Фарваз Сайфуллин - Организация педагогического процесса

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Организация педагогического процесса"
Описание и краткое содержание "Организация педагогического процесса" читать бесплатно онлайн.
В монографии рассматриваются теоретические и практические вопросы организации педагогического процесса. Автор критикует ненаучные подходы к решению данной проблемы, доказывает синонимичность понятий «обучение», «воспитание», «педагогический процесс». Предназначена для научных работников, аспирантов, преподавателей и студентов вузов, учителей.
Таким образом, готовность человека переживать ту или иную эмоцию характеризуется двумя параметрами: наличие а) биолого-физиологических; б) психических предпосылок.
Эмоции возникают у живого организма. Труп их не имеет. Следовательно, для возникновения эмоций нужны определенные биолого-физиологические данные. Поэтому о здоровье тела надо заботиться. Не зря народ говорит: «В здоровом теле – здоровый дух». Больные люди, как правило, склонны к неприятным эмоциям. Их обычно сопровождают страх, смущение, скука, тревожность, разочарование, обида, огорчение, скорбь, горечь и т.д. Душевнобольные, люди с нарушениями мозга, как правило, испытывают неадекватные эмоции. Неуместно радуются, без причин и поводов возбуждаются, ругаются, боятся и т.д.
В возникновении эмоций большую роль играет темперамент человека, который является врожденным. Сангвиник «живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может сильно его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности… Холерик необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда – большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания… Флегматик обладает…малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить или опечалить. Когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым; при больших неприятностях остается спокойным… Меланхолик – человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен…» [110, с. 563-564].
Процесс сексуального развития также влияет на возникновение эмоций. В так называемый сексуальный период человек легко возбуждается. Мысли, рассказы, представления о противоположном поле вызывают у него подъем, желание, страсть, вдохновение и т.д. Удовлетворение сексуальных потребностей вызывает бодрость, радость, оптимизм и многие другие эмоции и эмоциональные состояния. Сексуальная неудовлетворенность, наоборот, вызывает у него тоску, обиду, печаль, разочарование, горечь и т.д.
Жажда, голод, усталость, нехватка витаминов ухудшают способность испытывать полезные эмоции. Например, такому человеку чужды такие эмоции, как радость, вдохновение и т.д. Человек с качественным организмом, например, спортсмен, склонен испытывать хорошие эмоции.
Все это свидетельствует о важности биологических данных для формирования эмоций.
Особая роль в возникновении эмоций принадлежит психологическим предпосылкам. Это наглядно видно на примере разных народов и национальностей. Почему песни, танцы других народов не всегда вызывают чувство удовольствия? Потому что мы не подготовлены к восприятию их, то есть в нашей психике не выработаны условия, нет предпосылок для возникновения соответствующих эмоций. У немецкого народа, например, не вызывает чувства неловкости (неудобства, стыда) выпуск из организма газа при людях. У каких-то сибирских народов нет ревности: мужья разрешают своим женам спать гостем-мужчиной. Многие африканские народы, племена не носят одежды и при этом никакого смущения. Все это объясняется тем, что для возникновения чувства стыда у них нет психологических предпосылок: а) общепринятых соответствующих норм морали; б) нет нарушения; в) нет осуждающего общественного мнения и т.д.
Таким образом, уровень развития, особенности психики служат базой для возникновения эмоций. Вот почему способность воспринимать ту или иную эмоцию отличается не только у разных народов, но и конкретного человека.
Часто спрашивают: «Имеется ли технология – рецепт гарантированного вызова у человека нужной эмоции»? Нет. Одни и те же предпосылки могут вызвать разные, порой противоречивые эмоции. Все зависит от индивидуальных особенностей личности. Существуют лишь общие условия, при создании которых вероятность возникновения той или иной эмоции становится более и менее реальной. Например, эмоция страха, как правило, возникает при наличии следующих условий: а) физическая слабость человека; б) незащищенность; в) не подготовленность к чему–либо; г) трусость; д) неуверенность и т.д. Эмоция вины может появляться тогда, когда у личности имеются: а) желание не допускать ошибок; б) способность (или умение) объективно оценивать свои поступки и т.д.); в) уважение к окружающим людям, общественному мнению; г) ответственность; д) желание исправить ошибки и т.д.
Вероятность возникновения эмоции путем создания предпосылок повышается тогда, когда она конкретизируется. Например, эмоция радости, возникшее у человека после оказания им безвозмездной помощи нуждающемуся, как правило, вызывается его добротой, а радость, переживаемая преступником после удачного ограбления банка, - стремлением к наживе, к дармовым деньгам.
Знания играют важную роль в качестве предпосылки возникновения эмоций. Человек, который хорошо разбирается в литературе (музыке, живописи, архитектуре и т.д.) восхищается шедевром, разочаровывается плохим. А человек безграмотный в этой области может восхищаться плохим произведением, разочаровываться в хорошем.
Умения тоже вызывают эмоции. Умеющий человек часто испытывает такие эмоции, как радость, гордость, стремление, удовольствие. А неумеющему человеку обычно сопутствуют страх, тревога, стыд, тоска, печаль, отчаяние, досада, зависть и т.д. Народ не зря говорил: «Джигиту 70 ремесел мало». Кроме профессиональных умений человек должен обладать многочисленными бытовыми умениями, а также умениями восхищаться, радоваться, переносить горе, победить трудности, скуку, печаль и т.д.
Эмоции сами служат почвой для формирования других эмоций. Это наглядно видно на примере движущих сил ПП. Как известно, движущие силы являются усвоенными эмоциями. Стремление к совершенству дарит человеку чувство долга, радость, увлечение, интерес, любопытство, надежду и т.д. Такой человек не боится трудностей, легко переносит горе, обиду. Движущие силы сами во многих случаях вызываются эмоциями. Например, радость, восхищение вызывают желание, стыд, вина – стремление оправдать себя и т.д.
Выше было сказано о том, что эмоциональные состояния вызываются эмоциями. И эмоциональное состояние может вызвать эмоции. Например, счастье вызывает радость, вдохновение. Стресс – скуку, страх, печаль, тоску и т.д.
Еще одной почвой является отношение. Уважительное отношение к человеку, как правило, порождает положительные эмоции, а неуважительное отношение, наоборот, - ненависть, отвращение, ярость, подозрение, печаль, отчаяние, презрение. Поэтому для того чтобы у человека возникали соответствующие эмоции, необходимо воспитывать у него правильное отношение к явлениям, людям, процессам, фактам и т.д.
Следующей «почвой» для возникновения эмоций являются черты характера. В чертах характера уже содержатся эмоции. Например, трудолюбие вызывает желание трудиться, интерес к труду, радость от труда, увлечение и другие эмоции. Аккуратность – стремление к чистоте, радость от чистоты. Черты характера вызывают не только те эмоции, которые они содержат в себе, но и другие. Так, аккуратность, например, вызывает отвращение ко всему, что является следствием неаккуратности.
Черты характера вызывают эмоции и через поведение, действия, поступки. Например, доброта вызывает добрые поступки. А эти добрые поступки в свою очередь - соответствующие эмоции: радость, восторг, восхищение.
Большую роль в вызове эмоции принадлежат таким чертам характера, как ответственность, совестливость, впечатлительность, жизнерадостность, эмоциональность, чувствительность и т.д.
Не только положительные, но и отрицательные черты вызывают у человека эмоции. Например, «садизм - патологическая склонность человека к жестокости, сопровождаемая получением наслаждения от чужих страданий; стремления к разрушению, уничтожению всего живого и неживого...» [129, с. 199].
Отсутствие в характере личности отдельных черт характера лишает ее некоторых полезных или вредных эмоций.
Третьим условием эффективного формирования у личности эмоций является правильная организация педагогического процесса. К сожалению, отдельными субъектами в этом деле допускаются некоторые ошибки.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Организация педагогического процесса"
Книги похожие на "Организация педагогического процесса" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Фарваз Сайфуллин - Организация педагогического процесса"
Отзывы читателей о книге "Организация педагогического процесса", комментарии и мнения людей о произведении.