» » » » Эльберт Базарон - Очерки тибетской медицины


Авторские права

Эльберт Базарон - Очерки тибетской медицины

Здесь можно скачать бесплатно "Эльберт Базарон - Очерки тибетской медицины" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Медицина, издательство Агентство ЭкоАрт, год 1992. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Очерки тибетской медицины
Издательство:
Агентство ЭкоАрт
Жанр:
Год:
1992
ISBN:
5-85970-003-2
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Очерки тибетской медицины"

Описание и краткое содержание "Очерки тибетской медицины" читать бесплатно онлайн.



В монографии Э. Г. Базарона даются исторические сведения о развитии тибетской медицины, краткая характеристика тибетских, монгольских медицинских памятников, в которых зафиксирован многовековой опыт медицинских знаний народов центральноазиатского региона. Автор детально знакомит читателя с методологическими аспектами расшифровки и идентификации болезней, описанных в источниках, подчеркивает необходимость использования системно-структурного анализа при изучении теоретических и практических основ тибетской медицины.

Книга рассчитана на историков медицины, медиков, биологов и ботаников, занимающихся изучением традиционных медицинских систем Востока, и на широкий круг читателей.






Подчеркнем, что для того, чтобы этот подход мог развиваться как перспективное направление, необходимо тщательное, многостороннее изучение культурных традиций, в состав которых входили основы древних медико-биологических знаний, полноценный учет того, как отражались в этом знании естественно-природные закономерности и процессы. В пользу этой точки зрения говорит взгляд, который отстаивался рядом исследователей как в литературе прошлого, так и в настоящее время. Этот взгляд сводится к тому, что следует проводить изучение наследия тибетской медицины как системы сохранения, совершенствования здоровья населения прошедших эпох и различных регионов с их специфическими природно-географическими и социально-историческими условиями жизнедеятельности (Брехман, 1981 и др.).

Изучение работ одного из величайших ученых-энциклопедистов XX в. В.И. Вернадского, творческого наследия Н.К. Рериха и других отечественных ученых показывает необходимость поиска новых путей в изучении прошлого народного, культурного наследия. В наследии прошлого, понимаемого в глобальных масштабах (человеческая мысль, культура как планетное явление), необходимо видеть феномен сочетания единства и противоположностей естественно-исторических и социально-исторических закономерностей.

Целостный подход к изучению культурных традиций и их органической части — традиционной медицины (важнейшим комплексным ее вариантом является тибетская медицина) должен включать анализ отражения и преломления в этих традициях естественно-природных процессов, фундаментальных взаимодействий живого и косного вещества, а также взаимодействий между различными формами живого вещества. Это, в свою очередь, требует использования в практике исследований, наряду с философско-методологическими, материалистическими представлениями и понятиями общей теории культуры и типологии культурных традиций.

Как же естественно-исторические процессы отражались в сложной и своеобразной тибетской культуре? Во-первых, здесь следует выделить своеобразное представление о здоровье человека, его роли и значении в семье, обществе, его неразрывном единстве с живой и неживой природой, с солнечно-астрофизическими, космическими факторами. В наивной материалистической мысли древних философов Индии, Тибета человеческая жизнь, ее физическое и духовное начало рассматривались как неотъемлемая часть бесконечного космоса. В представлениях о здоровье человека доминировали космологические воззрения, но это были не абстрактные, оторванные от реальной жизни вгляды. Многовековой опыт общения с природой, связанность жизнедеятельности с сезонами года, солнечной, астрофизической цикличностью конкретизировали эти взгляды, закрепляли все полезное, реальное вероятное в системе прогнозов, профилактике, оценках заболеваний и лечении. В отличие от традиционной медицины Запада, воззрений философов и врачей Египта, Греции размеренность жизни, преемственность поколений, здоровье рассматривались в иных временных исчислениях. Своеобразным был мир представлений о внутренней картине здоровья, самовоспитания, самосовершенствования и образе жизни, личной гигиене, гигиене питания, одежды, жилища, семьи, духовных отношений, отражении природы в искусстве (музыке, танцах, живописи, прикладных ремеслах), архитектуре. Во всех этих явлениях содержатся многочисленные компоненты, ритуалы, до некоторой степени, культовые элементы. Здесь могут быть выделены элементы, которые в определенной степени гарантировали сохранение и совершенствование здоровья в нелегких социальных и природных условиях жизни.

Итак, необходимо исследовать и развивать наследие тибетской медицины в свете сказанного в связи с анализом единства комплекса культуры народов Индии и Тибета, как явления, отражающего взаимодействия организма с природной средой. Работу над расшифровкой медицинских понятий, терминов, составлением словников, словарей нужно организовать, и совершенствовать на этой исходной основе. Лишь тогда станет для нас доступно понимание отдельных элементов древней медицины, включая и лекарственные компоненты.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что без исследований духовной культуры, образа жизни в целом, проблемы освоения значимых в медицинском отношении результатов могут оказаться трудоемкими и малоэффективными.

Сохранение здоровья, профилактика и лечение болезней в Центральной Азии осуществлялись в конкретных биогеохимических приро дно-климатических ландшафтах с их источниками питания, микроэлементов, сезонностью, миграциями населения. В историческом смысле социальный опыт этих народов, их общественная, производственная практика сохраняли знания не об отдельных компонентах среды, а ее масштабных природных комплексах: где, как сохранялось, или, напротив, изменялось здоровье. Отсюда эмпирически выделились места и явления, пагубные для жизни; или, наоборот, сохранявшие его или обладающие лечебными особенностями, качествами. По этому же принципу оценивались ландшафты, а также по изменениям природных факторов в различные сезоны года, по изменениям в циклах солнечной активности. Соответственно этому предпринимались попытки предохранять людей от отрицательных, пагубных экологических явлений и процессов (сторон жизни) и развить, сохранить, перенести благоприятные для здоровья свойства и явления материальных предметов и процессов. С этим сочетались способы приготовления пищи, режимы ее приема, элементы гигиены, способы психоэмоционального регулирования процессов жизнедеятельности организма, не-орходимые для профилактики и сохранения здоровья. Утомление, виды заболеваний классифицировались здесь при значительном влиянии антропоэкологического «видения» явлении. При лечении болезней использовались средства и приемы, составляющие неотъемлемую часть ритуалов, предписаний, образа жизни. Лнтропоэко логический аспект в исследованиях тибетской медицины теоретически и практически следует считать вслед за общекультурными направлениями наиболее перспективным Нужны исследования по исторической антоопоэкологии народов Индии, Тибета, Монголии.

В свете современных данных биохимии, молекулярной биологии необходимо продолжать исследования наиболее важных лечебных прописей (лекарств, пищи питья) о содержании в них право-и левовращающих органических соединений (свойства диссимметрии). При этом необходимо считаться с тем, что прописи могут отражать сложный лечебный процесс ландшафта Это не исключает аналитического подхода, но, вероятно, здесь нужны предварительные синтетические исследования и обработка материалов с помощью вычислительной техники.

Настоящая работа является шагом в направлении изучения и проникновения в существо самой традиционной системы, ее принципов и лечебных методов которые применялись в тибетской медицине Здесь ппед««™па П°ПЫТКа ^следования некоторых характеристик антропоэкологического «измерения» с точки зрения ти паткТ *еДИЦННЫ’ Несомненно, она будет способствовать углубленному пониманию научной, медико-биологической стороны действия лекарственных препаратов и методик лечения из арсенала тибетской медицины В этом отношении данная работа имеет сходство с анализом, предпринимавшимся акад. Б.Л. Смирновым, который стремился осветить достижения древней Индии знания индийцев, касающиеся физиологических процессов в организме, с позиций современных научных представлении. Подобные исследования следует рассматривать как вклад в выработку последовательных материалистических представлений о характере лечебного anсенала тибетской медицины, В частости, это важно для клиницистов, стремящихся изучать печоопые стороны традиционного медицинского п экологического знания {например, методики лечения травами) для сохранения и развития здоровья.

Академик АМН СССР В. П. Казначеев


КАЛЕНДАРЬ НОВОЛУНИИ


!3 Рерих Н. К. Листы дневника. //Знание — сила.— 1974, №2 (570).

24 Рерих Н. К. Из литературного наследия.— М„ 1974.— С. 124—125.

25 Архив АН СССР. Научи, труды архива,— Вып. 16.— М.-Л., 1959.— С. 275

26 Ербапов С. Я„ Басаев Г. Д., М. Н. Ербанов.— Улан-Удэ, 1974.— С. 114—115,

27 Ленин В. И. Поли, собр. соч. Т. 26.— С. 75.

28 Казначеев В. П. Что может дать изучение сравнительно-эволю¬ционной экологии человека и наследия древней индо-тибетской меди¬цины.//Биологические ресурсы Восточной и Юго-Восточной Азии и их использование.— Владивосток, 1978.— С. 6.

29 Беленький С. Ю., Тубянский М. И. К вопросу об изучении тибетской медицияы/./Современная Монголия,— № 3, 1935.— С 67.

Глава 2

1 «Вайдуръя-онбо». Перевод Б,-Д. Бадараева.

2 Там же, л, За—б.

3 Там же, л. За—б.

4 Там же, л, 1а.

5 Там же, л. 4а.

6 Понятие «смуг-бо» в дословном переводе с тибетского — коричнево-красный, печеночный. Термином «смуг-бо» в тибетской медицине обозначают определенное состояние при воспалении тканей, особенно слизистых оболочек внутренних органов. По описаниям болезней состояние «смуг-бо» соответствует последствиям выраженного затяжного воспалительного поражения. Эта стадия болезненного процесса, когда морфологические, деструктивные изменения в тканях извращают функцию того или иного органа. Из таких состояний, например, можно назвать язвенную болезнь желудка, (Чжуд-ши, т. 3, гл. 25).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Очерки тибетской медицины"

Книги похожие на "Очерки тибетской медицины" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Эльберт Базарон

Эльберт Базарон - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Эльберт Базарон - Очерки тибетской медицины"

Отзывы читателей о книге "Очерки тибетской медицины", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.