» » » » Андрей Попов - Русское сектантство


Авторские права

Андрей Попов - Русское сектантство

Здесь можно купить и скачать "Андрей Попов - Русское сектантство" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Литагент «Грифон»70ebce5e-770c-11e5-9f97-00259059d1c2, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Попов - Русское сектантство
Рейтинг:
Название:
Русское сектантство
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-98862-099-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Русское сектантство"

Описание и краткое содержание "Русское сектантство" читать бесплатно онлайн.



Эта книга рассматривает проблемы наиболее известных русских сект в Российской империи первой половины ХІХ в. В наши дни вопрос о сектах и отношении к ним общества (и государственной власти) неожиданно приобрел невиданную раньше остроту: в постсоветскую Россию хлынуло множество зарубежных сект. Начинает вновь интересовать общество и история русского сектантства.

Для интересующихся историей нашей страны и специалистов по истории религии.






На самом деле ни одна классификация сект не способна учесть все особенности их учения, которое может эволюционировать, вбирать в себя новые черты. Так, например, христоверие, имевшее первоначально мистические черты, выделило впоследствии новоизраильское течение, отказавшееся от мистики и аскетизма, но многие их общины следовали и старой догматике. Духоборчество, начавшееся как рационалистическая секта, выделило постнический толк, ушедший в мистику. Молоканство, поставившее свое учение на почву библейской «разумно толкуемой» книжности (рационализм), выделило прыгунский толк, близкий к хлыстовству (мистицизм). Так называемые мистические и рационалистические религиозные формы не имели в сектантстве устоявшихся черт и сменяли одна другую в ходе развития каждого отдельного вида сектантства.

Прежде чем делить секты на религиозные направления, рассмотрим некоторые термины. Раскол − общинная оппозиция податного земства против всего государственного строя − церковного и гражданского, отрицание народною массою греко-восточной никонианской церкви и государства[7].

Другие исследователи считали расколом отступление от учения и правил церкви. Так, В. И. Даль считал, что русский раскол основан на желании хранить старину и чистоту веры, а также на убеждении, что прочие люди от нее отклонились (именно поэтому сторонники раскола и называют себя староверами, старообрядцами[8]). В своем словаре он поповщину и беспоповщину определял как составляющие раскола, а духоборцев, молокан, скопцов и хлыстов не считал раскольниками, а отступниками и еретиками. Отсюда видно, что В. И. Даль понимал раскол в смысле старообрядчества, а прочее считал ересью.

Исследователь В. Кельсиев[9] выделяет в расколе несколько направлений:

Православное (беспоповцы и поповцы − старообрядцы).

Молоканское (духоборы, духовные, христиане, субботники).

Вера Людей Божьих (хлысты, скопцы, скакуны).

К тому же он раскольников иногда называет сектантами, т. е. не разделяет эти понятия, и здесь не приходится говорить об исчерпывающей их классификации, как и о том, что данная систематизация Кельсиева точна. Надо также отметить, что четкой систематизации не было ни в царствование Александра I, ни в царствование Николая I. В 1858 году император Александр II заметил, что, «несмотря на обилие у нас печатных книг и рукописных записок, история, статистика и законодательство раскола еще весьма мало обработаны, а это затрудняет правительство не только при решении частных случаев о раскольниках, но и при избрании правильной и твердой системы действия в отношении к расколу вообще; по тому же предмету существует, притом, большое различие во взгляде православного духовенства и некоторых светских чинов, и вследствие этого тем более становятся нужными полные систематические и основательно обработанные сведения о расколе»[10]. Тем не менее систематизация была произведена во времена Николая I. С 1842 года секты стали делить на вредные (поповцы-староверы, отвергающие богоизбранность царя), менее вредные (поповцы, признающие царя, власть), особенно вредные (духоборцы, молокане), вреднейшие (хлысты, скопцы, беспоповцы, иудействующие).

Как мы видим, подобное разделение сект и старообрядцев довольно условно и путано. Подобная схема не дает четкой характеристики сект и не определяет различий в их догмах. Так, например, беспоповцы поставлены в один ряд с молоканами, духоборцами и т. д., в то время как другие классификаторы ставили их в разные группы; староверы-поповцы встречаются в данной схеме Протасова в разных группах, что говорит о некоторой неуверенности разработчиков схем. Это затрудняло выявление сект и ведение дел в их отношении.

Чиновники, отслеживающие сектантов и старообрядцев на местном уровне, часто путали в своих докладах эти два понятия.

Советская историография не выработала какой-либо другой классификации, отличной от предыдущих. Главная ее заслуга в том, что стали четко разделять секты и старообрядцев.

Сектантство рассматривали как народное движение религиозного характера, выражающее протест против господствующего строя[11], либо как религиозную школу, протестующую против господствующей религии[12]. К сектам русского происхождения относили хлыстов, скопцов, духоборов и молокан. Причем исследователи выяснили, что три последние вышли из хлыстовства.

Под расколом в советский период понимали старообрядчество, откуда выделились позже поповщицкий и беспоповщицкий толк, впоследствии раздробившиеся на многие направления. Особенность советской историографии сектантства в том, что к изучению сект подходили с позиций марксизма и уделяли мало внимания религиозной стороне проблемы, более рассматривая социально-экономический аспект[13]. Но для развития исторической науки рассмотрение проблемы с разных точек зрения все равно полезно.

В современной науке возвращаются к дореволюционной классификации сект, т. е. к делению на мистические и рационалистические[14]. Существует много разных классификаций сект, но они не претендуют на единственно правильную.

Сектантство в современном представлении − общее название отделившихся от господствующей церкви религиозных течений, противоборствующих ей и образующих отдельные секты[15].

Сектой также называют религиозную замкнутую группу, отделенную от церкви или общины. Данное определение термина не подразумевает принадлежности секты к церкви, будь она старообрядческая или православная. Оно подчеркивает, что секта может выделиться из секты, общины, церкви, чего угодно и будет уже другой общиной со своими интересами. Это определение универсальное и может подходить даже к политическим партиям[16].

Исследователям, планирующим заниматься русским сектантством, все же лучше обратиться к трудам второй половины XIX − начала XX века, так как там богаче фактический материал и представлены разные точки зрения, от которых отошли в советский период. Логичная, на наш взгляд, систематизация предлагается в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза−Ефрона. Под сектантством авторы опубликованных статей понимали группу людей, исповедующих ересь. Секты в этом издании подразделяются на библейские (чтящие всю Библию − субботники), евангелические (рационалистические (молокане) и мистические (хлысты, скопцы)), а также имеющие свое священное писание («Животная Книга» духоборцев). В словаре четко отделили сектантов от старообрядцев, различали разные группы сектантов, прослеживали их происхождение, описывали отличия и общие черты[17].

Автором данной книги предложена специфическая классификация сект. Порождением всех русских сект был раскол XVII века, когда произошла реформа Никона. В результате обособилось старообрядчество, которое не признавало новых правил и новых священнослужителей.

Через пятьдесят – шестьдесят лет старообрядческие священники умерли естественной смертью, и у староверов появились трудности в проведении церковных служб. В это время выделились беспоповцы, которые дозволяли служить без священников, обходясь прихожанами. Прочие староверы, которые не могли обходиться без священников, переманивали их из Русской православной церкви и стали называться поповцами. Беспоповцы в итоге распались на многочисленные новые толки: федосеевцы, выговцы, бегуны, странники и прочие[18]. Правительство Александра I и Николая I не отличало особенно их от духоборцев, молокан, скопцов, хлыстов. Многие исследователи выводят данные секты именно из беспоповщины. Но автор данной книги придерживается иной точки зрения и считает, что все секты вышли из секты хлыстов, которая, в свою очередь, была самородком. Анализируя их догматику, можно прийти к выводу, что секта возникла как оппозиция православной церкви и старообрядчеству, так как отвергала их учение.

Основатель секты Данило Филиппович[19], по преданию, выбросил все старообрядческие книги в Волгу, говоря, что они не ведут ко спасению, а нужна лишь благодать Духа Святого. При этом он дал 12 заповедей. Это было около 1640 года. Секта хлыстов проповедовала воздержание и безбрачие, но воздержания не получилось: стали появляться дети. Хлысты, которые узрели в этом предательство заповедей, решились на крайние меры − отрезать себе половые органы (считая, что похоть − смертный грех, только оскоплением можно избавляться). Так появились скопцы. Обряды и песни религиозного характера были у них общие, что также доказывает их родство.

Духоборцы выделились также из хлыстов. Во-первых, их основатель Силуан Колесников − бывший хлыст. В 1750-х годах в своей общине он отменил обряд радений, главный у хлыстов, а следовательно, до этого момента его община была хлыстовской. Во-вторых, он подобно хлыстовским лидерам считал себя Христом. В-третьих, организация общины была схожа с хлыстовскими общинами. Главное отличие состояло в изменении учения. Мы помним, что у хлыстов не было книг, а духоборцы создали собственную уникальную «Животную Книгу»[20].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Русское сектантство"

Книги похожие на "Русское сектантство" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Попов

Андрей Попов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Попов - Русское сектантство"

Отзывы читателей о книге "Русское сектантство", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.