» » » » Светлана Хмелевская - Философия


Авторские права

Светлана Хмелевская - Философия

Здесь можно купить и скачать "Светлана Хмелевская - Философия" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Литагент «Когито-Центр»881f530e-013a-102c-99a2-0288a49f2f10, год 2002. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Светлана Хмелевская - Философия
Рейтинг:
Название:
Философия
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2002
ISBN:
5-9292-0051-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Философия"

Описание и краткое содержание "Философия" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии рассмотрены общие вопросы, связанные с изучением философии: ее предмет, функции, роль в обществе, кратко изложена история философии, отдельно выделена тематика онтологии и гносеологии, философской антропологии.

Для преподавателей и студентов юридических, а также иных вузов, где преподаются гуманитарные и социально-экономические дисциплины.






Вместе с тем, нельзя абсолютизировать объективную сторону развития философского знания, ибо философия – это не просто «эпоха, схваченная в мысли», а еще и вид творчества, где ведущей стороной выступает, прежде всего, личность, ум и талант самого мыслителя. Для того чтобы глубоко и полно ответить на вопрос о смысле жизни и назначении человека, философ «переживает», «примеряет на себя» излагаемые им истины, отказаться от которых он может, лишь отрекшись от собственного Я. Каждая вновь появившаяся философская концепция не преодолевает уже существующие в смыслообразующих вопросах жизни, а очерчивает новые грани: как не устаревают шедевры литературы, живописи, архитектуры, так и не покрывается пылью столетий значение произведений великих философов. Устарело ли сегодня учение Платона о благе? Важны ли в наше время кантовские идеи категорического императива? Вопросы эти риторические: во все времена каждое поколение людей вновь и вновь будет задаваться проблемой смысла жизни, заново делая свой моральный выбор, опираясь при этом на многочисленные варианты ответов, данных гениальными мыслителями прошлого и настоящего.

Осмысление человеком самого себя и окружающего мира происходит в философской рефлексии иначе, чем в других видах познания. Философия обращается к самым началам, исходным пунктам размышления, к фундаменту бытия, находя за обычными жизненно-конкретными вещами, явлениями и процессами нечто общее, что связывает их воедино.

Сущность философии как мировоззрения состоит в построении общей системы взглядов на окружающую действительность и на самого человека с позиций концептуально-понятийного сознания. Философия в отличие от других типов мировоззрения носит теоретически обоснованный характер. Кроме того, философия представляет собой всеобщее мировоззрение, охватывающее природу, общество и человека в целом. Между тем существуют различные типы философских мировоззрений и соответственно этому различные отношения между их научными и вненаучными элементами. «Научная сторона философского мировоззрения проявляется в том, что оно учитывает достижения частных наук, обобщает их. Вненаучная сторона философского мировоззрения проявляется в личности философа, которая неизбежно в этом мировоззрении отражается»[9].

Мировоззренческий характер философии выражается на трех уровнях: индивидуально-личностном, социально-групповом и родовом. Любая философская система содержит в себе как конкретно-исторические, так и общечеловеческие представления. Общечеловеческие ценности и нормы воспроизводятся в любой исторической эпохе, но форма этого воспроизводства зависит от социальных отношений, характерных для данного общества. Очевидно, что реальный синтез всеобщего и единичного возможен в особенном. Поэтому философия выражает решение собственных проблем через призму интересов определенных социальных групп. Любая философская система при известных условиях может стать идеологией. При этом под идеологией мыслится отражение общественного бытия через социально-групповые или классовые интересы. «Идеология всегда выражает интересы части общества, ее главный принцип – не принцип объективности, как в естественных науках, а принцип партийности»[10]. Партийность понимается как определенность социальной позиции субъекта.

Идеология формирует общую систему ориентаций членов данной социальной группы. Философия как определенное мировоззрение может быть включена в сферу политических интересов, выражая взгляды той или иной социальной группы, став тем самым ее идеологией. Партийность в философии означает не что иное, как классовую (социально-групповую) направленность мировоззрения. Превращение философских систем в род идеологических доктрин может вести к их конфронтации в общем лоне философского знания. Диктат той или иной философской теории, ставшей господствующей идеологией, выражается в подавлении, в конечном итоге, философской рефлексии. В этом случае ее самодетерминация, самоконтроль заменяются внешней силой, что неминуемо приводит к стагнации в развитии философского знания. Философия тогда выполняет свое предназначение, когда философская рефлексия самодостаточна и существует как открытая система.

Философия не сводима только к системно-рациональному освоению мира. Любое философское учение содержит в себе определенный эмоциональный импульс. Философия «производит» в категориальных формах мировоззренческие идеи, которые обретают, наряду с логическим, адекватное образное и эмоциональное выражение. Отсюда близость философии к искусству, художественным формам постижения бытия. Кроме того, философские системы, также как творения художников, поэтов всегда неразрывно связаны с именем своего творца, а поэтому личностно-персонифицированы. Философия и искусство – видимо, единственные формы общественного сознания, способные, не жертвуя неповторимостью уникально личностного бытия творца, мыслителя, проникать в сущность человеческого мышления и чувствования.

Очень часто в истории философия и искусство пересекались и по содержанию, и по форме. Так, среди философствующего сознания выделяют философски ориентированные направления литературы, живописи. Достаточно вспомнить немецкое Просвещение – с философскими стихами Гете, драмами Лессинга. Характерно это и для русской культурной традиции. В русской истории имелись периоды интенсивного развития самосознания общества, которые отличались стремлением философски осмыслить все явления действительности и выразить эти взгляды в художественных произведениях. Например, это наблюдалось в русском религиозно-философском Ренессансе второй половины XIX – начала ХХ веков, в так называемый Серебряный век отечественной культуры. Религиозно-философские искания того времени, опиравшиеся на идеи Ф. Достоевского и Вл. Соловьева, не были потоком, изолированным от общего потока культуры. Так же, как и музыкальное творчество А. Скрябина, И. Стравинского, картины К. Сомова, Л. Бакста несли в себе громадный мировоззренческий заряд, шли в том же русле культурного обновления, вырастали из той же почвы, что и религиозная философия того времени.

Да и сами философы часто прибегали к художественным средствам для придания образности, эмоциональности своим рассуждениям, что отчетливо выразил А. Камю: «Хочешь быть философом – пиши романы!»

Существуют два основных канала влияния философии на художественное творчество – на мироощущение художника и на процесс выработки художественной картины мира. При этом важно отметить, что философские представления не могут непосредственно прилагаться к процессу создания художественного произведения. При таком прямолинейном подходе обычно проявляется дидактическое, морализаторское искусство. В свою очередь, само искусство развивает эстетическую функцию философского творчества. Философию роднит с искусством не только личностная «окрашенность» (отражение во всеобщем уникального единичного опыта мыслителя), но и определенная общность объекта (в центре и философии, и искусства – внутренний мир человека), наличие не только познавательных, но и ценностных аспектов, общность способа освоения действительности (целостное восприятие мира), совпадение целей (одухотворение человека), общие приемы познания действительности.

Вместе с тем философия выступает и как гуманитарное знание. Объектом гуманитарного знания являются внутренний мир человека, мир духовной культуры общества. Поэтому философия, осмысливая проблематику, связанную с вопросами духовного и душевного начал человека и общества, относится тем самым и к гуманитарному познанию. Последнее характеризуется рядом отличительных особенностей: в нем фигурируют специфические познавательные приемы (эмпатическое видение, понимание и т. д.), велика роль личностных аспектов самого исследователя, а значит, и наличие ценностных суждений, при этом познавательное отношение базируется на диалогичности субъекта и объекта. Все названные признаки внутренне присущи философии, определяют в ее содержании такие черты, которые заставляют относить ее к гуманитарному знанию.

Философия, будучи мировоззрением, не может не функционировать на обыденном уровне сознания, в связи с чем возникает вопрос о соотношении философского и обыденного видов знаний. Эта проблема имеет несколько аспектов. Во-первых, философия по своему генезису связана, в том числе, и с обыденным знанием. Во-вторых, философ, создавая собственную концепцию, так или иначе соотносит ее с суждениями здравого смысла. В-третьих, само проблемное поле философии формируется и под влиянием обыденного уровня бытия, непосредственного повседневного окружения. В-четвертых, в конечном итоге, одной из целей философии является влияние на мировоззрение людей, что невозможно без популяризации выдвинутых философских идей. В-пятых, само обыденное сознание стихийно вырабатывает философские суждения и принципы («житейская мудрость»).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Философия"

Книги похожие на "Философия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Светлана Хмелевская

Светлана Хмелевская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Светлана Хмелевская - Философия"

Отзывы читателей о книге "Философия", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.