в январе 1990 г. на авиаремонтном заводе № 30 в г. Пушкине один из самолетов 24 оплап дд оборудовали опытным образцом системы «Изумруд-8». К концу 1992 г. серийные образцы аппаратуры установили на пяти самолетах, к середине 1996 г. добавилось еще семь. К этому времени в частях еще оставался инженерно-технический состав, обладавший большим опытом, и поэтому техническое обслуживание новой системы не вызвало больших трудностей. После установки системы на самолет перепрошивались кассеты постоянного запоминающего устройства ЦВМ.
В начале 1991 г. в соответствии с указаниями из штаба авиации ВМФ было организовано переучивание личного состава части. Представители научно-производственного объединения «Ленинец» организовали с личным составом теоретическое обучение, а помощь в практическом переучивании оказывал штурман-испытатель из Феодосии. К августу 1991 г. три штурмана части получили допуск к полетам с использованием новой системы.
В настоящее время рассматриваются вполне реальные предложения по радикальной модернизации комплекса Ил-38, включая изменения в конструкции планера, замену силовых установок и др. Это вызвано тем, что в обозримой перспективе замены самолету Ил-38 не предвидится и есть все основания полагать, что он останется в морской авиации как минимум еще на 10- 15 лет, а возможно, и больше. В этом случае возраст последнего самолета, покинувшего завод, превысит 40 лет. Учитывая состояние экономики, это реально, и в таком случае представляется целесообразным произвести более основательную модернизацию всего комплекса с приданием ему функций патрульного самолета в связи с изменившимися условиями.
Приборная доска штурмана-навигатора
Самолет Ил-38; вид 3/4 справа сзади
В 2000 г. организация, разработавшая систему «Изумруд-8», сменила название и превратилась в Научно-исследовательский институт системотехники холдинговой компании «Ленинец». Она в течение ряда лет продолжала исследования и разработку ППС, именовавшуюся в экспортном исполнении «Морской змей».
Система предназначается для решения широкого круга задач, решаемых патрульными самолетами (поиск и уничтожение ПЛ, радиоэлектронное наблюдение за морской поверхностью, минных постановок, а также решения противокорабельных задач), компенсируя недостатки бортового оборудования предшествующего поколения, и с полным основанием может называться многоцелевым радиоэлектронным комплексом. Кроме задач военного назначения предусматривается возможность решения задач поиска и спасения людей при морских бедствиях на море и решения задач мониторинга морской поверхности.
В состав комплекса «Морской змей» входят несколько подсистем: радиолокационная; радиогидроакустическая; магнитометрическая; радиотехнической и оптикотепловизионной разведки; вычислительная; аппаратура навигационного обеспечения.
При решении противолодочных задач основным информационным средством поиска является радиогидроакустическая подсистема. Она предназначена для приема и обработки информации от буев по 96 каналам. В ее состав входят пассивные ненаправленные буи РГБ-41; пассивные направленные РГБ-48; активный буй-излучатель РГБ-58. Они обеспечивают обнаружение ПЛ по их шумам в инфразвуковом и звуковом диапазонах частот; измерение их пеленга; поиск и определение координат ПЛ с помощью активных буев. В состав комплекса входит аппаратура гидрологической разведки с двумя сбрасываемыми буями. Радиогидроакустическая система спроектирована по модульному принципу и обеспечивает полный цикл приема и обработки информации от 8 буев.
Все буи имеют вес от 10,5 до 16 кг, диаметр 120- 150 мм и длину от 1000 до 1260 мм.
В РЛС с перестраиваемой частотой передатчика и мощностью в импульсе 25 кВт использована волноводнощелевая решетка с механическим сканированием по азимуту. Радиолокационная станция обеспечивает высокую помехоустойчивость, межобзорное накопление и постоянную частоту ложных тревог, сопровождение на проходе (без потери обзора). Предполагается, что дальность обнаружения выдвижных устройств ПЛ (эффективная площадь рассеяния в радиусе 1 кв. м) может составить 30 – 35 км. Модульная конструкция РЛС позволяет наращивать ее функции.
Контейнер обработки радиолокационной информации обеспечивает межпериодную и межобзорную обработку радиолокационных сигналов.
Самолет Ил-38; вид 3/4 справа
Принципиально новым средством обнаружения являются радиотехнические буи РТБ-81 для обнаружения ПЛ по их магнитному моменту с последующей передачей информации по радиоканалу на борт самолета.
Оптико-телевизионная система предназначена для обнаружения, сопровождения и классификации надводных целей, обладающих тепловой контрастностью и оптической заметностью в светлое время суток. Она состоит из двух каналов: телевизионного и тепловизионного, расположенных на поворотной платформе с гиростабилизацией по крену и тангажу в пределах 30 град. Система может работать в режиме наведения поля зрения в заданном направлении по предварительному целеуказанию, режиме ручного или автоматического управления от управляющего вычислительного комплекса. Система радиотехнической разведки безусловно необходима на патрульном самолете. В ее состав входят антенные приемные устройства, различные функциональные блоки (обнаружения, пеленгования), а также сопроцессор сигналов. При решении противолодочных задач система работает в основном и дежурном режимах, обеспечивая возможность обнаружения, идентификации и пеленгования радиотехнических средств ПЛ на дальностях, превышающих радиогоризонт.
Управляющая вычислительная система служит для обработки вторичной информации от систем и управления работой всего комплекса, В штатной ситуации два оператора управляют информационными системами и решают тактические задачи, третий оператор управляет работой РЛС и системой радиотехнической разведки. На унифицированном рабочем месте устанавливаются большеразмерные цветные прямоугольные жидкокристаллические индикаторы и жидкокристаллические панели управления. На индикаторы поступают обработанные данные от систем, цифробуквенная и символьная информация вычислителей. В целях улучшения эргономических характеристик унифицированного рабочего места при проектировании комплекса стремились минимизировать количество органов управления, и на пульте находятся только необходимые оператору в данном режиме органы управления.
Самолет Ил-38 с антенной станции радиотехнической разведки поисково-прицельной системы «Морской змей»
Антенна и электронные блоки РЛС «Морской змей»
Аппаратура навигационного обеспечения предназначена для определения и выдачи в сопрягаемые устройства текущих параметров полета самолета для обеспечения управления самолетом в полуавтоматическом и автоматическом режимах.
Дело, как говорится, осталось за небольшим – изыскать средства и переоборудовать еще оставшиеся самолеты Ил-38.
Ил-38 в авиации флотов
Самолетам Ил-38 приходилось завоевывать признание. Представители флота не хотели взять в толк, что самолет, в отличие от кораблей, способен в короткое время вскрывать подводную обстановку в значительных по площади районах, контролировать их и выполнять слежение за обнаруженными ПЛ. Признание приходило постепенно, и важным этапом на этом пути явились маневры ВМФ «Океан» в 1970 г.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Противолодочные самолеты"
Книги похожие на "Противолодочные самолеты" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анатолий Артемьев - Противолодочные самолеты"
Отзывы читателей о книге "Противолодочные самолеты", комментарии и мнения людей о произведении.