Фарваз Сайфуллин - Организация педагогического процесса

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Организация педагогического процесса"
Описание и краткое содержание "Организация педагогического процесса" читать бесплатно онлайн.
В монографии рассматриваются теоретические и практические вопросы организации педагогического процесса. Автор критикует ненаучные подходы к решению данной проблемы, доказывает синонимичность понятий «обучение», «воспитание», «педагогический процесс». Предназначена для научных работников, аспирантов, преподавателей и студентов вузов, учителей.
Результат всегда индивидуален. Объем, прочность и другие параметры усвоенного содержания у каждого человека отличаются.
После получения результата объект ПП начинает покорят ь новые высоты: новые знания, умения, навыки, отношения, черты характера, эмоции. И каждый раз надо руководствоваться принципом индивидуализации педагогического процесса.
Как видно, сколько учащихся в классе, столько и педагогических процессов, что похоже на одновременную игру гроссмейстера с несколькими шахматистами. Работа с классом – это работа педагога с каждым учеником.
Такая организация педагогического процесса для неподготовленного педагога довольно-таки сложная. Тем более объект ПП постоянно меняется. В зависимости от этого надо менять и педагогический процесс.
§5. Реализация принципа развития
педагогического процесса
«Развитие» изучается разными науками, значит, многочисленными, разнопрофильными учеными. Несмотря на это, до сих пор нет правильного объяснения его. В «Большом толковом психологическом словаре» дается четыре определения категории «развитие».
1. Развитие – это последовательность изменений в течение всей продолжительности жизни организма.
2. Развитие – это созревание (раскрытие, развертывание). Здесь имеется в виду, что этот процесс биологический и в значительной степени определяется генетическими процессами.
3. Развитие – это необратимая последовательность изменений, то есть подчеркивается наличие стадий конкретного изменения, которые регулярно следуют одна за другой.
4. Развитие – это прогрессивное изменение, ведущее к более высоким уровням дифференциации и организации. Здесь подразумевается положительный характер прогресса, увеличение эффективности и функционирования, созревание, улучшение, обогащение и усложнение [ 24, с. 163-164 ].
Можно привести еще несколько определений, в которых развитием называется не только улучшение, но и ухудшение объекта. «Развитие – это диалектическое единство регрессивных и прогрессивных преобразований», - пишет В.И. Маскакова [113, с . 36]. Однако ухудшение объекта или его застой не может считаться развитием. Поэтому к истине ближе четвертое определение из «Большого толкового психологического словаря». Такой подход к объяснению развития отражается и в словаре-справочнике, составленном Р.С. Немовым. В нем говорится, что «развитие – прогрессивное изменение чего-либо, связанное с его совершенствованием, с приобретением новых положительных качеств и свойств» [128].
Развивается весь материальный и духовный мир, в том числе и педагогический процесс. Развитие ПП означает его постоянное обновление, улучшение, совершенствование. Если он не развивается, то перестает быть педагогическим процессом, что свидетельствует о том, что развитие является объективной закономерностью, т.е. принципом.
Правильно организованный педагогический процесс не повторим. Он всегда меняется. Меняются все его компоненты. Вопросы соотношения обучения и развития давно интересует ученых. О нем писали Л.С. Выготский [38, с. 439], Л.В. Занков [58] , М.А. Данилов [48] и т.д.
Однако несмотря на это, принцип развития педагогического процесса до сих пор не разработан. В объяснении его наблюдаются следующие ошибки :
1. Отрицается наличие такого принципа. «Французский социолог Шарль Летурно (1831–1902) и итальянский криминалист Чезаре Ломбразо (1835-1909) стремились доказать, что мораль и нравственные отношения между людьми имеют не общественную, а биологическую основу» [212, с. 65].
Это говорит о том, что развитие не относится к педагогическому процессу.
2. Некоторые ученые принцип развития рассматривают в рамках только отдельного компонента ПП – его объекта. Во многих педагогических трудах рассуждения о развитии педагогического процесса заменяется рассказом о воспитаннике.
3. Принцип развития ограничивается только целью обучения. Все учителя страны в «поурочных планах» наряду с воспитательной, образовательной целями указывают и развивающую цель. Однако при этом многие из них даже не понимают, что развивается и как надо развивать.
4. Некоторые ученые принцип развития рассматривают только в рамках нескольких компонентов ПП, например, цели, содержания, объекта. Однако любой общий принцип, в том числе и принцип развития, распространяется на весь педагогический процесс, значит, на все его структурные компоненты.
Развивается цель. Это означает усложнение, расширение, углубление, обновление ее. Как было сказано выше, реализуясь, цель превращается в результат. После этого ставится новая цель. Когда она реализуется, происходит очередное обновление, замена ее более сложной целью. Так продолжается бесконечно. Рассмотрим эту закономерность на примере. В I классе учитель ставит цель – научить учащихся писать. Эту достаточно общирную цель он разбивает на несколько мелких целей :
- формирование умения обращаться ручкой;
- формирование умения делать отдельные элементы буквы;
- формирование умения соединять отдельные элементы буквы;
- совершенствование умения писать ту или иную букву;
- формирование умения соединять буквы друг с другом и т.д.
Как видно, решение этих взаимосвязанных, постоянно усложняющихся мелких целей приводит к реализации более сложных целей. Таким образом, принцип развития требует постановки сначала простых целей, затем постепенного их усложнения. Общая цель – научить первоклассника умению писать после реализации должна заменяться другой более сложной целью. Так продолжается бесконечно.
Усложнение, расширение, углубление цели осуществляется с учетом и других принципов: поэтапности, индивидуализации, целостности, саморегулируемости. Это свидетельствует о необходимости реализации принципа развития во взаимосвязи с остальными принципами.
Содержание педагогического процесса также подчиняется принципу развития. Это означает, что оно должно поэтапно усложняться, расширяя, дополняя предыдущее содержание. Для того чтобы развитие произошло, каждое новое содержание должно: а) иметь новизну; б) опираться на предыдущее содержание; в) расширять и углублять предыдущие содержания.
Развитию подвергаются и отдельные элементы содержания: знания, умения, навыки, эмоции, черты характера, отношения. Возьмем знание. Сначала, как правило, дается общая характеристика, понятие, например, о частях речи. Затем изучаются отдельные части речи: имя существительное, глагол, наречие, междометие и т.д. После изучения их делается обобщение. Как видно, тема развивалась от общего к конкретному, завершился обобщением. Однако изучение частей речи на этом не заканчивается. В разделе «Синтаксис» они опять рассматриваются, как члены предложения. С другими элементами содержания происходит то же самое.
Формы педагогического процесса тоже подчиняются принципу развития. Их развитие надо рассматривать как последовательная смена форм по степени сложности. Например, форма собеседования применяется в повседневном педагогическом процессе, экскурсия - в работе с младшеклассниками, экзамен – в выпускных классах, семинары, лекции, «круглые столы» - в вузах.
Методы также подвергаются развитию. Их, как и формы, можно условно ранжировать. К простым методам, например, можно отнести такие, как слуховое, зрительное восприятие, наблюдение, чтение, показ и др., а к средней сложности – анализ, сравнение, анкетирование, тестирование, к сложным – индукция, дедукция, синтез, сочинение, конструирование, корректировка, конкретизация, абстрагирование, систематизация и т.д. При выборе метода учитываются его возможности и соответствие всем остальным компонентам педагогического процесса.
Реализация принципа развития при выборе и применении средств происходит разными путями. Все зависит от характера тех или иных средств. Например, парты соответствуют росту, возрасту ученика. Стенды, приборы, наглядные пособия в учебном кабинете обновляются в соответствии с содержанием педагогического процесса. Продолжительность ПП в младших классах , как правило, отличается от средних и старших классов. Урок может продолжаться 35 минут, учебная неделя – 5 дней. Задания, их объем и степень сложности с возрастом меняются. Критерии оценки тоже разные. Чем старше ученик, тем повышенные нормативы и критерии. В младших классах наглядность применяется довольно часто, а в старших классах она в целях развития абстрактного мышления применяется реже. Натуральная наглядность постепенно заменяется макетами, чучелами, затем символами, таблицами и т.д. Учебники тоже разные. В младших классах они пишутся более крупными шрифтами, иллюстрируются рисунками, картинками, а в старших классах состоят из теоретических вопросов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Организация педагогического процесса"
Книги похожие на "Организация педагогического процесса" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Фарваз Сайфуллин - Организация педагогического процесса"
Отзывы читателей о книге "Организация педагогического процесса", комментарии и мнения людей о произведении.