Авторские права

Франсуа Блюш - Людовик XIV

Здесь можно скачать бесплатно "Франсуа Блюш - Людовик XIV" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Ладомир, год 1998. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Франсуа Блюш - Людовик XIV
Рейтинг:
Название:
Людовик XIV
Издательство:
Ладомир
Жанр:
Год:
1998
ISBN:
5-86218-263-2
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Людовик XIV"

Описание и краткое содержание "Людовик XIV" читать бесплатно онлайн.








Вот так продолжаются до самых окраин Франции внутренние завоевания Людовика XIV, а битва против невежества далеко не самая последняя по важности. Однако все это не отвлекает короля от заботы о своей столице.


Значение Парижа

У короля свой способ завоеваний. Он ни разу не был на юге после своего брака. Напротив, такие города, как Амьен, Аррас, Дюнкерк, Лилль, Реймс, Мец, Туль и Верден, видят его постоянно. Создавалось впечатление, что Париж, который расположен всего лишь в нескольких лье от Сен-Жермена и Версаля, совершенно заброшен монархом: с 1666 года он перестает быть постоянной резиденцией Людовика, а с 1672 года король там почти не показывается. Зато парижане восторженно приветствуют у себя Месье, брата короля, которому Людовик подарил Пале-Рояль. Монсеньор постоянно пребывает в Париже, который привлекает его своими представлениями и где Монсеньор становится кумиром его жителей. Происходит как бы перераспределение ролей.

Но есть еще иная роль, от которой Его Величество не отказывается: это роль покровителя столицы и организатора ее украшения. Через посредство своего министра (особенно когда министром является такой человек, как Кольбер, который сам распределяет задачи между суперинтендантством строительства, городским бюро и генерал-лейтенантом полиции) король следит за чистотой города, за соблюдением мер по санитарии и гигиене, печется о красоте своей столицы. Здесь проявляется частная инициатива приходов, монастырей, различных вельмож, оживляемая благотворным соперничеством. Но эта инициатива как бы всегда неразрывно связана с желанием короля. Лучшим доказательством этого может служить площадь Побед, задуманная как своего рода гимн славе короля и обустроенная другом монарха, маршалом де Лафейядом.

В Париже, как и повсюду, первые годы личного правления похожи на стремительное наступление. Это еще был тот момент, когда Кольбер надеялся уговорить своего короля обосноваться в Париже и сделать из монументального ансамбля Лувр — Тюильри самый большой и самый удивительный дворец в мире. В 1662 году отец и сын Вигарани заканчивают строительство театра Тюильри, начатого в 1659 году. Это замечательное техническое сооружение, способное вместить шесть тысяч зрителей, сцена которого позволяет ставить сложнейшие и причудливые представления (но акустика, увы, оставляет желать лучшего). С 1660 по 1678 год в Лувре (в частности, в квадратном дворе) ведутся работы. С 1664 по 1666 год архитектор Лево перестраивает Тюильри, где Людовик сохранит за собой на некоторое время зимние апартаменты. В 1665 году кавалер Бернини уехал в свою Италию; после этого тотчас же принимается французский проект построения восточной колоннады в Лувре. Клод Перро в сотрудничестве с искусным мастером Франсуа Дорбе создает с 1668 по 1672 год свое произведение искусства. А от кольберовского плана закладки широкого проспекта, подступающего к фасаду дворца, отказываются, так как король больше не проявляет особого интереса к своим парижским дворцам. К тому же он никогда не согласился бы, так же как и при рассмотрении проекта Бернини, на разрушение королевской и приходской церкви Сен-Жермен-л'Оксерруа. Лувр остается сооружением незавершенным, разнородным, даже не защищенным от дождя. И тем не менее на нем достаточно сильно отразился стиль Людовика XIV, поддерживающий его славу и украшающий Париж.

В шестидесятые годы появляются большие здания, поражающие своим великолепием: коллеж Катр-Насьон (1662–1672), построенный по завещанию Мазарини, Королевская мануфактура гобеленов (1666), Обсерватория (1667–1668). Кассини, которого просят от имени короля высказать свое мнение о них, в ходе работы дает критическую оценку последней постройке; однако Клод Перро рьяно отстаивает свой проект и не идет на большие уступки. На мануфактуре Гобеленов, находящейся в предместье Сен-Марсель, Шарль Лебрен, первый художник Его Величества, руководит огромным цехом. «Надо знать, что все мастера мануфактуры работают на короля и что многочисленные изделия, которые там производятся, используются для украшения королевских домов»{18}.

Но 1670 год был, пожалуй, переломным. Людовик XIV в период благоприятной международной обстановки, которая сложилась благодаря подписанию Ахенского мира, принял решение, в согласии с Кольбером, превратить свою столицу в открытый город и отдал приказ снести северные крепостные стены (южные же продолжают частично стоять до 1686 года): в то время слово «бульвар» (в переводе с голландского — «крепостная стена из бруса». — Примеч. перев.), которое воспринималось изначально как военный термин, приобретает мирное значение. Итак, начинается обустройство бульвара под покровительством короля и под предводительством Кольбера, а также благодаря финансовой помощи города Парижа и под художественным руководством архитектора Франсуа Блонделя. Бульвар «замыкает полгорода с северной стороны… Он состоит из трех аллей с насаждениями вязов в четыре ряда… Ширина среднего ряда составляет шестьдесят футов, а ширина каждой боковой аллеи всего лишь восемнадцать — двадцать футов. Эта новая городская аллея длиной в 1200 туазов превышает уже протяженность крепостной стены от ворот СентАнтуан до ворот Сен-Мартен, которые были сооружены в 1670 году по указу совета, изданному 7 сентября того же года, а также по другому указу, датированному 11 марта 1671 года. Чтобы облегчить въезд каретам на вал, по которому теперь проходит бульвар (вместо прежней крепостной стены. — Примеч. перев.), пришлось сделать пологий скат шириной в сорок восемь футов»{18}. Много было разговоров о том, что крепостные стены были снесены в отместку за Фронду. Но у парижан достаточно прозорливости, чтобы понять, что открытие города стало возможным лишь благодаря укреплению и изменению линии северной границы. И если король им дарит аллею и триумфальные ворота, то это для них двойной выигрыш.

В том же, 1670 году Кольбер прокладывает рядом с Аллеей королевы Елисейские поля и авеню дю Руль (Париж от этого сильно выигрывает, но не король, апартаменты которого в Тюильри становятся слишком доступными). В 1670 году Либераль Брюан руководит строительством городского приюта для нищих и начинает возведение северного фасада королевского Дома инвалидов. Возведение этих двух королевских милосердных учреждений рассматривается как своего рода прощание Людовика XIV с Парижем. Король, который не в силах более выносить постоянные толпы в Тюильри и даже самые невинные встречи на Кур-ла-Рен, будет отныне начиная с 1672 года жить попеременно то в Сен-Жермене, то в Версале{167}. Это несколько уменьшает заслугу Людовика XIV в том, что он подарил Лувр искусствам, словесности и народу, но увеличивает в том же размере вклад короля в организацию и продвижение строительства, которое монарх продолжает контролировать в этом дворце даже в свое отсутствие.

В 1672 году строятся ворота Сен-Дени: «…никакие ворота не смогли превзойти их своим великолепием»{18}. Рисунок арки сделал Блондель. Ее высота семьдесят два метра. Рельефные изображения на ней прославляют форсирование Рейна (на стороне, обращенной к городу), взятие Маастрихта (со стороны предместья). Ворота были закончены в 1673 году. На следующий год Кольбер поручает Пьеру Бюлле строительство ворот Сен-Мартен — триумфальной арки с тремя пролетами и «с обработкой камня рустом». Ворота прославляют недавние победы Людовика XIV, в частности покорение Франш-Конте.

Но деятельность короля и Кольбера не ограничивается гражданским строительством. Они финансируют или морально поощряют развитие религиозной архитектуры. В то время приступают также, помимо строительства часовень, которые украшают столицу, к возведению грандиозных храмов. С 1660 по 1678 год Життар, работающий в Сен-Сюльпис, воздвигает первую, величественную часть большого портика. С 1664 по 1679 год Лево, а затем Габриель Ледюк строят Сен-Луи-ан-л'Иль. Первый финансовый вклад в это строительство делает Жан-Батист Ламбер де Ториньи. С 1675 по 1684 год строится Сен-Жак-дю-О-Па благодаря дару герцогини де Лонгвиль. В атмосфере этой строительной лихорадки, поддерживаемой наплывом в Париж провинциальных финансистов, подогретой соперничеством между двором, магистратурой, литераторами и финансистами и стимулируемой непрекращающимся соревнованием, было воздвигнуто такое количество прекрасных особняков частными лицами, что потребовалась бы целая книга, чтобы их всех перечислить. Особняк Аионна строит архитектор Луи Лево (1662), особняк Люлли — архитектор Життар (1671), особняк Пюссора — архитектор Жан Маро (1672).

При обустройстве бульвара и новых ворот Кольбер опирался на купеческого старшину, Клода Лепелетье, который унаследовал потом его должность генерального контролера. Архитекторы Блонд ель и Бюлле содействовали строительству, привнося в него свою техническую компетенцию. Они начертили и опубликовали план столицы, который представлял собой один из первых образцов проекта градостроительства, приспособленного к реальной жизни той эпохи. Блонд ель, директор Академии архитектуры, и Бюлле, архитектор города Парижа, не только изображают то, что есть, но «еще и предвосхищают изменения, необходимые в будущем для удобства населения и для того, чтобы улучшить связь между кварталами и постоянно украшать город». Именно так пишет Клод Лепелетье 18 марта 1675 года{64}.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Людовик XIV"

Книги похожие на "Людовик XIV" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Франсуа Блюш

Франсуа Блюш - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Франсуа Блюш - Людовик XIV"

Отзывы читателей о книге "Людовик XIV", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.