» » » » Эльберт Базарон - Очерки тибетской медицины


Авторские права

Эльберт Базарон - Очерки тибетской медицины

Здесь можно скачать бесплатно "Эльберт Базарон - Очерки тибетской медицины" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Медицина, издательство Агентство ЭкоАрт, год 1992. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Очерки тибетской медицины
Издательство:
Агентство ЭкоАрт
Жанр:
Год:
1992
ISBN:
5-85970-003-2
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Очерки тибетской медицины"

Описание и краткое содержание "Очерки тибетской медицины" читать бесплатно онлайн.



В монографии Э. Г. Базарона даются исторические сведения о развитии тибетской медицины, краткая характеристика тибетских, монгольских медицинских памятников, в которых зафиксирован многовековой опыт медицинских знаний народов центральноазиатского региона. Автор детально знакомит читателя с методологическими аспектами расшифровки и идентификации болезней, описанных в источниках, подчеркивает необходимость использования системно-структурного анализа при изучении теоретических и практических основ тибетской медицины.

Книга рассчитана на историков медицины, медиков, биологов и ботаников, занимающихся изучением традиционных медицинских систем Востока, и на широкий круг читателей.






Древние и средневековые тибетские медики, отбирая в течение многих неков лекарственные средства из окружающей природы, выполняли по существу огром-i-ьтй эксперимент на людях. Лучшие лекарственные средства получали путевку в жизнь, а худшие — отбрасывались. Так, в процессе отбора многими поколениями тибетских врачсвателей было взято на вооружение огромное количество лекарственных средств.

В тибетской медицине окружающую природу и все то, что сотворено ею, считали возможным использовать для лечебных целей. В этом положении можно констатировать идею о том, что природа создала человека и она же может лечить его. Исходя из этого, многие культурные и декоративные растения, используемые как пищевые продукты, превращались в лекарственные средства для больных.

Основные принципы и положения учения о лекарствах (фармации) тибетской медицины описаны в 19— 21-й главах II тома основного канона «Чжуд-ши» и в его комментарии «Вайдурья-онбо». Содержание этих глав — это обширный ценный источник информации для исследователей, занимающихся поисками новых эффективных лекарственных средств растительного происхождения.

В 19-й главе этих трактатов изложено учение о вкусах лекарств, их значении; в 20-й главе перечислены и подробно описаны около 549 названий лекарственных средств растительного, минерального и животного происхождения, с их показаниями к лечебному применению, а в 21-й главе дается классификация их, по которой они распределены на 17 общих групп.

В тибетской медицине фармакотерапевтическая направленность лекарственных средств определяется в основном по вкусовым качествам и их сочетаниям в лекарственных препаратах, которые служили своего рода фитохимическими показателями. Лечебное действие лекарств тибетские врачи определяли четырьмя факторами: вкусом, действием после всасывания, силой лечебного действия каждого средства и суммарным действием после их комбинации. В определении вкусовых качеств лекарственных средств учитывались: материальная основа (земля, огонь, вода, воздух), их отличительные свойства, качественные показатели, принадлежность к определенным группам по их действию на организм.

В 19-й главе сказано, чо «вкус имеет в своей основе пять материальных стихий или субстанций, из которых стихия земли определяет основу всех лекарств, стихия воды увлажняет, стихия огня сообщает энергию (теплоту), стихией воздуха приобретается подвижность, а стихией эфира — пространство». Эти понятия, объясняющие вкусовые качества, вполне материалистичны, если принять во внимание то, что «стихия земли» есть не что иное, как весь органический и минеральный состав растения, получаемый из земли, почвы, а остальные четыре стихии являются обязательными природными факторами, или факторами внешней среды. Различают шесть вкусов: сладкий, кислый, соленый, горький, жгучий и вяжущий. Считается, что вкусы определяются своими пятью материальными субстанциями или стихиями, в которых решающую роль играет «стихия земли». Далее объясняется, что парные сочетания материальных стихий лежат в основе начальных шести вкусов.

Так, считается, что в образовании вкусов начальную основу составляют следующие парные сочетания стихий: 1) земля+вода, 2) огонь-р-земля, 3) вода+огонь, 4) вода+воздух (газы), 5) огонь-f-воздух, 6) вода + воздух.

Очень ценным положением является то, что «ни одна из материальных стихий в отдельности не может определять основу ни вкусам, ни лекарствам», необходимо обязательно их сочетание. В этом положении можно видеть материалистичность тибетской фармации. Более того, в основе физических свойств лекарств тибитская фармация рассматривала те же сочетания материальных стихий. Эта логичность теоретических рассуждений прослеживается и в объяснениях фармакологических, лечебных свойств лекарств, обладающих различными вкусами.

Далее читаем: «Вкусы определяются только языком», т. е. ощущаются только одним из органов чувств человека, а перечисленные выше «вкусы в порядке последовательности обладают разной силой живительности». Наиболее важным для «поддержания жизни считается сладкий вкус, наименее — вяжущий вкус».

Лекарственные средства группируются по вкусам. Например, в группе сладких лекарственных средств приводятся солодка, изюм, сахарный тростник; в группе кислых — гранат, айва, водка, кумыс; в группе соленых— минеральные соли; в группе горьких — лимон, горечавка, клубни аконита, шлемник, мускус, желчь, мумиё; в группе жгучих — черный перец, имбирь, чеснок; в группе вяжущих — сандаловое дерево, мироболан, черемуха, цветы водосбора и т. п.

Вкусовые качества как факторы, определяющие лечебное действие лекарственных средств, служили основанием для оценки и рекомендации пищевых продуктов для здорового и больного организма. Так, относительно лечебного действия указывается, что «сладкие, кислые, соленые, жгучие свойства (лекарств) излечивают нарушения в системе рлунг (нервной), горькие, вяжущие, сладкие — в системе мкхрис (гуморальной, кроветворной), жгучие, кислые и соленые — в системе бад-каи (гуморальной, эндокринной)».

К этим показаниям даны общие фармакотерапевтические свойства отдельных групп лекарств по вкусовым качествам: «сладкие (лекарства) пригодны преимущественно для увеличения основных жизненных сил. Поэтому они полезны для пожилых, младенцев, истощенных и т. д. Вещества со сладким вкусом способствуют укреплению тела, заживлению язв и ран, придают свежесть и здоровый вид лицу, ясность органам чувств, доставляют долгие годы жизни, врачуют болезни дуг (отравления и интоксикации) и вообще болезни рлунг и мкхрис. Однако чрезмерное употребление сладкого вообще приводит к болезням бад-кан, накоплению жира, понижению огненной теплоты, функциональной активности, ожирению, на основе которых развиваются, например, болезни мочи гчин-снйи (истечение мочой) (диабет.— Э. Б.), опухоли желез».

«Кислые лекарства возбуждают теплоту, вызывают аппетит, способствуют пищеварению, всасыванию пищи, улучшают состояние (системы) рлунг. При чрезмерном их употреблении возникают расстройства в (системе) мкхрис и крови, слабость, головокружение и мелькание в глазах, отеки, кожные болезни и лихорадочные состояния».

«Соленые лекарства действуют как слабительные, в виде теплых припарков способствуют образованию теплоты, потливости, а также вызывают аппетит к пище. Чрезмерное их употребление приводит к выпадению волос, появлению седины и морщин, понижает силу, порождает жажду, рак, различные кожные заболевания, а также болезни рлунг и мкхрис».

«Горькие лекарства повышают аппетит, излечивают болезни яда, червей, раны, обморочные состояния, рвоту, способствуют удалению омертвевших, нагноившихся тканей. Чрезмерное их употребление ведет к расстройствам рлунг и бад-кан» и т. д.

Таким образом, вкусовые качества — это объективные, осознанные показатели, ибо они объяснимы вполне определенным физико-химическим содержанием. То, что фармакологические свойства лекарственных средств оценивались по вкусовым параметрам, было достаточно логичным на уровне знаний древних медиков. Вызывают интерес указания в тибетских трактатах о видоизменениях и различных превращениях в организме. Так, например, «лекарства сладкого вкуса в процессе всасывания в организме могут приобрести горький или соленый вкус, а лекарства горячительного свойства могут приобретать прохладительное свойство». Рассуждения о лекарствах не ограничиваются вкусовыми характеристиками; имеются понятия об индивидуальных лечебных свойствах лекарственных средств, а также их новых свойствах в различных комбинациях. Они дополняют информацию о тибетской фармакотерапии. Индивидуальные вкусовые, лечебные качества лекарственных средств учитывались при технологии лекарственных форм. В одну лекарственную форму не рекомендовалось смешивать компоненты с противоположными свойствами, а средства с близкими физико-химическими данными, судя по рецептурным прописям, вполне могли быть совместимы, в результате чего достигался терапевтический эффект сннертетического действия. В описании лечебных свойств лекарственных средств в тибетской медицине указывается в основном группа болезней, объединенных по этиологическому, патогенетическому, симптоматическому принципам.

Важным в тибетской медицине являются не теоретические догадки и концепции, а опыт и искусство использования лекарственных средств при каждой конкретной форме болезни.


2. О классификации лекарственных растений

Обращает внимание в 21-й главе классификация лекарственных средств по лечебному действию, в которой они распределены на 17 групп. Для каждой группы приводятся названия, наиболее характерные по лечебному действию:

1. Группа лекарств, излечивающих «жар»: сандал, борнеонская камфара, шафран, охра глинистая, или желчный камень, гипс и другие.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Очерки тибетской медицины"

Книги похожие на "Очерки тибетской медицины" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Эльберт Базарон

Эльберт Базарон - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Эльберт Базарон - Очерки тибетской медицины"

Отзывы читателей о книге "Очерки тибетской медицины", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.