Иннокентий Федоров-Омулевский - Шаг за шагом
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Шаг за шагом"
Описание и краткое содержание "Шаг за шагом" читать бесплатно онлайн.
Около одиннадцати часов, когда горничная девушка пришла убирать со стола, в передней раздался звонок. Дети встрепенулись. Сашенька первая не усидела на месте и проскользнула за горничной, как только та пошла отпирать дверь.
-- Нехорошо, Саша...-- едва успела заметить девочке мать.
-- Евгений Петрович с учителем!.. Красивый такой! -- впопыхах объявила ей вернувшаяся Сашенька.
-- Вы пока не выходите еще,-- сказала Лизавета Михайловна детям и поспешила в залу. Проходя через спальню, она машинально поправила перед, зеркалом волосы.
-- Вот вам, изволите видеть... Светлов,-- молвил доктор, представляя Прозоровой приятеля.
Он хотел было сказать "чучело", но на этот раз удержался почему-то.
Александр Васильич с достоинством поклонился.
-- Очень рада познакомиться с вами...-- обратилась Лизавета Михайловна к будущему учителю своих детей и ласково протянула ему руку.-- Я, впрочем, немного уже и знакома,-- поспешила она прибавить,-- доктор с таким восторгом всегда рассказывает о вас... Милости просим!
-- Только ему не всегда следует верить,-- заметил с улыбкой Светлов, садясь по указанию хозяйки.
-- Слышите, доктор? -- сказала она.
-- Слышу. Да вы что думаете о нем? Ведь это воплощенная черная неблагодарность! -- засмеялся Любимов.-- Однако до свидания! -- заторопился Евгений Петрович,-- процесс ознакомления совершен, что и требовалось... Получите,-- сказал он, указав головой на Светлова и прощаясь с хозяйкой.
-- Постойте, да куда же вы бежите так скоро? -- спросила она, улыбаясь.
-- Опасный больной, изволите видеть, на руках.
-- Приедете к нам обедать сегодня?
-- Не обещаюсь.
-- Не обещайтесь, а приезжайте просто.
-- Ладно, коли успею.
Прозорова пошла проводить доктора до передней и в дверях подождала, пока он одевался. "Где я видел это лицо? -- подумал в недоумении Светлов, пристально вглядываясь издали в ее профиль,-- а видел где-то". Лизавету Михайловну занял тот же вопрос немного раньше, именно в ту самую минуту, как она вышла к ним, и если б Александр Васильич также пристально взглянул на нее тогда, он, наверно, заметил бы мгновенно набежавший на ее лицо легкий румянец.
-- Так заезжайте же,-- повторила хозяйка вслед уходившему доктору и вернулась к Светлову.-- Виновата,-- обратилась она к нему, садясь напротив,-- у меня всегда привычка провожать до дверей хороших знакомых.
-- Очень милая привычка,-- сказал Александр Васильич.
-- Вы ведь недавно из Петербурга? -- спросила Лизавета Михайловна, помолчав.
-- Всего только несколько недель.
-- Я думаю, для вас не совсем удобно привыкать к нашему городу после столицы?
-- Да ведь это мой родной город.
-- Все-таки, я думаю, на первый раз скучаете?
-- Отчего? Нет. Ведь мы, по большей части, скуку сами с собой носим, а я, признаюсь, никогда этим не запасаюсь,-- улыбнулся Светлов.
-- Счастливая у вас натура,-- как-то робко выговорила Лизавета Михайловна.
-- Как вам сказать? В этом отношении -- да, пожалуй.
Они помолчали.
-- Вы желали, чтоб я давал уроки вашим детям? -- спросил Светлов, видя, что она затрудняется продолжать разговор.
-- Да, я давно просила об этом доктора и так рада, что он указал мне на своего же товарища. Знаете, я в таких случаях бываю всегда как-то очень нерешительна...-- застенчиво проговорила Прохорова.
-- Еще бы! Это такой важный вопрос,-- сказал Светлов совершенно серьезно.
-- Иные как-то легко к этому относятся, а я не могу,-- заметила она, несколько ободрившись.
-- И вы совершенно правы. У нас действительно большинство даже и не подозревает, что от учителя зависит... да, почти зависит будущность ребенка. Я очень рад, что встречаю в вас именно такой взгляд, так как только при этом условии могу принять на себя обязанность учителя; в противном случае я всегда отказываюсь...
Александр Васильич пытливо посмотрел на собеседницу: та заметно повеселела.
-- У меня, значит, есть надежда, что вы мне поможете,-- сказала она мило и просто.
-- Сделайте одолжение, располагайте мной,-- слегка поклонился Светлов.
Лизавета Михайловна вдруг смутилась. Она, очевидно, хотела что-то сказать, но затруднялась.
-- Что же касается условий,-- выручил ее гость, догадавшись в чем дело,-- то я буду просить вас позволить мне переговорить о них с вами впоследствии, когда я несколько ознакомлюсь с детьми, уроков после двух, например.
-- Но... может быть...-- начала было она нерешительно.
-- Мы не сойдемся в цене, хотите вы сказать? -- договорил за нее Александр Васильич.-- На этот счет будьте совершенно спокойны: я не из церемонных; увижу и скажу вам, как я думаю. Найдете вы удобным -- прекрасно, не найдете -- никто из нас ничего не потеряет; по крайней мере у меня теперь все время свободно.
-- Если вы находите так лучше...
-- Да это даже необходимо. Я должен вам сказать откровенно, раз взявшись за что-нибудь, я не люблю, чтоб мне мешали; а для этого вам, по самому священному праву и прежде всего, надо будет удостовериться лично в честности моих взглядов с вашей точки зрения,-- иначе между мной и детьми никогда не установится полнейшей доверенности. Без нее мы будем, разумеется, толочь воду, а не учиться; по крайней мере я так смотрю на это. Раз убедившись в том, что я не намерен заносить плевел в ваш огород, вы развяжете руки и мне и себе. Очень часто бывает, видите, что самое честное слово учителя толкуется вкривь родителями только потому, что учителю они не доверяют, а сказанное слово непонятно им почему-нибудь. Я не отношу этого, разумеется, к вам...-- остановился вдруг Александр Васильич.
-- О, пожалуйста, не стесняйтесь! -- попросила Лизавета Михайловна совершенно искренно.
-- Я вас пока еще совсем не знаю, вы меня тоже,-- продолжал спокойно Светлов,-- очень может быть, что мы еще и разойдемся в чем-нибудь.
-- Что касается меня, я совершенно полагаюсь на вашу добросовестность.
-- Ну, не скажите этого. Сперва лучше всего некоторое время коситься друг на друга: посмотрим, мол, еще, что вы за человек. Это, по-моему, прочнее: не приходится жаловаться впоследствии.
-- Но я не могу себе представить, как это сразу не доверять человеку? -- сказала Прозорова.
-- Да вы ему, пожалуй, и доверяйте, а все-таки настороже стоять не мешает, пока вы его не знаете хорошо, пока он совершенно не выразится перед вами.
-- Но ведь это так трудно узнать...-- попыталась возразить Лизавета Михайловна.
-- Мне кажется, не особенно трудно. Человек всегда прорвется, хоть на мелочи, как бы он искусно не замаскировался.
-- Я, признаюсь, частенько ошибаюсь; впрочем, мне почти и не приходится наблюдать: я все дома сижу,-- заметила Прозорова.
-- Я думаю, и я не реже вашего ошибаюсь, а все-таки с каждой новой ошибкой чему-нибудь да и научишься. Вероятно, и с вами это случалось не раз?
-- Да, это правда,-- сказала она, серьезно подумав. Они снова помолчали.
-- Если вы мне позволите с сегодняшнего дня считаться учителем ваших детей,-- сказал Светлов,-- то я попросил бы вас об одном...
-- Ах, пожалуйста... Позвольте узнать ваше имя?
Светлов сказал.
-- Пожалуйста, Александр Васильич,-- повторила она,-- не стесняйтесь.
-- Я именно хотел просить вас -- в тех случаях, если б между нами вышло какое недоразумение по урокам, обращаться ко мне всякий раз прямо за объяснением. Мы так скорее поймем друг друга, а главное -- никогда не поссоримся.
-- Мне кажется, с вами трудно поссориться,-- сказала Лизавета Михайловна простодушно.
-- Ну, не говорите этого... не ручаюсь,-- рассмеялся Светлов.
-- В таком случае, я постараюсь сделать с своей стороны все, чтоб этого не случилось,-- улыбнулась Прозорова.
-- Постараемся оба. Кстати, я должен теперь же предупредить вас и еще об одной моей привычке, которая, сколько я испытал до сих пор, никогда не приходилась по вкусу родителям,-- сказал Александр Васильич, переходя в серьезный тон.
-- Скажите; это очень интересно,-- заметила Лизавета Михайловна.
-- Видите ли в чем дело: в начале уроков, с месяц времени по крайней мере, я занимаюсь с детьми без книг.
-- Как без книг? Совсем без книг? -- удивилась она.
-- Да, так-таки совсем без книг.
-- Но как же они будут учиться? Ведь им нужно уроки готовить.
-- Это ничего не значит. Сегодня утром, например, они выслушают меня, вечером припомнят все, обдумают, а завтра у них уже окажется известная доза знания -- правда, небольшая,-- но зато это будет нечто самостоятельное. В этом случае я исхожу из той мысли, что дети прежде всего должны быть как можно больше заинтересованы знанием; надобно, чтоб в них развилась сознательная жажда к нему, чтоб жажда эта вытекала непосредственно из них самих, при участии их собственной воли, а не прививалась к ним искусственными мерами. Тогда они постепенно втянутся в книгу. Надо, чтоб они смотрели на книгу, как на товарища, у которого больше сведений, чем у них, а не как на несколько листов печатной бумаги, где каждый столбец, по необходимости, стал бы представляться им маленьким тираном, требующим к известному сроку знания "отсюда и досюда",-- сказал Светлов, указав пальцем на столе две противоположные точки.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Шаг за шагом"
Книги похожие на "Шаг за шагом" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иннокентий Федоров-Омулевский - Шаг за шагом"
Отзывы читателей о книге "Шаг за шагом", комментарии и мнения людей о произведении.